https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2168242-echo/
10:00 , 24 марта 2018
АВТОР
Один Высоцкий
Владимир Высоцкий в роли Бродского на съемках фильма «Интервенция». Лето 1967 года
https://echo.msk.ru/files/2903768.mp3
Среди ролей Владимира Высоцкого в кино есть роли более удачные и менее удачные, главные и эпизодические.
А есть роли особенные – ставшие таковыми благодаря особым обстоятельствам.
И эти обстоятельства не всегда позволяют оценивать работу Высоцкого в этих фильмах до конца объективно.
Роль Бродского или Мишеля Воронова в картине «Интервенция» – как раз такая.
Прототип Бродского Иван Фёдорович Смирнов (подпольная кличка Николай Ласточкин) (расстрелян в ночь с 1 на 2 апреля 1919 года)
«Интервенция» снималась по знаменитой советской пьесе.
Можно сказать, классике жанра. Это была самая первая, и как потом оказалась, самая удачная пьеса одесского драматурга Льва Исаевича Славина. Пьеса, с одной стороны, вся пропитана замечательный духом Одессы, с другой стороны – романтическим духом революции, а кроме того, она была еще и очень живой, а не ходульной, как большинство пьес не тему пролетарской революции.
Славин написал «Интервенцию» еще в 1932 году, ее поставил театр Вахтангова, а потом она шла во многих театрах по всему Союзу и действительно стала классической.
И вот в 1967 году Геннадий Полока ставит экранизацию этой пьесы.
Идея понятна. В год 50-летия Октября фильмы на революционную тему были особенно кстати. И вскоре в киножурнале «Советское кино» съемкам фильма посвятили даже отдельный, довольно большой сюжет.
https://youtu.be/lepV0cESaWU
Геннадий Полока уже успел прославиться к тому моменту картиной «Республика ШКИД» и попытался перенести приемы, которые применил в фильме о веселых беспризорниках.
Причем самым первым его решением было пригласить Владимира Высоцкого.
Геннадий Полока и Владимир Высоцкий
Вопреки распространенному мнению, Полока и Высоцкий познакомились задолго до этих съемок – еще когда Володя учился в Школе-студии МХАТ.
Сначала Полока не очень представлял, какую конкретно роль для Высоцкого выбрать. Но вожак большевистского подполья по замыслу режиссера должен был петь – а значит, именно роль Бродского подходила для Высоцкого лучше всего.
На дне рождения Геннадия Полоки во время съёмок фильма «Интервенция», 15 июля 1967 года
«До нашей эры соблюдалось чувство меры…»: слушать
Эта запись была сделана во время проб для фильма, но в окончательном его варианте, к сожалению, не прозвучала.
Фрагмент авторизованной машинописи песни «До нашей эры…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.01, ед.хр.118, л.5
Что, впрочем, происходило с песнями Высоцкого для кино постоянно.
Но об этом чуть позже. А пока скажем, что актерский ансамбль Геннадию Полоке удалось собрать очень интересный. Говорят, что актеры чуть ли не в очередь записывались, чтобы принять участие в съемках.
https://youtu.be/qSpYFVsZDTs
Начальные титры
Помимо Высоцкого в «Интервенции» были заняты Ольга Аросева, Валерий Золотухин, Юрий Толубеев, Валентин Гафт, Юрий Катин-Ярцев, Сергей Юрский, Ефим Копелян.
Великие артисты соглашались даже на эпизодические роли. А в главной был Высоцкий.
Владимир Высоцкий (Евгений Бродский), Ольга Аросева (мадам Ксидиас) и Женя Ксидиас (Валерий Золотухин)
И он же писал для фильма песни.
Причем одну из них должен был исполнять Копелян, игравший главаря одесских бандитов Филиппа. Это была знаменитая одесская песня «Гром гремел…». Но у песни существовал только один хрестоматийный куплет. Который звучит и в пьесе Льва Славина. А Высоцкий дописал новые куплеты и дополнил народное творчество.
Женя Ксидиас (Валерий Золотухин) и Филипп, криминальный авторитет (Ефим Копелян)
Петь Ефим Захарович Копелян особенно-то не умел и чувствовал себя неловко.
Но Высоцкий помог ему и буквально по каждой строке подсказывал, как ее нужно исполнить. И даже во время записи стоял рядом.
«Гром прогремел, золяция идет…»: слушать (исполняет Ефим Копелян)
https://youtu.be/wEEKZUw1DbQ
«Гром прогремел, золяция идет…» (фрагмент фильма «Интервенция»)
Тут важно пояснить, что если тексты писал сам Высоцкий, то музыку сочинял Сергей Слонимский, с которым Геннадий Полока прекрасно сотрудничал еще в картине «Республике ШКИД».
Михаил Шемякин и Сергей Слонимский
Рассказав о том, как Высоцкий помог Ефиму Копеляну, можно вспомнить немало историй такого же товарищеского участия.
Скажем, Гелена Ивлиева, сыгравшая Саньку, например, не умела плавать, а по сценарию, как это часто бывает, обязана была плыть. И поплыла! С помощью Высоцкого, который плыл рядом, поддерживал ее и при этом умудрялся не попадать в кадр.
Владимир Высоцкий в роли Бродского на съемках фильма «Интервенция». Лето 1967 года
Съемки, которые начинались в Ленинграде, продолжились в разгар лета 1967 года в Одессе, где тогда было 35 градусов жары, а фильм был костюмный, да еще с песнями, постоянным движением, буффонадой.
Так что работа получилась каторжной.
https://youtu.be/56EOazNWywA
Это прекрасный дуэт Владимира Высоцкого и Ольги Аросевой, которая сыграла Мадам Ксидиас.
Петя (Юрий Рычков), мадам Ксидиас (Ольга Аросева) и Евгений Бродский (Владимир Высоцкий)
Фильм, кстати, первоначально назывался несколько вычурно – «Величие и падение дома Ксидиас».
Но потом уже решили не мудрить и вернуть название первоисточника – «Интервенция».
Съемки шли трудно.
Съемка финальной сцены, не вошедшей в фильм
Не только из-за сложных погодных условий, но и по причине обычного для того времени кинематографического хаоса.
Графики актеров, занятых в театре и на других картинах, постоянно не совпадали, бюджет картины раздувался. Причем об этом даже писали в многотиражке киностудии «Ленфильм», которая и снимала «Интервенцию». Собственно, в Одессе снималась лишь часть натурных съемок, а большую часть доснимали уже в Ленинграде в студийных павильонах.
https://youtu.be/r_pCFNLxb-M
Даже по этим фрагментам можно понять, в каком стиле снимал Геннадий Полока эту картину.
Возрождение традиций революционного театра первых лет после Октября, буффонады, гротеска. Но пока съемки шли и затягивались все дольше, ситуация сильно изменилась.
Юбилейный 1967 год закончился, и непременно революционная тематика от кинематографистов уже не требовалась.
К тому же началось серьезнейшее закручивание гаек. Оттепель завершилась и фактически, и формально. Советские войска вошли в Чехословакию. И уже готовую картину, которую успел даже утвердить худсовет, завернули.
Съёмочная группа фильма «Интервенция». Ленинград, 25 января 1968 года
Здесь нужно уточнить, что претензии были не только идеологические.
Все-таки Геннадий Полока в стремлении к буффонаде и гротеску несколько переусердствовал. Автор пьесы Лев Славин не принял такую интерпретацию. При этом Славин нисколько не был таким уж консерватором. Он был человеком достаточно демократичным и между прочим, смелым. Лев Славин был одним из тех, кто подписал письмо в защиту знаменитых диссидентов Юлия Даниэля и Андрея Синявского, учителя Владимира Высоцкого. Но художественных приемов Геннадия Полоки Славин не оценил. К тому же именно в тот момент на сцене Театра Сатиры вышла отличная постановка «Интервенции», которую очень хорошо приняла публика и которая казалась некоторым в ту пору сильнее экранизации.
Фильм начали переделывать.
Сокращать. Причем фактически отстранив от этого процесса режиссера. В итоге песня «До нашей эры соблюдалось чувство меры» выпала вместе с той сценой, в которой звучала, а «Песня Саньки» вообще не сохранилась даже в виде пробных записей. Есть только ее текст. А черновая фонограмма просто пропала в недрах «Ленфильма», и сам Геннадий Полока не знал, как это могло получиться и где искать пропажу.
Санька (Гелена Ивлиева), Евгений Бродский (Владимир Высоцкий) и мадам Ксидиас (Ольга Аросева) на съемках фильма «Интервенция».
Одесса, лето 1967 года
У моря, у порта
Живет одна девчонка, –
Там моряков до чёрта
Из дальних разных стран,
Загадочных стран.
Ритм понятен, но мелодия, увы, так и осталась неизвестной.
Однако все усилия были напрасны.
Фильм запретили! Актеры и вся съемочная группа были возмущены и написали письмо непосредственно Брежневу.
Съёмочная группа фильма «Интервенция». Одесса, лето 1967 года
Расхоже мнение, что автором письма был Высоцкий.
Но из дневников Валерия Золотухина и из других источников мы знаем, что именно Золотухин написал этот текст.
В котором шла речь о том, что «подавляющее большинство фильмов на революционно-историческую тему проваливаются в прокате. Это происходит по причине их скучной, непривлекательной, стереотипной художественной формы».
А в конце добавлялось, что «в настоящий момент картина изуродована. И люди, мало-художественно образованные, глумятся над нашей работой».
Письмо было написано в декабре 1968 года.
Но, разумеется, никакого ответа режиссер и актеры от Брежнева не получили. Фильм лег на полку, где и пролежал почти 20 лет. У Геннадия Полоки осталась свою режиссерская копия, и периодически во время творческих вечеров он в узкой аудитории показывал небольшие фрагменты картины.
Вспоминал о ней во время концертов и Владимир Высоцкий, как например это было во время поездки в Казахстан в 1970 году.
В Усть-каменогорском Доме культуры он проводил параллели между двумя своими ролями, у каждой из которых была трудная судьба: слушать
Киноафиша работы Олега Васильева, 1987 год
Картина вышла в прокат только в 1987 году, и ее пришлось восстанавливать, потому что некоторые фрагменты сохранились, увы, с браком в оригинальном звуке.
Внимательно послушайте еще один диалог Владимира Высоцкого и Ольги Аросевой.
https://youtu.be/zXhOhJvXuf8
Кажется, что в какой-то момент голос у Высоцкого как будто чужой.
Вы не ошиблись. Это голос актера Алексея Булдакова, который озвучивал бракованные куски.
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Владимира и Валерия Басиных.
Когда в 1987 году широкая публика увидела фильм «Интервенция», то приняла его на ура.
И критики тоже были в восторге.
Запрет на публичное упоминание Высоцкого был уже фактически снят, и тут вдруг оказалось, что у него есть целая неизвестная до сих пор роль в незаурядном фильме. Только вот сам Высоцкий этого фильма так никогда и не увидел.
https://youtu.be/PotZ27Agnxg
Песня о деревянных костюмах: слушать
Фрагмент белового автографа песни «Как все мы веселы бываем…» из архива Геннадия Полоки
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.
https://youtu.be/ZqSRAPa6QP0
Киев, у Григория Лубенца, 22 мая 1968 года:
«До нашей эры соблюдалось чувство меры…»: слушать
«Гром прогремел, золяция идёт…»: слушать
«До нашей эры соблюдалось чувство меры…»: слушать (Москва, для Константина Мустафиди, октябрь 1973 года)
Песня о деревянных костюмах: слушать (Ленинград, ДК пищевиков, 3 октября 1967 года)
Владимир Высоцкий (Евгений Бродский, он же Мишель Воронов) и Юлия Бурыгина (Жанна Барбье) в финале картины
Дорогие друзья!
24 января, накануне 80-летнего юбилея Владимира Высоцкого состоялся запуск проекта по сбору средств на выпуск мультимедийного издания авторского цикла Антона Ореха «Один ВЫСОЦКИЙ», осуществляемого при участии Творческого объединения «Ракурс».
Еженедельные выпуски очередных Глав программы звучат на радио «Эхо Москвы» в ночь с пятницы на субботу вот уже на протяжении двух лет.
Цель заявленного проекта — высококачественное полиграфическое издание 100 программ цикла в едином боксе, в котором будут представлены литературная и звуковая версии каждой из программ, уникальные фото— и видеокадры, редкие фонограммы и другие архивные материалы, иллюстрирующие каждую из Глав цикла «Один Высоцкий».
Для реализации нашей идеи крайне необходима всесторонняя финансовая поддержка — в том числе и со стороны наших постоянных слушателей, неравнодушных к личности и творчеству Владимира Высоцкого.
Только при вашем участии мы сможем осуществить издание, подобных которому прежде не было. И которое стало бы по-настоящему достойным памяти этого человека.
Ознакомиться с содержанием и условиями проекта можно ЗДЕСЬ
К настоящему времени идею выпуска в свет издания «Один Высоцкий» поддержали: Николай Сванидзе, Петр Солдатенков, Виктор Шендерович, Сергей Алексашенко, Татьяна Фельгенгауэр и Александр Плющев.