PDA

Просмотр полной версии : 8595. РИ vs СССР


Патриот Руси
22.04.2020, 15:50
https://nampuom-pycu.livejournal.com/240571.html

Бюрократия в Российской Империи и СССР.
Jan. 13th, 2018 at 2:35 PM

На рубеже XVII-XVIII веков всех «приказных людей» в России насчитывалось около 4,7 тысячи, тогда как в Англии в начале XVIII века, при вчетверо меньшем населении – 10 тысяч. При Петре I, как пишет Селюнин, в России было 905 «контор» (и это кажется ему «убийственным» доводом), между тем при ближайшем рассмотрении большинство этих «контор» окажется учреждениями типа уездных воеводских канцелярий со штатом 1-2 человека. В крупнейших учреждениях того времени – коллегиях (наших министерствах) насчитывалось всего по 20-30 человек. Да о чем говорить, если даже через 30 лет после Петра – в середине XVIII века всех ранговых гражданских чиновников в России насчитывалось всего 2051 человек (с канцеляристами – 5379). В 1796 году ранговых чиновников было 15,5 тысячи, в 1804-м – 13,2 тысячи, в 1847 году – 61 548, в 1857 году – 86 066 (плюс 32 073 канцеляриста), в 1897 году – 101 513, в начале XX века – 161 тысяча (с канцеляристами 385 тысяч), наконец, к 1917 году в Российской Империи всех государственных служащих было 576 тысяч. Стоит сопоставить это с тем, что во Франции уже в середине XIX века (при вдвое меньшем населении) чиновников было до 500 тысяч; что в Англии (где профессиональная гражданская служба получила законодательное оформление лишь в середине XIX века) к 1914 году их насчитывалось (при втрое-вчетверо меньшем населении) 779 тысяч, что даже в США, где «закон о гражданской службе» был принят только в 1883 году, к этому времени насчитывалось до 140 тысяч служащих только в федеральном аппарате, а в 1900 году (при в 1,5 раза меньшем населении) – 1 миллион 275 тысяч (в том числе 186 тысяч в федеральном аппарате), что, наконец, в Германии в 1918году (при в 2,5 раза меньшем населении) союз чиновников объединял 1,5 миллиона человек — и станет ясно, что среди европейских стран Российская Империя не только стояла на последнем месте по числу чиновников, но в пересчете «на душу населения» уступала им по этому показателю в 5–8 раз, при том что многие врачи, инженеры, преподаватели имели классные чины, в частности, профессора и директора гимназий и реальных училищ обычно имели «генеральский» чин действительного статского советника, академики – тайного советника и т.д., т.е. также числились чиновиками. В 1914 году всех жандармских офицеров в стране было менее одной тысячи (35 генералов, 407 штаб- и 555 обер-офицеров).
Положение изменилось на диаметрально противоположное как раз после захвата власти большевиками, когда тотальная национализация экономики неизбежно умножила число государственных служащих, превратив в них практически всю интеллигенцию, потребовав массу новых управленцев. В Российской Империи бюрократия никогда не распространялась на всю экономику или даже значительную ее часть. Достаточно сказать, что в 1923-1924 годах наименований должностей в госаппарате было свыше 2000 вместо 600 до революции. Несмотря на потери в мировой и гражданской войнах и отпадение огромных территорий с многомиллионным населением, уже в конце 1919 года только в 33 губерниях Европейской России было 2,36 млн. служащих. На XV съезде Орджоникидзе говорил о том, что в управлении в СССР занято 33 человека на 1000 населения, тогда как, например, в Германии – 20 человек. И несмотря на некоторые сокращения (иногда весьма значительные, например, в 1923–1924 годах на 28,5 процента), советский аппарат продолжал расти, увеличившись за 1925–1928 годы с 1,8546 до 2,2302 млн. человек. Таким образом, всего за 10 лет (включая годы НЭПа) число государственных служащих увеличилось почти вчетверо, опередив прочие страны, и поддерживалось вплоть до развала СССР советско-коммунистической номенклатурой. Наиболее гипертрофированно в Советском Союзе увеличивалась численность репрессивных органов; например, в одном только НКВД к 1941 году насчитывалось 41589 оперативных служащих.

Von-hoffmann
23.11.2025, 18:52
https://von-hoffmann.livejournal.com/3382715.html

https://sun1-47.userapi.com/s/v1/ig2/tEloIHj6p7_Jk9OX6LGftn1EDYy3L3W5KrC1nvYBh9X4funEdE 5B6bTia6uzMYNBBL-ss67Ti88wnYz8vjdemi_R.jpg?quality=95&as=32x32,48x48,72x72,108x108,160x160,240x240,360x3 61,480x481,540x541,548x549&from=bu&cs=548x0
Так что собой все же представляет этот взрастивший титанов и атлантов, богатырей и монахов, а, в конечном счете, нацию (язык), несущую в мир Слово Божие, столь невозможный пониманию инородцев и иноверцев, — РУССКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ?

Постараемся определить.

Самой неотъемлемой его частью, а точнее его основой, является нестяжание земных временных благ. И вот по какой причине:

«ПРИИДИТЕ НЫНЕ, БОГАТИИ, ПЛАЧИТЕСЯ И РЫДАЙТЕ О ЛЮТЫХ СКОРБЕХ ВАШИХ ГРЯДУЩИХ НА ВЫ.

БОГАТСТВО ВАШЕ ИЗГНИ, И РИЗЫ ВАШЯ МОЛИЕ ПОЯДОША.

ЗЛАТО ВАШЕ И СРЕБРО ИЗОРЖАВЕ, И РЖА ИХ В ПОСЛУШЕСТВО НА ВАС БУДЕТ И СНЕСТЬ ПЛОТИ ВАШЯ АКИ ОГНЬ: ЕГОЖЕ СНИСКАТЕ В ПОСЛЕДНИЯ ДНИ.

СЕ, МЗДА ДЕЛАТЕЛЕЙ ДЕЛАВШИХ НИВЫ ВАШЯ, УДЕРЖАННАЯ ОТ ВАС, ВОПИЕТ, И ВОПИЕНИЯ ЖАВШИХ ВО УШИ ГОСПОДА САВАОФА ВНИДОША» [Иак 5, 1–4].

И понимание ответственности за взимание излишеств со своих подданных шло, в первую очередь, от самого правителя Русского государства. А потому и все ему иные подчиненные прекрасно знали то, что плата с подданных взимается лишь по минимуму — за охрану государственных границ. Каждая излишне взятая копейка могла перевесить ржавчиной внутреннего содержания червоточины и утащить своею тяжестью в тартар неправедно нажившего ее господина, поставленного для руководства вверенными ему Русскими людьми. Потому господа прекрасно при этом понимали, что: се мзда делателей, делавших нивы ваша!..

Вот по какой причине:

«…в старину многие люди считали Божьим наказанием не бедность, а богатство»[1].

А потому и отношение просматривается много иное, нежели в те же самые времена в иных странах у иных народов:

«Ведь человек, получающий благодаря богатству огромные возможности творить добро и не делающий этого, — во сто раз больший грешник, чем тоже не делающий, но и не имеющий соответствующих возможностей»[2].

«Надменный боярин, богатый гость, разжившийся посулами дьяк… — все заискивали в нищем; всем нищий был нужен; все давали ему крохи своих богатств; нищий за эти крохи молил Бога за богачей; нищий своими молитвами ограждал сильных и гордых от праведной кары за их неправды. Они сознавали, что бездомный, хромой или слепой калека в своих лохмотьях сильнее их самих, облеченных в золотные кафтаны. Подобно тому царь… в неделю мясопустную приглашал толпу нищих в Столовую палату, угощал их и сам с ними обедал»[3].

О том свидетельствовали и иностранцы. Австрийский посол Иоанн Фабр в 1528 году писал своему императору в донесении о Московии:

«…раздавая не секундную, но щедрую милостыню, не вынужденно и сжавши сердце, но со всем доброхотством и всею ласковостию, они сеют покаяние, окропляя оное постом, молитвою и всем, что его питает, возвращает и соделывает совершенным, дабы некогда обильно пожать спасение, отпущение грехов, благодать и жизнь вечную, к чему все мы всегда и всеми силами сердца должны стремиться»[4].

А вот как жил русский человек в еще более древние времена:

«Славяне создавали племенные союзы, нанимали князей для охраны, в общем, жили достаточно неплохо. На селищах находят, например, венецианское стекло. Представьте, сколько должен был стоить стеклянный сосуд, если его в XI веке нужно было привезти из Италии? И это поселение, то есть деревня, даже не город! Здесь же попадаются и раковины каури. А это Индийский океан, между прочим. Бусы из Сирии, украшения с Кавказа и из Византии — у жителей Подмосковья все было»[5].

И какие же сумасшедшие деньги нужно было зарабатывать рядовому жителю нашей деревни, чтобы иметь в своем деревенском обиходе предметы промыслов аж с Индийского океана?!

Окунемся в небольшое исследование причин нашего удивительнейшего достатка, не встречаемого ни в одной стране мира.

Вот как, например, оценивался труд переписчиков и переплетчиков книг:

«Несмотря на большое число переписчиков по ремеслу, цена книги была очень высока; Евангелие XIV в., написанное плохо и на дурном пергаменте, стоило около 200 руб. Это, однако, не останавливало спроса на них, так как книга в Древней Руси пользовалась большим почитанием»[6].

А ведь 200 руб. по тем временам представляли собой целое состояние: это огромное стадо из трех сотен коров!

Но грамотными-то, до прихода к власти в стране масонских династий, были у нас поголовно все. Именно на это указывают обнаруженные в Смоленске, Торжке, Пскове, Витебске, Мстиславле, Твери, Москве, Нижнем Новгороде, Вологде, Старой Рязани, Звенигороде Галицком, Великом Новгороде и Старой Русе берестяные грамоты. То есть письма простолюдинов тех еще времен, когда в качестве бумаги использовалась береста, на которую всегда так богата была наша страна Россия.

Но не только владение письменностью могло приносить столь удивляющие своей значительностью доходы в допетровской Руси, где еще и после смутных времен уровень жизни долгое время оставался очень высок:

«Имеющиеся сведения, относящиеся к 1674 г., говорят о том, что средний заработок в день рабочих-металлистов составлял для мастера 57 коп., для подмастерья — 38 коп., для работника — около 10 коп… По тем временам, учитывая дешевизну продуктов, такая оплата была… одной из самых высоких в мире. На эти деньги даже работник мог купить в день не менее 50 кг ржи, а уж мастер был очень зажиточным человеком»[7].

И вот сколько ржи зарабатывал уже советский колхозник, что следует из свидетельств старожилов, опрошенных в 1998–2004 гг. в Кемеровской области:

Док. 106

Павленко Андрей Николаевич родился в 1926 г. в с. Новожетково Приморского края. Рассказ записал внук Лебедев Денис в 2000 г.:

«Мать-то денег не получала, только — палочки. А за каждую палочку выдавали 200 г зерна. В год получалось 60 кг зерна. Смешно[8]!»

Да уж не слишком-то…

То есть за год в стране советов зарабатывали столько, сколько в России царя Алексея Михайловича зарабатывали за один только день!!!

Док. 81

Горцевская (Рябцева) Пелагея Михеевна родилась в 1923 г. с. Большие сети Курской области. Беседу вела внучка Горцевская Светлана в 2001 г. (г. Осинники):

«колхозники работали за колышки. Так трудодни назывались. Потому что за эти трудодни с урожая полагалось по 200 граммов зерна»[9].

Причем, заработок этот колхозный делился и на тех, кто в колхозе не работал — то есть на маленьких детей:

Док. 113

Бабикова Ксения Даниловна родилась в 1928 г. в д. Барановка Щегловского района нынешней Кемеровской области. Рассказ записала Лопатина Наталия в 1999 г. (спецэкспедиция фонда «Исторические исследования»), (д. Барановка):

«Свои рабочие 200 г делила с моей младшей сестрой и с детьми родственников, которые у нас тогда жили»[10].

То есть получалось на каждого по 50 г в день! Причем, если детей родственников только двое…

Но это еще что. В самой, как нам врали, якобы счастливой стране мира, сэсэрии, бывало, что на человека приходилось хлеба и еще меньше.

Док. 78

Масякин Николай Данилович родился в 1922 г. в с. Ступишино Тяжинского района нынешней Кемеровской области. Рассказ записала внучка Масякина Юлия в 1999 г. (г. Кемерово):

«В колхозе жилось очень трудно. Деньги не платили. А за один трудодень давали всего 200 г зерна. В нашей семье работало 5 человек. Но за год мы заработали всего 500 трудодней и получили всего 100 кг зерна. А что эти 100 кг на нашу семью из двенадцати человек[11]?..»

То есть большевики выделили работающим день и ночь людям по 20 г в день на человека!!!

Но по 200 г за пахоту от зари до заката (с 4.00 утра до 11.00 вечера) — это для советских колхозников еще не плохо. Вот каковы бывали у них заработки:

Док. № 83

Стрельникова (Минаева) Мария Ефимовна родилась в 1923 г. в д. Елань Саратовской области. Рассказ записала Тамарлакова Юлия в 2001 г. (г. Красноярск):

«за трудодень ставят палочку в табель, а потом считают и выдают за один трудодень 150 граммов зерна»[12].

И это, заметим, вовсе не про голод начала 30-х все вышесказанное — это вообще про довоенные нормы оплаты их труда советским колхозникам…

Мы не знали про такое? Тогда что вообще о своей стране СССР мы знали???

А вот что говорится о послевоенных нормах. То есть нормах на хлеб в стране победительнице:

«Самые яркие воспоминания детства — моменты, когда в доме появлялся хлеб. 50 граммов на человека — это был праздник. Я его не ела, потому что было жалко, а прятала под одеялом. Его съедали сестры. Я не обижалась и не плакала, считала, что они более достойны этого куска хлеба. До сих пор удивляюсь, почему я тогда не чувствовала голода. Из-за еды я плакала в детстве всего один раз — когда нечаянно проглотила карамель. Было обидно, что не распробовала вкуса. Мама успокаивала: мол, конфета в моем животе, — но мне от этого было не легче. Манную кашу я впервые попробовала в 15 лет. До сих пор помню тот удивительный вкус»[13].

Умерло в ту пору от 5 до 8 млн. человек: коммунистам требовалось победителей вернуть в свое «естественное» состояние после захвата власти большевиками в 1917 г. — то есть вернуть в стойло. И лучшего средства для этого, чем голод, еще не придумано. А потому выращенный в России хлеб они повезли в Германию — раскармливать им, дабы нам не отдавать, недобитых фашистов…

Итак, даже чернорабочий во времена Алексея Михайловича получал в 300 раз больше, чем за ничуть не меньший труд колхозник в СССР. Мастер же, то есть квалифицированный рабочий в металлургической промышленности, получал аж в 1 800 раз больше советского колхозника!!! То есть один день мастерового в допетровской Руси оплачивался как пять лет работы людей, угодивших в социалистическое ярмо, которое полностью завершится лишь в начале 80-х, когда в 1981 году последний советский государственный раб, то есть колхозник, получит свой паспорт.

А ведь имел дневную зарплату русский мастеровой человек в размере колхозника за целую пятилетку в те времена, когда предшественниками Петра I позиции русского человека были уже достаточно изрядно поколеблемы необыкновенно к тому времени возросшим количеством иноземцев Кукуевой слободы, которым на откуп иностранным купцам ушедшими в подражание Западу правителями были к тому времени отданы многие наиболее доходные сферы деятельности русского мастерового человека. Да и крепостная зависимость была уже юридически оформлена «Тишайшим». Но видимость свободы пока оставалась. Потому, во избежание бунтов, заработная плата еще оставалась прежней — привычной русскому человеку.

Но вот какие доходы долгие годы приучался иметь от своей трудовой деятельности русский человек. При постройке Георгиевской церкви в Киеве Ярославом Мудрым в середине XI в. было предложено каменщикам:

«…“за труд по ногате в день”. За ногату в те времена можно было купить целого барана. Подобный уровень оплаты подтверждается и в “Русской Правде”… Однако не только квалифицированные работники получали такую высокую оплату. Батрачка в деревне XII в. получала за сезон (обычно с конца апреля и до октября), кроме содержания на хозяйских харчах, гривну кун или 20 ногат, то есть могла купить 20 баранов…

В псковской летописи сохранились сведения о постройке каменной стены в г. Гдове. Зарплата работников на этой стройке составляла 1,5 новгородских деньги в день. По ценам новгородских писцовых книг XV в. за эти деньги можно было купить полбарана или 24 кг ржи»[14].

А теперь перекинем-ка эти деньги уже на наш, столь родной, советский заработок рядового инженера семидесятых-восьмидесятых годов, по-особому сегодня расхваливаемый на всех углах этой странной большевицкой пропагандой (странные люди: они большевизм возвратить желают, несмотря на то, что в нынешнем российском парламенте заседают практически одни большевики).

Итак, заработок ИТР в стране советов начинался со ста рублей и не превышал своими размерами, к завершению трудовой деятельности, двухсот. В среднем же он равен 150 руб.

Пробуем найти древнерусский эквивалент этой заработной плате. Для этого необходимо совместить разложенного по косточкам барана с расценками времен «развитого социализма» на получаемые из него продукты питания и элементы одежды — бараньи шкурки.

Бараний вес, как известно, равен сорока килограммам. Отбросим вес головы, внутренностей и шкурки, что никак не превысит и 10 кг. То есть 30 кг бараньего мяса умножаем на его рыночную тех времен цену — 6 руб. (купить такое мясо в магазине, кроме как в Москве, в советской России было просто не реально). Выделанная шкурка стоила 70 руб. Отнимем 20 руб. за ее выделку. Получим 50 руб. выручки после продажи самой шкурки скорняку. Итого: 230 руб. 00 коп. — такова цена нашего барана.

То есть начальная зарплата молодого специалиста была равна половине барана. И лишь много позже, уже к завершению своей трудовой деятельности, его зарплата несколько приблизится к возможности приобретения барана целого. Однако не в пол дня, как получал за свою работу каменщик в XI в. при Ярославе Мудром, но за целый месяц…

Батрачка в деревне XII в. получала, живя на всем готовом, в сравнении со средней зарплатой инженера (150 руб.) — вшестеро больше (20 бар. : 5 мес. = 4 бар./мес. [230 руб. × 4 бар. = 920 руб. : 150 руб. = 6 раз])! Правильнее сказать: 6 инженеров в расхваливаемой всеми и вся и на все лады стране грёз сэсээрии зарабатывали для прокорма своих семей столько, сколько одна батрачка в деревне, то есть наименее из всех иных оплачиваемый работник, в XII веке!

Итого: пасти гусей на Святой Руси, живя весь летний сезон на всем готовеньком, оказалось в шесть раз выгоднее, нежели вести строительство даже не в роли рядового каменщика, но инженера, в столь некоторыми и по сию пору любимой до слез социалистической державе где-нибудь в Рязани или Куйбышеве, Новосибирске или Нижнем Тагиле.

Источники:

[1] Белов В.И. Лад. Православное Свято-отеческое общество. 1982.

[2] Медведев В.С., Хомяков В.Е., Белокур В.М. Национальная идея или Чего ожидает Бог от России. Издательство «Современные тетради». М., 2005. С. 262.

[3] Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. «Эксмо». М., 2006. С. 423.

[4] Фабр И. Донесение д. Иоанна Фабра его высочеству Фердинанду, Инфанту Испанскому, Ерцгерцогу Австрийскому, Герцогу Бургундскому и Правителю Австрийской Империи, о нравах и обычаях Московитян//Отечественные записки, Часть 27. № 75. 1826. С. 58–59.

[5] «Огонек-регионы» 2003 № 1. ООО «Издательство “Огонек-пресс”». М., 2003. С. 70.

[6] Полный богословский энциклопедический словарь. Том II. Издательство П.П. Сойкина. «Возрождение». С.-Пб.,1992. С. 1386.

[7] Платонов О. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Православное издательство «Энциклопедия русской ци-вилизации». М., 2000. С. 275.

[8] Лопатин Л.Н., Лопатина Н.Л. Коллективизация и раскулачивание в воспоминаниях очевидцев. М., 2006.

[9] Там же.

[10] Там же.

[11] Там же.

[12] Там же.

[13] Колчин М., Шарафиев И. 70 лет назад в России случился последний массовый голод. «Медуза» записала рассказы тех, кто его пережил

[14] Платонов О. Святая Русь. Энциклопедический словарь русской цивилизации. Православное издательство «Энциклопедия русской ци-вилизации». М., 2000. С. 275.

Найдено здесь: https://vk.com/historydoc?w=wall-27569095_3709766