Показать сообщение отдельно
  #196  
Старый 23.12.2017, 20:01
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 473
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 90. Книжка с неприличным названьем

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2113578-echo/
10:08 , 23 декабря 2017

автор
Один Высоцкий


Цитата:
На ее на пепельные косы,
Но ее заманчивый овал,
На ее культурные запросы
Я истратил весь свой капитал.

Что ж, она живет теперь, я знаю,
С очень честным, умным карасем,
Я теперь открытки получаю,
Там в конце: «Спасибо вам за все!»
https://echo.msk.ru/files/2865376.mp3
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1964)

Владимир Высоцкий — студент школы-студии МХАТ, 1959 год
https://cdn.echo.msk.ru/files/2865380.mp3
Что же ты, зараза: слушать

Нет, у нас с вами сегодня не будет продолжения рассказа о блатных песнях Владимира Высоцкого.
Мы будем говорить о любви и о том, как Высоцкий пел про любовь.

Владимир Высоцкий с Изой Жуковой. Москва, 1960 год

Но ведь не зря же во время одного из своих выступлений в ленинградском клубе «Восток» Владимир Семенович коротко сказал – как отрезал: «Я лирических песен не пою».

Кадр киносъёмки из документального фильма «Срочно требуется песня».
Ленинград, ДК пищевиков, клуб «Восток», 18 января 1967 года

Песню про «рыжую шалаву» Высоцкий спел для Константина Мустафиди в 1973 году, а написал ее приблизительно еще в конце 1961 года.
И знатоки творчества Владимира Семеновича знают, что мы с вами сейчас прослушали, скажем так, отредактированную версию этой песни. Потому что первоначальная была с плохим словом.

Валентин Буров, Елена Ситко и Владимир Высоцкий у служебного входа Театра им. А.С. Пушкина, Москва, май 1962 года. Фото Александра Стрельникова

Которым обычно характеризуют плохих женщин.
Впрочем, это плохое слово в русском языке может характеризовать вообще все что угодно и быть даже просто запятой между другими словами и мыслями.

Кстати – о неприличных словах.

Фрагмент рабочего автографа песни «То была не интрижка…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.36, л.6
https://cdn.echo.msk.ru/files/2865382.mp3
Книжка с неприличным названьем: слушать

Инна Рахлина и Владимир Высоцкий в квартире Рахлиных, Ленинград, 9 мая 1967 года.
Фото Михаила Балцвиника

Песня 1965 года, записанная опять-таки Константином Мустафиди в 1973 году.
Можно назвать этот период блатным. А можно как раз лирическим. Потому что, если подумать, в первой половине 60-х у Высоцкого было как никогда много песен об отношениях мужчины и женщины. Своеобразных – но отношениях.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2865384.mp3
Городской романс: слушать

Этот «Грустный романс про первую любовь» датируют 1963 годом, и это все тот же ранний Высоцкий, когда лирический герой выражал свои лирические чувства в криминальном антураже.
Любил как в первый и последний раз. Потому что и у самого героя, и у его подруги жизнь могла оказаться короче, чем им хотелось бы.

Владимир Высоцкий и Лионелла Пырьева на съемках фильма «Хозяин тайги». Красноярский край, Выезжий Лог, 1968 год

И это снова все тот же Константин Мустафиди, 1973 год.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2865392.mp3
Наверно, я погиб: слушать

А вот об этой песне стоит поговорить поподробнее.
Многие, особенно в прежние времена ошибочно полагали, что Высоцкий посвятил эти строки Марине Влади. Да и кому еще он мог бы их посвятить? Ведь Марина – француженка. Которая, конечно, была в Париже и не только в нем одном. Речь шла не о вымышленной героине, а вполне реальной. А какая советская женщина могла ездить запросто по миру?

Но когда песня была написана, то Высоцкий еще даже не познакомился с Мариной Влади.
И строки эти написал во время съемок картины «Вертикаль». А вдохновила Владимира Высоцкого на них актриса Лариса Лужина. В то время уже очень популярная.

Лариса Лужина и Владимир Высоцкий во время съёмки фильма «Вертикаль», 1966 год

С Высоцким они познакомились за несколько лет до тех съемок.
Володя дружил с ее будущим мужем, оператором Алексеем Чардыниным, подружился и с самой Ларисой. Лужина снялась в знаменитой тогда картине «На семи ветрах». Фильм отправили на фестиваль в Канны. И Лужина поехала вместе с другими членами группы во Францию. А потом объехала с этим фильмом чуть не полмира. Так что и про Осло, и про Варшаву, и про Иран – все правда.

Актриса вспоминала, что из всей съемочной группы «Вертикали» за рубежом тогда, кроме нее, никто не был.
И все с огромным интересом слушали ее рассказы про заграницу.

Владимир Высоцкий (радист Володя) и Лариса Лужина (врач Лариса) в фильме, 1966 год

А Высоцкий вообще всегда был очень внимательным слушателем, подмечавшим любые детали и подробности.
И однажды пришел к Лужиной и сыграл вот эту песню. Которую Лариса сперва приняла как очень уж ироничную, но потом всегда говорила, что Высоцкий сделал ей такой подарок, о котором можно лишь мечтать – целую песню!

Ну а мы пока послушаем еще одну песню из бездонной коллекции Константина Мустафиди.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2865400.mp3
Блатная цыганочка: слушать

Фрагмент белового автографа песни «Она на двор, он — со двора…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.60, л.2

Про Константина Мустафиди мы обязательно поговорим, посвятив ему отдельный рассказ.
Но он, по сути, первым сделал попытку записать песни Владимира Высоцкого на приличной аппаратуре, качественно, не торопясь, отобрав хороший материал. И благодаря Мустафиди многие ранние песни сохранились в совершенно ином звучании. И те же слова, что Высоцкий пел в 60-е, спустя десятилетие, у Мустафиди, звучали совсем по-другому.

Москва, июль 1972 года. Фото Аркадия Гершмана
https://cdn.echo.msk.ru/files/2865402.mp3
Я любил: слушать

Уж сколько песен, в том числе и лирических, спел Высоцкий как бы от лица хулиганов и жуликов.
Но лирический герой может быть и милиционером! И этот лирический герой страдает от того же самого – от непонимания. От того, что и в чувствах его все не так, и подруга его не та, какой должна быть.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2865404.mp3
День рождения лейтенанта милиции в ресторане «Берлин»: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Игоря Рахманова, Валерия Басина, Николая Исаева и Сергея Жильцова.

Нина Шацкая и Владимир Высоцкий. Москва, 1965 год. Фото Анатолия Гаранина

А закончим мы песней, которую Высоцкий тоже спел в гостях у друга.
Но это был уже не Константин Мустафиди, а Михаил Шемякин. Это была великолепная совместная работа, когда Высоцкий с Шемякиным в течение нескольких лет записали на пленку более ста песен! Ради этого Шемякин не только купил лучшую аппаратуру, но и специально учился звукозаписи. Все получилось отлично. И песня прекрасная. Только грустная очень. Лирическими эти песни не были. Зато грусть была в каждой.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2865406.mp3
О нашей встрече: слушать

В студии Михаила Шемякина. Париж, апрель 1976 года. Фото Леонида Лубяницкого

Очень жаль, писатели не слышат
Про меня, про парня из села,
Очень жаль, сонетов не напишут
Про мои любовные дела.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1964)

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Лариса Лужина, «Высоцкий сам прервал отношения».

Последний раз редактировалось Антон Орех; 23.12.2017 в 20:12.
Ответить с цитированием