18 октября
Ю. Каменев о выступлении большевиков
В «Новой Жизни» Ю. Каменев сообщает следующее: «Ввиду усиленного обсуждения вопросов о выступлении, я и товарищ Зиновьев обратились к крупнейшим организациям нашей партии в Москве и Петрограде с письмом, в котором решительно высказались против того. Чтобы наша партия брала на себя инициативу каких-либо вооруженных выступлений в ближайшие дни.
Должен сказать, что мне неизвестны какие-либо решения нашей партии, заключающие в себе назначение на тот или иной срок какого-либо выступления. Подобных решений партии не существует.
Все понимают, что при нынешнем положении революции не может быть и речи о чем-либо подобном вооруженной демонстрации.
Речь может идти только о захвате власти вооруженной рукой, и люди, ответственные перед пролетариатом, не могут не понимать, что идти на какие-либо массовые выступления можно, только ясно и определенно поставив перед собой задачу вооруженного восстания.
Не только я и товарищ Зиновьев, но и ряд товарищей-практиков находят, что взять на себя инициативу вооруженного восстания в настоящий момент при данном соотношении общественных сил, за несколько дней до съезда советов, было бы недопустимым, гибельным для пролетариата и революции шагом.
Ни одна партия, и менее всего наша партия, внутри которой все больше сосредоточиваются надежды и доверие масс, не может не стремиться к власти, к тому, чтобы средствами государственной власти осуществить свою программу.
Ни одна революционная партия, и менее всего наша партия, — партия пролетариата, городской и сельской бедноты, не может не иметь права отказываться, зарекаться от восстания.
Восстание против власти, губящей страну, — неотъемлемое право трудящихся масс и в известные моменты священный долг тех партий, которым массы доверяют.
Но восстание, по выражению Маркса, есть искусство, и именно поэтому мы полагаем, что наша обязанность сейчас в данных обстоятельствах высказаться против всякой попытки брать на себя инициативу вооруженного восстания, которое было бы обречено на поражение и повлекло бы за собой самые гибельные последствия для партии, для пролетариата, для судеб революции.
Ставить все это на карту для выступления в ближайшие дни, значило бы совершать шаг отчаяния, а наша партия слишком сильна, перед ней слишком большая будущность, чтобы совершать подобные шаги отчаяния».
(вечерняя газета Время)
|