
Утром 1 сентября 1939 года группа пикирующих бомбардировщиков Ju-87 из эскадры StG2 «Иммельман» (Sturzkampfgeschwader 2 «Immelmann») возвращалась после налета на Краков. Маршрут группы пролегал рядом с городом Балице, возле которого находился один из многочисленных секретных полевых аэродромов польских ВВС. На аэродроме базировалась 121-я истребительная эскадрилья, оснащенная самолетами PZL Р.11. На встречу немцам поднялась пара истребителей командира эскадрильи - капитана Мечислав Медвецкий (Miedwiecki), вместе со своим ведомым - подпоручиком Владеком Гнысем (Gnys).
На высоте около 300 метров над уровнем моря поляки были атакованы парой Ju-87. Лейтенант Франк Нойберт (Neubert) обстрелял машину капитана Медведцкого и сильно ранил пилота.
Подпоручик Владек Гнысь сумел уйти от немецких пикировщиков и через несколько минут наткнулся на пару бомбардировщиков Dornier Do 17. Польский истребитель открыл огонь и вскоре оба бомбардировщика врезались в землю. Считается, что это первая победа в воздухе союзников над немцами во Второй мировой войне. Впрочем, ряд немецких источников утверждает, что бомбардировщики были сбиты зенитками.
После поражения Польши, Владек Гнысь перебрался во Францию, а после капитуляции Французов через Касабланку прибыл в Англию. С 20 августа 1940 года Владек Гнысь служит пилотом Королевских ВВС. Он принимал участие в Битве за Британию. В августе 44-го был сбит во Франции, ранен и попал в плен. Несмотря на ранения сумел бежать, был подобран бойцами французского сопротивления и доставлен в расположение союзников. После войны поселился в Канаде.

31 августа 1989 года состоялась встреча двух первых пилотов, одержавших победы во Второй Мировой войне - Франка Нойберта и Владека Гныся.
Опубликовано 5th February 2016 пользователем Dmitry Komarov