http://www.istpravda.ru/chronograph/4198/
На протяжении столетий крымские татары - вассалы Османской империи - занимались грабежом южных областей России и Украины. Редкий год проходил без набегов татар, занимавшихся работорговлей - все невольничьи рынки Бахчисарая были полны славянских наложниц. Разумеется, пока в России была Смута, никто не мог остановить этот беспредел.
Но в 1696 году молодой и энергичный царь Петр решает нанести удар в самое центр татарского бандитского бизнеса: он отджает приказ атаковать крепость Азов - опорный пункт работорговцев в низовьях Дона, откуда организовывались все набеги.
Падение Азова стало шоком как для татар, так и для их покровителей турков. Но Петр и не думал останавливаться на достигнутом: победа под Азовом дала возможность начать строительство русского флота на верфях Воронежа, а саму бывшую турецкую крепость превратить в первую военно-морскую базу России.
И тогда Турция бросилась искать защиты в Европе: спасите, помогите, нам мешают торговать белыми рабами-христианами. И вот, наступил один из самых позорных моментов в европейской истории: все европейские державы стали уговаривать Петра отступить от турков и не пытаться сопротивляться, когда они уводят христиан в рабство. "Война не есть карашо! - кивали головами шведские посланники (а в то время именно Швеция считалась региональным лидером всей Восточной Европы. - Вы есть должны понимать, что вы есть угрожать балансу в европейском концерте политических сил. Мы есть будем наказать вас и ваших купцов!"
Ах, ты ж, твою же мать, думал в отчаянии Петр. Ладно, суки белоглазые, будет вам и баланс, будет вам и концерт.
Теперь всё внимание Петра переключилось на Балтику – «вотчину» шведов. Но, прежде чем перейти к активным действиям в Прибалтике, царю надо было обрести спокойный тыл на юге, заключив мир с Турцией.
Сложнейшую задачу ведения мирных переговоров поручили главе Посольского приказа думному дьяку Емельяну Украинцеву, опытному дипломату с сорокалетним стажем службы. Ради скорейшего обретения мира Петр был готов идти на любые уступки. Турция, озабоченная борьбой в Средиземноморье, также склонялась к тому, чтобы ради мира на севера "сдать" своих татарских "шестерок".
И вот, 3 июля 1700 года в Константинополе Емельян Украинцев и великий визирь турецкого султана Николай Маврокордато обменялись текстами трактата о перемирии между Россией и Оттоманской Портой. Россия в этом договоре добилась практически всего, что хотела: к России отходил Азов с прилегающими землями и крепостями Таганрогом, Павловском и Миусом. Турецкие крепости в Приднепровье ликвидировались. Перемирие было заключено на тридцать лет, что обеспечивало нашей стране свободу действия на Балтике.
Уже в конце лета по указу царя Петра начались приготовления к войне со Швецией.