Тема: *6266. 1917 год
Показать сообщение отдельно
  #9  
Старый 13.04.2018, 11:43
Аватар для РАПСИ
РАПСИ РАПСИ вне форума
Местный
 
Регистрация: 22.08.2011
Сообщений: 510
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
РАПСИ на пути к лучшему
По умолчанию 3 сентября

Нигилизм.

Трудно и тяжко сейчас жить в России. Все ходят мрачные, подавленные, озлобленные. И не потому так тяжко, что культура пала до последних пределов, что хлеба нет, что висит опасность военного разгрома, что утомила мировая война. В физических страданиях и бедствиях порою крепнет дух, растет любовь к другу и брату, пробуждается связь с высшим мировым началом:

«Кто не глотал, рыдая, хлеба,
Кто ночи, полные тоской,
Не проводил один в слезах,
Тот вас не знает, силы неба».

Ничего этого нет в России, нет героизма, рожденного страданием, и высшее страдание состоит именно в том, что нет никакого героизма. Есть, конечно, отдельные безвестные герои, их даже много, например, в среде офицерства, но они сейчас не признаны, забыты, отторгнуты от народного самосознания, от народной души. А душа народа подвергалась какому-то ужасающему опустошению, потеряла все свои духовные ценности, всю свою веру, весь национальный облик. В России самодержавно царит дух отрицания, дух нигилизма.

Вот почему беспрестанно и бессмысленно повторяют слова «революция», «революционный класс», «буржуазия» - все эти лозунги разрушения, разделения и ненависти. Ведь «революция» означает ниспровержение, уничтожение, разрушение власти. Но если старая власть уничтожена и разрушена, что тогда может означать «революция?» Что означает теперь «революционная армия» и «революционная демократия?» Народ, охваченный духом разрушения и ненависти, народ, ищущий объектов для ненависти. Народ ненавидит богатых, ненавидит «буржуев», ненавидит и подозревает начальников – вот и вся его духовная жизнь. Но нельзя слишком долго жить ненавистью и разрушением, в ненависти умирает душа. Кто упивается ненавистью к старому – тот духовно умер, тот живет и роется в прахе, как могильный червь.

Жизнь души, и прежде всего души народа, есть вечное творчество, созидание нового. Только ради творчества можно оправдывать революцию, она хоронит старое, ветхое, тленное. Но нельзя упиваться похоронами, нельзя вечно говорить о похоронах. Нужно думать о новой жизни. Где же они, эти творцы новой жизни, эти герои-созидатели?

Их нет, и на поверхности бушующего разрушения все еще ничтожные щепки, желавшие во что бы то не стало всплыть на верх из мутной и безвестной глубины. Напрасно мы хватаемся за них с надежной, это лишь жалкие обломки старины, - новые люди еще не пришли. Большая душа народа, душа, охваченная нигилизмом, порождает эфемерных вождей и героев, блистающих на миг всеми цветами радуги, подобно мыльным пузырям.

Народ не идет за лучшими людьми, которые говорят ему горькую правду, ему еще нужны льстецы и лакеи, обещающие исполнять все его капризные желания.

Выдвигается на поверхность тип людей, делающих из революции карьеру. Они вылезли из подполья и жадною толпою набросились на Россию. Как определить духовную пустоту этих гнилых орешков? Очень легко. Они похожи на тех, кто раньше стоял «у трона жадною толпою», похожи, как отражение в кривом зеркале. Это те же «Свободы, гения и правды палачи»; действительно, та же система устрашения и подавления общественного мнения, та же атмосфера условной лжи, то же беспокойное и трусливое искание заговоров, те же штрафы, и тюрьмы и высылки за пользование «свободой печати».

Только нужно признать, что теперь уже не так легко подыскать официальную идеологию этих приемов властвования. Демократическая власть не может опекать народ, скрывать от него правду, не должна бояться смелого голоса общественного мнения. Ведь демократия есть народовластие, власть демократическая должна воплощать волю народа, и потому народ должен всегда и во всем знать правду, правду об опасностях, которые ему угрожают, правду о вождях, которые им управляют.

Демократическая власть, в чем-либо и где-либо скрывающая или искажающая правду, уничтожает в душе народа последнюю веру, которая у него осталась – веру в демократию, как осуществление правды и справедливости.

Б. Вышеславцев.

(Утро России)

Подготовил Евгений Новиков

*Стилистика и пунктуация публикаций сохранены
Ответить с цитированием