27 мая 1940 года
Утренние донесения подтверждают сообщения о том, что наступление на окруженного противника началось. Очевидно, на левом фланге, против Клейста, противник сосредоточил более крупные силы, чем мы предполагали.
До обеда наступление на «мешок» у Дуэ развертывается медленно, у Бетюна — быстрее, а между Байё и побережьем достигнут большой успех. 6-я армия успешно продвигается к Ипру. Там сопротивление противника постепенно, хотя и медленно ослабевает. Нельзя забывать, что здесь в котле оказались четыре вражеские армии, которым не остается ничего другого, как сопротивляться, пока у них есть боеприпасы. Но постепенно они иссякнут.
9.30 — После утреннего совещания с главкомом поехал на аэродром Эйскирхен, а оттуда на нашем «юнкерсе» вылетел в Мезьер — Шарльвиль, где в штабе группы армий «А» состоялось совещание с начальником оперотдела и начальником тыла относительно дальнейшего ведения операции «Рот». На совещании, продолжавшемся примерно час с четвертью, в конце выступили Грейфенберг (остановился на некоторых частностях) и Вагнер (об организации снабжения).
После этого — легкий завтрак у командующего группой армий «А», поездка к р. Маас, обратный полет через Намюр, Льеж, Маастрихт.
Во время совещания я обратил внимание на следующее.
1. Командующие армиями выражают пожелание развернуть армии иначе, чем мы предполагали: начиная с правого фланга, последовательно — 4, 6, 9, 2-ю армии.
2. Высказывались опасения относительно возможности наступления противника в излучине Сомма — Уаза. Бласковиц считает возможным участие в этом наступлении 12 вражеских дивизий и проявляет беспокойство. На это нет никаких оснований. Такого же мнения придерживается и Рундштедт.
3. Известные трудности со снабжением боеприпасами. По всей видимости, 4-я армия израсходовала много боеприпасов и позаимствовала их из запасов подошедших сюда дивизий 2-й армии. Поэтому на фронт поступают дивизий, не имеющие полного боекомплекта. Эта неприятность временная, скоро положение изменится.
16.30 — После возвращения обменялся мнениями с главкомом о своих впечатлениях.
Мит: Дела во время моего отсутствия. [431]
Цильберг: Текущие вопросы по личному составу генштаба. Совещание с начальником связи и 2-м обер-квартирмейстером о переносе ставки в район Шимэ. Решено перенести ее в леса южнее Шимэ из-за угрозы авиационных налетов.
20.45 — Сообщение из группы армий «Б» о том, что в штаб 6-й армии прибыл бельгийский генерал, который по поручению своего короля запрашивал об условиях, на которых бельгийская армия могла бы сложить оружие. На мой запрос фюрер ответил: «Безоговорочная капитуляция. Никаких условий!» (20.55){1075}.
Поступает все больше сообщений о том, что небольшие группы парашютистов противника ночью были сброшены в тылу в районе Шарльвиля. Борьба с ними займет много времени (весьма некстати, но неизбежно).
Капитан Гедке сообщает о своей поездке вдоль Соммы и о плацдармах у Амьена и Перонна.
Коссман: Голландия передается под начало Зейсс-Инкварта. Фюрер приказал осуществить передачу 28 мая. Причина: Мюссерт{1076}.
|