https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2193704-echo/
5 54 6 16467
10:08 , 05 мая 2018
АВТОР
Один Высоцкий
Цитата:
Рядом с прошлым сидим мы,
Оба живы, меж тем —
Только я невредимый,
А оно — не совсем.
...Он кричал напоследок
В самолете сгорая:
«Дотяни, сядь на брюхо,
Дотяни, им назло!»
Мы летали под Богом
Возле самого рая.
Он поднялся чуть выше,
Ну а мне повезло.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1975)
|
https://cdn.echo.msk.ru/files/2922854.mp3
Многим, кто слушал песни Высоцкого, действительно казалось, что он сидел, шоферил, покорял вершины – воевал, наконец.
Это было в те годы, когда его лицо еще не было знакомо по фильмам, и биографию мало кто знал.

Фотопроба на роль Холина в к/ф «Иваново детство», 1962 год
Высоцкий, практически как никто, сумел настолько точно передать характеры современников, что герои его песен были неотличимы от реальных людей.
А песни о войне всегда будут у него в особом ряду. В который раз мы готовы повторить, что никто больше не спел об этом так, как Владимир Семенович. Сегодня мы снова обратимся к военной теме в его творчестве.

Владимир Высоцкий (на заднем плане, слева от Кирилла Лаврова) в эпизоде фильма «Живые и мертвые», 1962 год
Способности Высоцкого передать дух войны, эмоции и переживания солдат на фронте удивляли даже самих фронтовиков.
И это притом, что сам Володя не только не мог воевать, но и помнить войну вряд ли мог отчетливо. Когда началась Великая Отечественная, ему было три с половиной года: слушать

Высоцкие в городе Ратенов (Германия), 1947 год
Стоят: Алексей Высоцкий и Семён Высоцкий
В первом ряду: Володя с Евгенией Лихалатовой и жена Алексея А.И. Высоцкая с сыном Сашей
Зажигалки трехлетний Володя, конечно, не тушил – это было никак невозможно.
Но по воспоминаниям матери, у него действительно имелось ведерко и лопатка, а во двор привозили песок и сваливали на землю. И народ этот песок перетаскивал на чердаки – как раз, чтобы тушить зажигалки. Так вот маленький Володя тоже насыпал песок в свое детское ведерко и носил на чердак. Он, конечно, так просто играл, но сам, еще не зная об этом, оказывал свою «малую фронту подмогу».
У Высоцкого была еще одна редкая способность, о которой говорят практически все, кто его знал.
Он обладал невероятным, исключительным талантом слушать.

Монино, Военно-воздушная академия, 19 июня 1975 года. Фото Валерия Шлычкова
Слушать внимательно – не для галочки, искренне, заинтересованно.
Его очень точные образы идут еще и от этого умения услышать и запомнить детали, нюансы, схватывать самую суть.
И его песни о войне вышли во многом из рассказов фронтовиков.
Одним из которых был его родной дядя – Алексей Высоцкий.

Алексей Высоцкий
Алексей Владимирович участвовал еще в финской кампании, а Великую Отечественную прошел с первых дней и до взятия Берлина.

Рейхстаг, Берлин. 4 мая 1945 года. Фото Алексея Высоцкого
Три ордена Красного Знамени, два ордена Красной Звезды.
Оборона Одессы, Керчи и Севастополя. Он сражался на Дону и на Кавказе, освобождал Варшаву. Был человеком не просто отважным, а каким-то отчаянно смелым. И везучим. Много ли было таких солдат, кто прошел от финской до Берлина? Алексею Высоцкому повезло. Притом что, еще раз подчеркну, за чужими спинами он не прятался и в тылу и по штабам не отсиживался.

Берлин, 4 мая 1945 года. Фото Алексея Высоцкого
А после войны Алексей Владимирович заочно закончил журфак и писал очерки и книги о войне.
И один из самых известных его очерков назывался «Бриллиантовая двойка» и посвящался летчику Николаю Скоморохову. Под впечатлением от этого рассказа Владимир Высоцкий написал «Песню о погибшем летчике». Историю ее создания он неоднократно рассказывал сам на своих концертах – как, например, в Минском НИИ в августе 1979 года: слушать

Минск, БелНИИ «Гипроводхозстрой», 10 июня 1979 года. Фото Геннадия Нестерова
О спектакле «Звезды для лейтенанта» мы рассказывали в одной из Глав в начале нашего цикла.
Редкий пример, когда песни Высоцкого звучали не со сцены Таганки, а со сцены другого театра – театра Ермоловой. Причем, фонограммы четырех песен для постановки Высоцкий записал в Париже вместе с нашим добрым знакомым Константином Казански.

Константин Казански и Владимир Высоцкий. Париж, апрель 1975 года
Правда, сейчас мы послушаем все-таки другой вариант записи этой песни, посвященной летчику Николая Скоморохову.
Эта запись сделана в 1975-м в Болгарии на студии «Балкантон» во время первых зарубежных гастролей любимовского театра.
Обратите внимание на слова Высоцкого перед исполнением.
Он говорит с Виталием Шаповаловым и Дмитрием Межевичем.

Дмитрий Межевич
Два прекрасных артиста, два друга, два отличных музыканта.
Они помогали Володе в записи в ночной софийской студии.

Владимир Высоцкий и Виталий Шаповалов. София, сентябрь 1975 года. Фото Виктора Гильтяя
Когда мы, в феврале 2016 года, делали Главу о гастролях Театра в Болгарии, и Шаповалов, и Межевич были еще живы.
А теперь обоих уже нет с нами…
Песня о погибшем друге: слушать
Николай Скоморохов, которого прославил своим очерком Алексей Владимирович Высоцкий, был личностью легендарной.
Дважды Герой Советского Союза, впоследствии маршал авиации.

Николай Скоморохов
Тех двух фашистов из «Бриллиантовой эскадры» он сбил в небе над Будапештом, а всего на счету Скоморохова 46 сбитых лично и еще 8 сбитых в групповом бою самолетов – и он седьмой по результативности среди всех советских асов Великой Отечественной.
Вот о таком человеке спел Высоцкий под влиянием рассказа дяди Алексея.

Старший лейтенант Николай Скоморохов в кабине своего «Лавочкина»
Алексей Владимирович вообще оказал на Володю огромное влияние именно в человеческом плане.
И как неоднократно вспоминала Ирэна Высоцкая, дочь Алексея Владимировича и двоюродная сестра Владимира Высоцкого, Володя по характеру был куда больше похож на дядю, чем на отца. Прямой, иногда взрывной, принципиальный, не боящийся постоять за правду.

Минск, БелНИИ «Гипроводхозстрой», 10 июня 1979 года. Фото Анатолия Черноморцева
Именно Алексей Высоцкий первым начал записывать песни Володи на магнитофон в начале 60-х.
Те пленки часто называют «записями у Семена Владимировича Высоцкого». Но отец к ним отношения на самом деле не имеет. А вот другое известное название тех сборников – «У дяди» – самое верное.

Володя пел, Алексей Владимирович записывал.
Сперва на магнитофон «Комета», потом на «Днепр». Записывал племянника, а сам рассказывал ему о войне. И мы с уверенностью можем говорить, что многие песни военного цикла так или иначе навеяны эти рассказами.
Высота: слушать

Фрагмент белового автографа песни «Вцепились они в высоту…» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.115, л.3
Песня про «Высоту» была написана в 1965 году, и фрагмент ее прозвучал в фильме Виктора Турова «Я родом из детства».

Владимир Высоцкий в фильме «Я родом из детства», 1965 год
Ирэна Высоцкая вспоминала, что Алексей Владимирович часто собирал друзей.
За столом сидели фронтовики, многие уже в высоких чинах. Для молодого парня, молодого актера, но уже поэта такие встречи конечно были важны. Высоцкий слушал, запоминал, а потом писал такие песни, что люди, прошедшие войну, плакали.
Письмо (стилизация под военную песню): слушать

Фрагмент чернового автографа песни «Полчаса до атаки…»
Но даже на встречах с друзьями, генералами, однополчанами, как опять же вспоминала Ирэна Алексеевна, ее отец в какой-то момент начинал разговаривать только с племянником, с Володей.
Алексей Высоцкий действительно был одним из первых, кто понял, какой огромный талант заложен в родном человеке.
https://youtu.be/ETQsCCUFQXk
Фрагмент любительской киносъемки выступления Владимира Высоцкого во время творческого вечера актеров Театра на Таганке в ДК «Старт», г. Луховицы, Моск. обл., 23 февраля 1973 года
Автор съемки — Владимир Ерош. Синхронизация звука — Вадим Сычевский. Из архива Евгения Донченко
А Владимир Семенович хотел даже сделать что-то на основе дядиного очерка «Горсть земли» об обороне Одессы.

Алексей Владимирович лежал в больнице, и Володя постоянно навещал его, приходил вместе с писателем Михаилом Холмогоровым.
Собирался писать по мотивам очерка стихи. Но, к сожалению, эти планы так и остались планами. В 1977 году Алексея Высоцкого не стало.

Алексей Владимирович Высоцкий
Я благодарю за помощь в подготовке этой программа Владимира Зайцева и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Монино, Военно-воздушная академия, 19 июня 1975 года. Фото Валерия Шлычкова
Записи, которые делал Алексей Высоцкий, хорошо известны – с тех пор, как он записывал Володю у себя дома, эти пленки разошлись в тысячах копий.
Но вот сами оригиналы утеряны. Произошло это при необычных обстоятельствах. И не устаешь поражаться, как все переплетено в жизни.
В 1975 году Алексей Владимирович лежал в больнице.
Ирэне Алексеевне позвонила Светлана Скоморохова – дочь того самого героического аса Николая Скоморохова. И попросила эти пленки на время. Потом у Светланы их взяли какие-то друзья – и пленки, увы, пропали. Но быть может где-то до сих пор хранятся эти, теперь уже совершенно бесценные бобины с самыми первыми записями Владимира Семеновича Высоцкого.

Грамоту Владимиру Высоцкому вручает начальник ДО подполковник Олег Алексеевич Сорокин.
Чкаловское, авиагородок, гарнизонный Дом офицеров, 14 марта 1976 года. Фото Евгения Кучина
Ну а мы, пользуясь случаем, конечно, хотим поздравить всех с Днем Победы.
Особенно тех, кто лично прошел самую страшную в истории войну. И вспомнить еще раз тех, кто сделал для Победы все, отдал все силы, жизни своей не пожалел, но до победного дня не дожил.
Он не вернулся из боя: слушать

Минск, БелНИИ «Гипроводхозстрой», 10 июня 1979 года. Фото Евгения Овчинникова
Потом донесения будут идти,
Мол, русские будто взбесились!
Но, видно, сегодня все судьбы-пути
На этой высотке скрестились.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1965)
https://youtu.be/ETQsCCUFQXk
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Владимира Зайцева, Ирэны Высоцкой и и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

«Песня о воздушном бое». Фрагмент документальной программы «Мы вращаем Землю» (реж. А.Ковановский, И.Рахманов, ТО «Ракурс», 2010 год). Фонограмма в сюжете — запись с Константином Казански. Париж, 1975 год