Показать сообщение отдельно
  #228  
Старый 13.05.2018, 17:42
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 473
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 13
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 101. Три зека

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2163712-echo/
10:00 , 17 марта 2018

автор
Один Высоцкий

https://echo.msk.ru/files/2898310.mp3

1975 год (публикуется впервые)
https://cdn.echo.msk.ru/files/2898384.mp3
Зека Васильев и Петров-зека: слушать

Машинопись песни «Сгорели мы по недоразумению…» из частного архива (домашний архив В.Высоцкого)

Одна из ранних песен Владимира Высоцкого.
Он впервые исполнил ее еще в 1962 году, а эту запись сделали в Киеве в гостях у Нелли Горелик в 1965-м.

Москва, Институт русского языка. 4 ноября 1965 года

Мы вновь возвращаемся к тому периоду творчества Владимира Семёновича, который упрощенно называют блатным.
Но поводом вспомнить эти песни стала история, случившаяся уже после смерти Высоцкого.

Ранние песни Высоцкого все-таки обладают какой-то особой притягательностью.
Во всяком случае, мало какой период обсуждают столь же часто и остро. Кто-то чуть ли не ставит эти песни Высоцкому в вину. Кто-то как будто не знает, что Высоцкий, кроме этих песен, спел гораздо больше других и на самые разные темы.

Ленинград, на квартире у Натальи Собираевой, ноябрь 1961 года

А некоторые, наоборот, именно «блатные» песни ценят особенно высоко и считают их своими любимыми, как это было, например, с диссидентом и учителем Высоцкого Андреем Донатовичем Синявским.

При этом написаны целые труды о том, что на самом деле это никакие не блатные песни, потому что в них мало лагерной специфики и блатной фени.
И что зеки якобы Высоцкого не очень-то и знали и не сильно его песни любили.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2898386.mp3
Ребята, напишите мне письмо: слушать

Эта запись была сделана у Артура Щербака во время приезда Владимира Семёновича в Куйбышев в 1967 году.
Именно тогда Высоцкий дал свой первый настоящий концерт на стадионе, в местном Дворце спорта.

Куйбышев, Дворец спорта, 29 ноября 1969 года. Фото Владимира Гутмана

Ну а как же все-таки относились настоящие заключенные к песням Владимира Высоцкого?
История, которую мы сегодня расскажем, началась, по сути, именно с этого вопроса. На сороковой день после смерти Высоцкого, на домашних поминках на Малой Грузинской. Где выдающийся документалист, а тогда еще студент ВГИКа Петр Солдатенков услышал размышления Булата Окуджавы.

Булат Окуджава, Андрей Вознесенский, Юрий Карякин в Театре на Таганке, 1981 год. Фото Александра Стернина

Тогда Булат Шалвович, искренне желая возвысить творчество Высоцкого, утверждал, что вот зеки, увы, песен его, на самом деле не особо-то, в общем, и понимали.

И Солдатенкову просто захотелось выяснить, так ли это было на самом деле.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2898392.mp3
За хлеб и воду: слушать

1965 год.
Запись Владимира Акимова.

Томск, 29 декабря 1963 года. Фото Владимира Шеметова

Так получилось, что были у Петра Солдатенкова хорошие друзья в Управлении внутренних дел Челябинска – города, где до поступления во ВГИК Солдатенков проработал пять лет на местном телевидении.
И созрел у него довольно самонадеянный по тем временам план: поехать в настоящую колонию и поговорить с настоящими зеками о Высоцком и снять это все на пленку. От ВГИКа было написано официальное письмо в УВД Челябинска, куда и поехали три человека будущей съемочной группы познакомиться с местным начальством. Чтобы все на месте поглядеть и чтобы начальство убедилось, что люди они серьезные, а не какие-нибудь сомнительные. А потом, спустя время, приехать снова и уже все снять.

Но уже в колонии вдруг выяснилось, что высокое областное начальство в последний момент почему-то передумало: посмотреть можно, снимать – нельзя.
И Солдатенков понял, что либо они каким-то образом прямо сейчас уговорят гражданина начальника и снимут сегодня то, что задумали, или уже никогда не узнают, как же на самом деле относятся зеки к Высоцкому.

Владимир Высоцкий на съемочной площадке фильма «На завтрашней улице», 1963 год. Сцена в картину не вошла
https://cdn.echo.msk.ru/files/2898394.mp3
В пику, а не в черву: слушать

Это запись 1973 года, сделанная Константином Мустафиди.

А мы вернемся в Челябинскую колонию.
Дело было, между прочим, 27 апреля 1981 года. Петру Солдатенкову в тот день исполнилось 30 лет. И он сделал ход конем: сказал начальнику лагеря, что без отснятого материала за ворота лагеря не выйдет. Начальник оказался человеком вежливым и гостеприимным. Товарищи Петра за пару часов домчались до Челябинска, забрали там аппаратуру и вернулись…

И в итоге все-таки удалось не только поговорить про творчество Высоцкого с самыми настоящими советскими заключенными, но и снять этот разговор на пленку: слушать

https://youtu.be/Ml_rxZf_sXo
Фрагмент документальной трилогии Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Съёмка — апрель 1981 года

Я напоминаю, что это апрель 1981 года.
И разговор этот был в рамках культурно-массовой работы, проводившейся в колонии. Зеки сидели вместе в каком-то большом помещении и по очереди брали микрофон – у кого было такое желание: слушать

https://youtu.be/IT4LQkizG9s
Фрагмент документальной трилогии Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Съёмка — апрель 1981 года
https://cdn.echo.msk.ru/files/2898414.mp3
«Так оно и есть…»: слушать

И это тоже запись Константина Мустафиди.

1961 год

Надо уточнить, что заключённые, которых снимал Петр Солдатенков, не были рецидивистами, они все сидели первый раз. Но статьи у каждого были тяжкие, а сроки – большие. К сожалению, мы не знаем их имен. Однако человеческая история одного из них стала Солдатенкову известна. Парень из Ленинграда, работал хирургом. Пришел домой и застал жену с любовником. И как в «блатной» песне – зарезал обоих. Скальпелем: слушать

https://youtu.be/01q8yJdcEOg
Фрагмент документальной трилогии Петра Солдатенкова «Памяти Владимира Высоцкого». Съёмка — апрель 1981 года
https://cdn.echo.msk.ru/files/2898422.mp3
Счётчик щёлкает: слушать

Ленинград, на квартире у Михаила Крыжановского, 6 июля 1968 года. Фото Галины Дроздецкой

Впервые коротенькие фрагменты этих бесед в челябинской колонии были показаны в фильме «Я не люблю» в 1989-м.
А эти трое героев нашего сегодняшнего рассказа предстали перед зрителями уже в фильме «Постскриптум» через 10 лет после съемок, в 1991 году.

Мы не знаем их имен и не знаем, как сложились их судьбы, но это были уникальные кадры.
Больше никто в то время не снимал заключенных для того, чтобы просто поговорить с ними о Владимире Высоцком. И убедиться, что он был понятен действительно всем слоям нашего общества. Пускай даже не самым лучшим его представителям. Которые, хоть и не очень умело, но очень точно описали суть творчества Высоцкого.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2898424.mp3
«Сколько я ни старался…»: слушать

Москва, Большой Каретный переулок, 1967 год

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Петра Солдатенкова и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Сергея Алексеева, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Машинопись песни «Так оно и есть…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.104, л.228

Как вы, наверное, догадались, тема ранних, блатных песен в творчестве Владимира Высоцкого и на этот раз не исчерпана нами.

Ленинград, на квартире у Натальи Собираевой, ноябрь 1961 года

Он действительно упорно и подробно оттачивал в те годы свои поэтические образы и приемы.
И даже когда совсем простился с этой темой, в его песнях угадывались мотивы тех первых опытов и песен, которые принесли ему первую славу. И даже в поздние годы Владимир Семенович нет-нет, да возвращался к ним, как например, в записях Михаила Шемякина.
https://cdn.echo.msk.ru/files/2898438.mp3
Уголовный кодекс: слушать

В студии Михаила Шемякина. Париж, 1976 год

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Натальи и Михаила Кане и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копии машинописи предоставлены Сергеем Жильцовым.

Последний раз редактировалось Chugunka; 18.05.2018 в 19:15.
Ответить с цитированием