Тема: *6266. 1917 год
Показать сообщение отдельно
  #619  
Старый 25.04.2018, 12:46
Аватар для РАПСИ
РАПСИ РАПСИ вне форума
Местный
 
Регистрация: 22.08.2011
Сообщений: 510
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
РАПСИ на пути к лучшему
По умолчанию 12 сентября

Кризис власти

Задержка А.Ф. Керенского в ставке возбуждает среди Временного Правительства большое волнение и все более увеличивает смущение членов кабинета. Кабинету было заранее известно, что демократическое совещание будет отсрочено, но тем не менее Временное Правительство считает необходимым приезд А.Ф. Керенского за несколько дней до открытия совещания для выяснения всех вопросов, возникших в связи с совещанием. О причинах задержки А.Ф. Керенского, в ставке существуют различные версии.

Вначале задержка объяснялась тем, что Керенский наблюдает за следствием по корниловскому делу, чтобы иметь фактическую возможность доказать неосновательность слуха, пущенного против него крайней левой печатью. Однако, это теряет всякую основательность особенно после того, как главный прокурор Шабловский, ведущий следствие, выехал из ставки. Теперь сообщают другую версию: А.Ф. Керенскому необходимо быть в ставке по должности главнокомандующего, во-первых, ввиду того, что он производит коренную реорганизацию в командном составе, а во-вторых, ввиду осложнения нашего дела на фронте, но этому объяснению некоторые члены правительства не склонны предавать серьезного значения, указывая, что все это можно осуществлять, находясь в Петрограде, где присутствие Керенского в такой серьезный момент особенно желательно. Приезд его крайне важен в смысле разрешения слухов и толков, все более и более скопляющихся вокруг корниловского дела.

Особенно сильное впечатление в этом деле произвело заявление Б.В. Савинкова о том, что корниловские действия могут быть признаны мятежом только после телеграммы А.Ф. Керенского о сдаче командования другому лицу. Нет ничего удивительного, что заявление Б.В. Савинкова, одного из главных действующих лиц, сводящееся к тому, что 27-го августа у А.Ф. Керенского не было основания обвинять Корнилова в мятеже, производит весьма сильное впечатление.

Надежда на то, что Керенскому удастся представить исчерпывающее объяснение, заметно падает. В связи с этим по городу стали циркулировать самые невероятные слухи, например, к вечеру распространились слухи, будто А.Ф. Керенский покончил с собой. Другие фантазеры уверяют, что Керенский собирает войска на случай, если бы большевики одержали верх. Фантастичность этих слухов доказывается уже тем, что А.Ф. Керенский почти целый день беседует с Временным Правительством по прямому проводу и хорошо осведомлен с мнением членов кабинета, полагающих, что большевикам едва ли суждено иметь на предстоящем совещании особенный успех.

Но сами по себе все эти слухи симптоматичны, да и положение Временного Правительства все более осложняется, растерянность растет с каждым часом и сказывается прежде всего в почти полном бездействии. В то время, когда в стране царит крайне напряженное настроение, когда демократические элементы проявляют большую энергию в деле организации, когда крайне левые элементы открыто стремятся к захвату власти, в Зимнем дворце царит полное спокойствие и тишина. Изредка члены кабинета собираются для обсуждения текущих вопросов, собираются вяло, и настроение этих совещаний совершенно не отвечает условиям момента. Совет пяти хотя и собирается, но почти всегда при участии трех министров, причем и здесь нерешительность и неопределенность сказываются во всех решениях, вернее, — на отсутствии решений, и даже среди самих членов кабинета встает вопрос, где правительство и что оно делает. Совещание пяти в составе трех, происходит раз в три дня, едва ли могут почитаться действительным управлением страной в столь серьезный момент, да и самый состав правительства до сих пор не заполнен. Некоторые посты так и остались незамещенными. Все чувствуют себя на отлете, что, конечно, не может способствовать твердости и определенности действий в такой серьезный момент.

Характерным показателем служит эпизод 8-го сентября. Вечером, когда М.И. Терещенко решил созвать экстренное совещание, министров пришлось долго и основательно разыскивать. Курьеры ездили, телефоны работали, опрашивали родных, знакомых и даже министров. Насилу к половине первого удалось собрать всего четырех министров, глубочайшей ночью удалось разыскать А.М. Никитина и еще двух-трех управляющих ведомствами.

Принцип коалиции, до сих пор еще сохранившийся во Временном Правительстве, потерпел значительный и серьезный удар. Ушел в отставку единственный оставшийся до сих пор в составе правительства кадет Карташов. 10-го сентября А.В. Карташов вручил М.И. Терещенко для передачи А.Ф. Керенскому прошение об отставке, в котором говорится, что ввиду явного засилья социалистов над Временным Правительством и невозможности подлинной коалиционной структуры кабинета, он просит министра председателя уволить его от звания министра исповедания и члена Временного Правительства.

Уход А.В. Карташова произвел впечатление на Временное Правительство. Он поставил членов Правительства лицом к лицу перед тем противоречивым положением, в котором Временное Правительство оказалось ввиду растерянности и отсутствия главы. Противоречие сказывается в том, что с одной стороны все члены кабинета признают безусловную необходимость коалиции, а с другой – этот принцип не только не осуществляется, но даже постепенно исчезают последние остатки коалиции. Единственным министром не социалистом остался в кабинете только М.И. Терещенко.

Этот уход Карташова вызвал среди некоторых членов правительства сомнение в правильности тактики, согласно которой кабинет не конструируется на принципе коалиции до открытия демократического совещания. Указывают, что такая тактика правительства дает лишний козырь в руки тем, которые стоят за социалистическое министерство. Эти элементы всегда могут указать, что в сущности принцип коалиционности уже фактически упразднен, его нет в составе Временного Правительства, и крайние элементы могут поставить вопрос в таком виде, что дело идет уже не о конструкции коалиционного министерства, а о возврате к принципам, упраздненным самим правительством. Есть основание полагать, что вопрос в такой постановке будет служить темой разговоров по прямому проводу с А.Ф. Керенским, если он завтра не приедет в Петроград.

(Утро России)

Последний раз редактировалось РАПСИ; 25.04.2018 в 12:50.
Ответить с цитированием