Показать сообщение отдельно
  #198  
Старый 01.01.2018, 07:13
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 473
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 91. Рай, только рай — спасение для Ада!

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2117086-echo/
10:05 , 30 декабря 2017
Высоцкий. Глава 91. Рай, только рай — спасение для Ада!

АВТОР
Один Высоцкий

https://echo.msk.ru/files/2867846.mp3
Эти строки пишутся, а песни звучат в новогодние дни.
В такое время принято говорить о чудесах и вспоминать разные сказочные сюжеты. И Владимир Высоцкий не разочарует нас и в этом случае. Он выступит в роли сказочника. Хотя не все сказки, которые он расскажет, будут веселыми, а некоторые покажутся веселыми лишь на первый взгляд.

Москва, ДК им. Ильича, 23 февраля 1977 года. Фото Александра Стернина

Неоднократно говорили мы о том, что у Владимира Семеновича почти не осталось незатронутых тем и неиспользованных жанров.
Но специально в отдельные циклы он свои песни не собирал – за редким исключением. Циклы скалывались сами. Именно так, сам собой сложился и целый цикл песен-сказок. И вышло так, что почти весь этот сказочный период его творчества пришелся на вторую половину 60-х. Искать здесь какую-то мудреную подоплеку, наверное, нет смысла. Этот период был для Высоцкого вообще чрезвычайно насыщенным. Они писал и пел очень много и обо всем на свете. Каждый год – десятки песен. Сказочные – среди них.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2867848.mp3
Песня-сказка про нечисть: слушать

Сосново (Ленинградская область), на озере Лампушка, 1 июля 1972 года.
Фото Ирины Воробьёвой

Это, безусловно, одна из самых известных сказок Высоцкого.
Он написал ее еще в 1966 году, но исполнял публично, кстати, не так часто! Притом что она почти целиком разошлась в народе на цитаты, а фразу «страшно, аж жуть!» знает каждый. Многие вообще полагают, что это и есть название песни. Хотя условно-официальное ее название «Песня-сказка про нечисть».

Машинопись песни «Про нечисть» (фрагмент первого экземпляра «самиздата» альманаха «Метрополь») — РГАЛИ, фонд 1345, оп.4, ед.хр. 30, л.155

Между прочим, «Песню про нечисть» Высоцкий даже исполнил с экрана.
Его герой напевает полтора куплета и припев в гениальном фильме Киры Муратовой «Короткие встречи», о котором мы уже рассказывали в одной из предыдущих Глав.

Кадр из фильма «Короткие встречи», 1967 год

Запись же, которую вы сейчас слышали, сделана Константином Мустафиди предположительно в декабре 1972 года в Матвеевском, где в то время жил Высоцкий.
И тогда же была сделана запись другой знаменитой песни, первая строка которой тоже стала почти нарицательной.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2867864.mp3
Лукоморья больше нет: слушать

Сам Высоцкий называл эту песню «антисказкой».
Это еще и своеобразная пародия на хрестоматийные пушкинские строки из «Руслана и Людмилы». Но бдительные цензоры вполне могли усмотреть в четверостишиях Высоцкого пародию не только на великого поэта, но и на советскую действительность.

Подольск, ДК им. К.Маркса, октябрь 1978 года. Фото Рафаэля Авакова

Великолепие пушкинского стиха у Высоцкого сменяется грубостью и резкостью.
Там, где у Пушкина сказочный рай, у Высоцкого какой-то вертеп. Действительность вступила в конфликт со сказкой, и очень многие поняли эту шуточную вроде бы песню и содержащиеся в ней намеки очень буквально.

Есть, к слову, здесь и еще одна примечательная строка про ученого кота:
Но ученый сукин сын
Цепь златую снес в торгсин

И это уже не пародия Высоцкого на Пушкина – это фактически цитата из народной пародии на Александра Сергеевича, родившейся во второй половине 30-х годов.
Один из вариантов звучал так:
У Лукоморья дуб срубили,
Златую цепь снесли в Торгсин,
Кота в пушнину превратили,
Русалку паспорта лишили,
А лешего сослали в Соловки.

Про «Лукоморье» Владимир Семенович написал в 1967 году, и в тот же год родилась и другая песня по пушкинским мотивам.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2867866.mp3
Песня о вещем Олеге: слушать

В этой сказке намеки у Владимира Семеновича получаются совсем уж прозрачными.

Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1967 года. Фото Геннадия Внукова

1967 год – не только год 50-летия Октября, но и момент, когда Оттепель уже фактически завершилась.
Высоцкий не был антисоветчиком, а в 1967 году – тем более, но будучи человеком, очень точно чувствовавшим нерв эпохи и настроение людей, выражал это настроение, в том числе и вот в таких песнях.

О Вещем Олеге Высоцкий спел Константину Мустафиди в том же декабре 1972 года.
Как и всем хорошо известную песню «Про йогов».
https://cdn.echo.msk.ru/files/2867878.mp3
Песня про йогов: слушать

Песня исполнялась Высоцким несколько раз, но есть один занятный момент.
Все известные нам исполнения заканчиваются вот на этих словах. А между тем, черновой вариант текста на два куплета длиннее.

Но если даже йог не чует боли,
И может он не есть и не дышать,
Я б не хотел такой веселой доли –
Уметь не видеть, сердце отключать.

Чуть чего, так сразу йог – вбок,
Он, во-первых, если спит – сыт.
Люди рядом – то да се, мрут.
А ему плевать, и все тут.

Москва, ДК «Коммуна», 27 марта 1980 года. Фото Анатолия Савина

По какой причине Высоцкий ни разу эти восемь строчек не спел – неизвестно.
Но с ними песня про йогов зазвучала бы совсем иначе и была бы уже и не совсем про йогов.

Мы говорили, что почти все песни-сказки были написаны Владимиром Высоцким во второй половине 60-х.
Почти – но не все. В 1973 году Высоцкий пишет песню, не менее знаменитую, чем «Песня про нечисть».

Фрагмент чернового автографа песни «В заповеднике, вот в каком — забыл…» из тетради «Дорожный дневник» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.3, ед.хр.9, л.51
https://cdn.echo.msk.ru/files/2867888.mp3
Песня про Козла отпущения: слушать

Знатоки, я полагаю, сразу же узнали эту запись.
Остальные же просто отметили необычное звучание знакомой песни. Это Владимир Высоцкий и Константин Казански. Песню про Козла отпущения записывали в Париже в 1975 году, и об этом у нас тоже была отдельная история.

Константин Казански и Владимир Высоцкий. Париж, 1975 год

А смысл этой песни был в то время понятен любому.
Начиная прямо с первых слов: «В заповеднике (вот в каком забыл)», всё становилось очевидно.

Но существует еще один вариант этой же песни.
Точнее, вариант последнего куплета. Который был исполнен Высоцким всего лишь несколько раз.

Снова Константин Мустафиди, Матвеевское, ноябрь 1973 года: слушать

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Владимира Четыркина, Валерия и Владимира Басиных.

Москва, ДК АЗЛК, 7 января 1977 года. Фото Игоря Данилова

А завершим мы наше с вами путешествие в сказку – в Раю.
Или в Аду. Или и там, и там. Песня называется «Переворот в мозгах» – о котором написал Владимир Высоцкий в 1970-м – в год столетия Ильича:

Каков конец? – наивен ваш вопрос:
И тут, и там растет боеспособность,
В Аду дошли до сотни душ на нос,
В Раю – террор и первая готовность.

Москва, ДК МВТУ им.Баумана, 10 марта 1978 год. Фото Николая Демчука
https://cdn.echo.msk.ru/files/2867900.mp3
Переворот в мозгах: слушать

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым
[IMG][/IMG]
Кентау, конец августа 1970 года. Фото Николая Алексеева

Но, товарищи, об этом нам не надо забывать,
Ведь зловещие приметы появляются опять,
Атеизм от труда развивается,
Но история всегда повторяется!

Страшно, аж жуть!

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1966 год)

Последний раз редактировалось Chugunka; 22.01.2018 в 19:10.
Ответить с цитированием