https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2181020-echo/
10:44 , 21 апреля 2018
АВТОР
Один Высоцкий
https://echo.msk.ru/files/2912258.mp3
В нашем цикле о Владимире Высоцком нам всегда было важно говорить о том, что он пел, не забывая о том, как он это делал.
Конечно, было важно рассказать и о том, где Владимир Семенович выступал.
Владимир Высоцкий, Михаил Крыжановский и др.
Озеро Лампушка, Ленинградская область, 1 июля 1972 года. Фото из архива Валерия Басина
Но, пожалуй, впервые место действия в нашем рассказе будет даже важнее тех песен, которые Высоцкий исполнит.
Мы расскажем вам про концерт, который был, возможно, самым необычным среди всех его выступлений.
Дело был 1 июля 1972 года.
Место действия озеро Беленькое, более известное, как озеро Лампушка в Ленинградской области. Как раз в те дни с гастролями в Ленинград приехала Таганка, а с нею и Высоцкий. Этой поездки очень ждали старые друзья Владимира Семеновича из легендарного клуба авторской песни «Восток». Высоцкий уже выступал там трижды, и «востоковцы» рассчитывали на новые концерты.
Но предыдущие его выступления были, можно сказать, еще в прошлой жизни, в 1967 году.
Тогда в Ленинграде была относительно терпимая обстановка, и никаких суровых запретов, в отличие, скажем, от Москвы, не существовало. Но после 1967 года был 1968-й, была памятная статья в «Советской России» «О чем поет Высоцкий?», и теперь организовать концерты Владимира Высоцкого было гораздо сложнее. Он все-таки выступил летом 1972-го в Ленинграде, но это всякий раз было сопряжено с проблемами. Власти были резко против, а организаторы просто опасались нежелательных последствий.
Фото Ирины Воробьёвой
И тогда активисты клуба «Восток» решили организовать фактически подпольный концерт.
Но где! Только не пугайтесь от звука: слушать
Мы умышленно даем вам послушать этот фрагмент оригинальной записи, чтобы объяснить, почему дальше в нашей Главе нам придется давать те же песни, что звучали во время выступления на Лампушке, но в других исполнениях.
Так вот, концерт решили устроить на природе.
Активисты «Востока» были, как и многие в то время, романтиками песни у костра, туристами, походниками. Поэтому окрестности Ленинграда знали отлично. И выбрали точку на Приозерском шоссе, неподалеку от Сосново. Там как раз и находится небольшое озеро Лампушка. А неподалеку от берега – склон, образующий практически природный амфитеатр. Очень удобно можно посадить публику, а в низине поставить микрофон.
Операцию назвали «Свадьба».
И пока «востоковцы» планируют эту хитрую операцию, мы с вами послушаем уже целиком песню «Целуя знамя в пропыленный шелк…» – эта песня в наших программах не звучала еще ни разу.
Про первые ряды: слушать
Итак, операцию по доставке Высоцкого на озеро и организации концерта назвали «Свадьба».
Как будто люди приедут на природу, чтобы в романтической обстановке отпраздновать рождение новой ячейки общества.
Высоцкий жил в «Астории», и утром 1 июля 1972 года за ним заехали на автомобиле «Победа».
В машине были многолетний активист «Востока», организатор нескольких концертов Владимира Семеновича в Ленинграде и член Совета клуба Наталия Смирнова (в замужестве Кане), за рулем – Станислав Хлусевич, тут же его супруга и кто-то из родственников.
https://youtu.be/WDKgXPlMjx0
Киносъемка на 8 мм камеру — Дыскин Лев Исаакови*ч. Оригинал пленки -утрачен
Тем временем, народ съезжался в Сосново на электричках.
Информация о концерте распространялась буквально из уст в уста. «Востоковцы» оповещали друг друга при встрече, кому-то звонили по телефону. И постепенно о выступлении узнали друзья, знакомые, друзья знакомых и знакомые друзей. На склоне около озера соберутся несколько десятков, даже сотен человек. Все приедут на разных поездах.
На платформе людей встречал гражданин по фамилии Степанов – в плавках и с табличкой «Свадьба».
В одном поезде были Юрий Андреев, Николай Курчев, Заир Рудер, бард Валерий Сачковский – тот самый, который в октябре 1967 года на концерте в «Востоке» одолжил Высоцкому свою гитару, а теперь снова взял ее с собой. Накануне на место приехал популярнейший ленинградский исполнитель авторской песни Михаил Кане, муж Наталии Смирновой.
Автограф для Натальи Смирновой-Кане
А вместе с Высоцким на Лампушку выехала еще одна машина, «Жигули», в которой ехал знаменитый бард Юрий Кукин и Михаил Крыжановский, собравший уникальную коллекцию записей авторской песни.
Ему, кстати, Высоцкий и посвятил песню про «Очкастого частного собственника» – Крыжановский как раз незадолго до того купил автомобиль «Жигули». По пути у «Победы», в которой ехал Высоцкий, лопнуло колесо. И только реакция Станислава Хлусевича спасла от тяжелой аварии. Высоцкий от души поблагодарил Стаса, и когда к ним подъехала вторая машина, наотрез отказался пересаживаться в нее и бросать товарищей на шоссе, да еще в жару.
А жара стояла страшная.
Лето 1972 года запомнилось всем рекордными температурами, торфяными пожарами и оставалось в этом смысле непревзойденным до 2010 года, когда природа разгулялась еще хлеще.
Баллада о гипсе: слушать
Эта запись сделана всего за неделю до «лесного концерта» – и тоже в Ленинграде, на ЛОМО.
«Баллада о гипсе» была написана несколько месяцев назад, и ее еще почти никто не знал.
Высоцкий вообще порадовал публику новинками.
Он прочитал – не спел, а именно прочитал – куплет из «аборигенов», которые «съели Кука», и этому куплету еще только предстояло стать именно куплетом, частью песни. А после песни «Про мангустов» спел «Песню конченного человека», тоже недавно написанную.
Кстати, перед концертом у Владимира Семеновича состоялся любопытный разговор.
Он спросил у костра, нет ли у кого-то случайно магнитофона. Мол, и слава богу, если нет – «тогда я спою парочку песен из тех, что записывать не собираюсь. Я, можно сказать, каждую ночь пишу по песне – по две – и всё – брак, всё наутро – в корзину». А страстный коллекционер Михаил Крыжановский сказал со вздохом: «Мне бы эту корзину!». «Вот поэтому-то я и опасаюсь микрофонов», – сказал Высоцкий.
Вообще, поначалу обстановка его немного насторожила.
И непривычно было как-то петь в лесу, и публика смотрела на него слишком пристально, с чрезмерным почти обожанием.
И петь Высоцкий начал не сразу.
Сперва выступили Михаил Кане, Галина Астафьева и Юрий Кукин.
Выступают Галина Астафьева и Михаил Кане, среди слушателей в первом ряду — Владимир Высоцкий и Юрий Кукин
Высоцкий, откровенно говоря, к авторской или, как ее еще называли тогда, туристической песне, относился не то чтобы высокомерно, но отстраненно.
И дружба с авторами-исполнителями была для него редкостью. Однако с Юрием Кукиным они сразу сблизились, и их отношения вполне можно назвать дружескими. Впрочем, всех, кто выступал в тот день на Лампушке, Высоцкий слушал уважительно, а потом и сам вышел к микрофону.
Мои похорона: слушать
Это снова фрагмент концерта на ЛОМО 24 июня 1972 года – за неделю до описываемых событий.
На оригинальной же пленке помимо скверного качества идет постоянно какой-то фон – и это не случайно.
Чтобы Высоцкого могли услышать в лесу 200 человек, нужны были колонки и микрофон. И в качестве источника питания использовали мотоцикл.
https://echo.msk.ru/files/2918046.jpg
А мотоцикл был непростой.
Станислав Хлусевич пригласил и предварительно договорился с инспектором ГАИ Галеем Сиразетдиновым. Движок его мотоцикла и дал электричество. Так что пока представители власти в Ленинграде всячески препятствовали концертам Высоцкого, на озере Лампушка представитель власти концерт фактически обеспечил – «запитал», так сказать.
Высоцкий исполнил 22 песни.
На многочисленных фото с Лампушки он поет то обнаженный по пояс, то в майке. Но не потому, что сперва начал петь одетым, а позже разделся на жаре. Наоборот.
Фото Галея Сиразетдинова
Сперва из-за жары он вышел с голым торсом, но довольно быстро Высоцкого одолели слепни и прочие насекомые, и пришлось надевать красную майку.
Концерт получился веселым и легким в плане репертуара. Было много шуточных песен, несколько спортивных, хотя прозвучали и «Кони», и «Горизонт», и та же «Песня конченного человека».
Потом еще сидели у костра, обедали, слушали, раскрыв рот, столичные новости от Высоцкого, который напоследок даже спел еще несколько песен, но уже в узком кругу – и поехал обратно в Ленинград на «Жигулях» «очкастого частного собственника» Крыжановского.
Вечером у Таганки был спектакль.
Но пробки, представьте себе, существовали уже тогда. На узком шоссе вечером в воскресенье. И хоть Высоцкий все-таки и опоздал в ДК Первой пятилетки, но спектакль Таганка отыграла нормально. Вот так за один вечер Владимир Семенович успел побыть и певцом на лесном концерте и артистом на ленинградской сцене.
Галина Астафьева и Владимир Высоцкий
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Наталию и Михаила Кане, Галину Астафьеву и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Алексея Денисова, Олега Васина, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных и Александра Ковановского.
https://youtu.be/WDKgXPlMjx0
Киносъемка на 8 мм камеру — Дыскин Лев Исаакови*ч. Оригинал пленки -утрачен
С друзьями из клуба «Восток» Владимир Высоцкий встретится еще неоднократно, но на сцене клуба выступит всего однажды, 28 февраля 1973 года, через восемь месяцев после концерта на озере Беленькое, более известном как Лампушка, где с начала нынешнего века благодаря усилиям Михаила Новицкого начали проводить одноименный фестиваль авторской песни.
Кукла «Турист» и лесные букеты для Высоцкого
Но после 2010 года местные товарищи доступ к Лампушке перекрыли, и фестиваль перебрался на другое озеро, а потом превратился в «зимнюю Лампушку».
Как бы то ни было, питерцы чтят память о необычном концерте Владимира Высоцкого, который закончился 1 июля 1972 года «Песней микрофона».
Песня микрофона: слушать
Фото Ирины Воробьевой
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Алексея Денисова, Льва Черняка и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Владимир Желтов, «Законспирированная «свадьба» с Высоцким»;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Ленинграде»;
– Воспоминания Наталии Смирновой (Кане), Юрия Кукина, Михаила Крыжановского и Николая Курчева.
Дорогие друзья!