https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2094172-echo/
10:00 , 09 декабря 2017
автор
Один Высоцкий
Цитата:
День в институте санитарный,
А здесь — наука на мази:
Один — талант, другой — бездарный,
Но оба — по уши в грязи.
Спасибо вам за ваши муки,
И верьте искренним словам, —
Случится что у вас в науке —
Мы всем селом приедем к вам.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1972)
|

Фотопроба к фильму «Хозяин тайги», 1968 год
https://echo.msk.ru/files/2852442.mp3
https://cdn.echo.msk.ru/files/2852444.mp3
Поездка в город: слушать
Это, наверное, самая знаменитая песня Владимира Высоцкого про отношения города и деревни.
Между которыми должна была произойти смычка, а пролетарии с трудовым крестьянством обязаны были составить единый кулак для успешного построения коммунизма. Написана эта песня в 1969 году. А эта запись сделана в том же году в гостях у хороших знакомых и почти соседей Высоцкого по улице Телевидения художников Тамары Кормушиной и Бориса Диодорова.
Высоцкий был насквозь городским жителем, причем жителем столичным.
Но в песне про «поездку в город» прекрасно обрисовал ситуацию, сложившуюся после полувека существования советской власти и накануне столетия Ленина. Когда всё и везде было в дефиците, когда любую более или менее стоящую вещь нужно было не покупать, а «доставать». Когда в деревнях не было вообще ничего, и сельские жители ехали за всем подряд в город. Да и города были разделены на категории снабжения и жили очень скромно.

Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин во время съёмок фильма «Хозяин тайги». Выезжий Лог, лето 1968 года
Ну а поскольку лирический герой «Поездки в город» вознамерился отовариться аж в валютном магазине, то ехал он или в Москву с Ленинградом, или в крупный областной центр, или в какой-то порт или морской курорт – только там, и то далеко не везде, имелись валютные магазины, появившиеся, кстати, в середине 60-х, то есть незадолго до написания песни.
Впрочем, мы немного ушли от темы.
Так вот, Высоцкий, хоть и был прожженным горожанином, но сельский опыт имел. Еще в 1958 году студент Школы-студии МХАТ, 20-летний Володя Высоцкий поехал с однокурсниками – причем, в отличие от многих товарищей, с большим удовольствием и любопытством – на целину, где выступал с концертами и перед целинниками, и перед местным населением. Впрочем, не все население было местным. Были там и репрессированные насильственные переселенцы. Но это было в любом случае прикосновение именно к сельскому быту.

Владимир Высоцкий (бригадир сплавщиков Иван Рябой) во время съёмок фильма «Хозяин тайги». Выезжий Лог, лето 1968 года
Ребята показывали и серьезные отрывки из спектаклей, и просто развлекали народ разными веселыми номерами, и обязательно пели куплеты на злобу дня, которые практически тут же и сочиняли по мотивам рассказов самих селян.
Куплеты эти, увы, до нас не дошли.

Студенты школы-студии МХАТ на гастролях в Павлодарской области (Казахстан), июнь 1958 года. Фото Владимира Комратова
И вообще чисто деревенских песен у Высоцкого почти нет.
Но есть, например, сказочная стилизация про деревенских богатырей-хулиганов из села Большие Вилы.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2852450.mp3
Про двух громилов – братьев Прова и Николая: слушать
Это, между прочим, единственное полное исполнение песни.
Запись сделана на студии в Даугавпилсе в 1971 году.
А в 1966 году Владимир Высоцкий написал уже настоящую сельскую историю – причем в двух частях.
Это хорошо известные «Два письма». В первой части супруга пишет непутевому, судя по всему, но любимому мужу, уехавшему в столицу на сельскохозяйственную выставку. Мужа, как это часто бывает у Высоцкого, зовут Николай.

Владимир Высоцкий на пробе к фильму Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» на роль прораба в новелле «Напарник». «Мосфильм», 1965 год
https://cdn.echo.msk.ru/files/2852456.mp3
Письмо на выставку: слушать
Эта запись сделана у Константина Мустафиди в 1973 году.
Тогда же Высоцкий сразу же спел и ответное письмо Николая.
Письмо из Москвы в деревню: слушать
Что характерно, Николай, поехавший в Москву на сельскохозяйственную выставку, на досуге занимается примерно тем же, чем и герой «Поездки в город» – достает диковинные для деревенских жителей товары.
Только не для всей родни сразу, а только для любимой супруги.

Владимир Высоцкий во время съёмок фильма «Хозяин тайги». Выезжий Лог, лето 1968 года. Фото С.Вишневского
Был у Высоцкого и еще один интересный сельский опыт.

Владимир Высоцкий (Андрей Пчёлка) и Светлана Светличная (Павлина Хуторная) во время съёмок фильма «Стряпуха». Кубань, июнь 1965 года
В 1965 году он снимался на «Мосфильме» у Эдмонда Кеосаяна в фильме «Стряпуха» в роли тракториста Андрея Пчёлки.

Андрей Пчёлка (Владимир Высоцкий)
Картина получилась легкой, но непритязательной.
«Стряпухе» было далеко до знаменитых эталонных лубочных «Кубанских казаков», но в ней тоже показывалось нечто чрезвычайно далекое от реальной жизни колхозников. Это было советское сельскохозяйственное фэнтези, жизнь деревни, какой ее хотели бы видеть, но какой фактически нигде в колхозах не было.

Георгий Юматов (Серафим Чайка) и Владимир Высоцкий (Андрей Пчёлка) в фильме «Стряпуха». Кубань, июнь 1965 года
В «Стряпухе» снимались Светлана Светличная, для которой это была первая большая роль, Людмила Хитяева, Инна Чурикова, Георгий Юматов, Валерий Носик, Константин Сорокин.
О съемках фильма даже рассказывали в киножурнале. Правда, перепутали фамилию героя Высоцкого и назвали его Пчёлкиным.
https://youtu.be/5gx8bTJIySo
Киножурнал «По Дону и Кубани» №28, октябрь 1965 года
В картину Высоцкий попал по настоятельной просьбе старшего друга по Большому Каретному Левона Кочаряна.
Кочарян уговорил Эдмонда Кеосаяна взять Володю, чтобы Высоцкий мог и денег заработать, и вырваться из постоянных гулянок в московской компании.

Владимир Высоцкий во время съёмок фильма «Стряпуха». Кубань, июнь 1965 года
Впрочем, на съемках все тоже было не так просто.
Высоцкий писал своему другу Игорю Кохановскому: «Ничего, кроме питья, в Краснодаре интересного не было, стало быть, про этот период – всё». Впрочем, весело время проводила там фактически вся группа. Снимали два месяца непрерывно. Вставали в 5-6 утра, а ложились глубокой ночью. Все были молодые, озорные, выпивали, балагурили, всегда под рукой была гитара, а Высоцкий как обычно был в центре внимания и постоянно пел или блатные песни, или свои.

Владимир Высоцкий (Андрей Пчёлка) и Людмила Хитяева (Галина Сахно) в фильме «Стряпуха». Кубань, июнь 1965 года
Но вот непосредственно для картины ничего не написал.
И хотя его герой дважды поет в кадре, озвучено это чьим-то чужим голосом. И даже в некоторых эпизодах вместо Высоцкого говорит кто-то другой. Да еще и перекрасили его в блондина.

В общем, странная история получилась, хотя годы спустя участники съемок вспоминали исключительно веселую, дружескую, позитивную атмосферу.
https://youtu.be/MCxzziVkWxg
«Потом я играл в «Стряпухе». Там впервые в жизни я пел, но меня озвучили. И пел я почему-то тенором в картине. Когда посмотрел себя на экране, просто не узнал. Долго возмущался, но было уже поздно…»
(Усть-Каменогорск, УК строительно-дорожный институт, октябрь 1970 года)
О фильме «Стряпуха» (Усть-Каменогорск, Центральный дом культуры, 14 октября 1970 года): слушать
https://cdn.echo.msk.ru/files/2857746.mp3
Но ни у кого из них роли в «Стряпухе» не получились особенно удачными.
А Эдмонд Кеосаян прославится совсем другими фильмами – прежде всего боевиками про «Неуловимых мстителей».

Эдмонд Кеосаян
А через семь лет после «Стряпухи» Высоцкий написал одну из самых знаменитых своих сатирических песен.
Как раз про смычку города и деревни. Колхозники ехали в город за товарами, а горожане ехали в колхозы помогать собирать урожай. Или, по крайней мере, ездили на овощебазы, чтобы уже собранный урожай сортировать. И практически никому из городских жителей не удалось избежать этой участи. Известно, что и актеры Театра на Таганке бывали на овощебазе и отдавали таким образом свой долг селу. И появилась на свет еще одна песня-письмо. Запись Константина Мустафиди, 1974 год.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2852458.mp3
Товарищи ученые: слушать

Архангельский лесотехнический институт, 13 марта 1968 года. Фото Александра Емельянова
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия Басина и Александра Ковановского.
А закончим мы отрывком из ранней песни «Я любил и женщин, и проказы…», последний куплет которой можно условно отнести к «деревенско-колхозному циклу».
Эти строки были исполнены лишь единожды, 7 ноября 1965 года. Квартира востоковеда, а в будущем известнейшего социолога Леонида Седова.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2852462.mp3
Я любил: слушать

Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин в ДК «Мир» (Дубна), 22 января 1969 года. Фото Леонида Андреева
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Казахстане», «Стряпуха».

Творческим объединением «РАКУРС» на протяжении нескольких десятилетий проводится кропотливая работа по поиску, изучению и систематизации документальной кинохроники и видеосъёмок, фотоматериалов и фонограмм, связанных с жизнью и творчеством Владимира Высоцкого.