Показать сообщение отдельно
  #250  
Старый 23.11.2018, 09:37
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 472
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 109. «А вы предпочитаете «в узде и под седлом»?»

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2197818-echo/
10:36 , 19 мая 2018

АВТОР
Один Высоцкий

Цитата:
Он не знает, что ему не светит —
Я припомню — пусть потом секут, —
Все его арапники и плети:
Сброшу его, сброшу на скаку!

Владимир Высоцкий («Бег иноходца», из черновиков, 1970)
https://cdn.echo.msk.ru/files/2927186.mp3

Сколько песен спето Владимиром Высоцким не только от имени людей, но и от имени животных и птиц.
И люди у нас самих часто ассоциируются с какими-то птицами и животными. Но уж если выбирать, с кем можно было бы сравнить Высоцкого, то образ коня приходит на ум одним из первых. Свободный, стремительный и гордый.

Венгрия, Дебрецен, октябрь 1976 года. Фото из архива Александра Стернина

И даже странно, что мы до сих пор в нашем цикле не вспомнили об образе лошади, коня, мустанга, иноходца в песнях Владимира Семеновича, пускай отдельные такие песни конечно уже звучали.
Но сегодня мы восполним пробел, хотя даже целой Главы нам не хватит, чтобы послушать все песни, где так или иначе упоминаются кони: слушать

Зеленоград, завод «Микрон», 23 апреля 1978 года.
Знаменитое интервью Владимира Высоцкого, с которым побеседовал корреспондент заводской многотиражки Вадим Брук.

Зеленоград, ДК завода «Микрон», 23 апреля 1978 года

А снял эти классические кадры Пётр Солдатенков – тогда еще студент-второкурсник ВГИКа.

https://youtu.be/72c6su84TJA
Песня про Иноходца была написана еще в 1970 году – одном из самых удачных в творческом смысле для Высоцкого.
И была для него очень важной песней. Не случайно, когда у Владимира Семеновича появилась внезапная возможность записать настоящий диск во время гастролей Таганки в Болгарии в 1975 году, Высоцкий в числе других для этой пластинки выбрал и «Иноходца».

Болгария, София, 5 сентября 1975 года. Фото Виктора Гильтяя

Кстати, многие до сих пор уверены, что песня посвящена Юрию Любимову.
Что ж, все может быть…

Бег иноходца: слушать

Фрагмент белового автографа песни «Бег иноходца» к французскому диску «Натянутый канат» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.96, л.2

Между прочим, не все в точности знают, кто же такой иноходец.
Это лошадь, которая бежит иноходью, особым видом аллюра. Который считается для лошадей очень редким. Иноходь можно натренировать, однако для коня это будет мучительно и болезненно для его ног. Зато врожденная иноходь дается лошади легко. Однако сбиться с нее тоже очень легко. В общем, как и человеку бывает трубно оставаться самим собой, и дано это очень немногим.

Погоня: слушать

Фрагмент ксерокопии белового автографа песни «Во хмелю слегка…» для студии ««Le chant du monde» («Песни мира»), 1975 год — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.104, л.5

Великолепная фонограмма была сделана в Париже с Константином Казански в 1975 году, а вот прозвучала на диске «Прерванный полет», вышедшем во Франции, только в 1981-м – уже после смерти Высоцкого.

Французский диск «VLADIMIR VISSOTSKI. LE VOL ARRЕTЕ» («Прерванный полет»), 1981 год

Но зато в середине 70-х этой песне, без преувеличения, повезло.
Она прозвучала в СССР даже с экрана – в картине «Единственная», где Высоцкий снялся в небольшой роли руководителя женского хора.

Владимир Высоцкий в фильме «Единственная», 1975 год

Причем, в этом фильме он поет про «забитых лошадок» прямо в кадре!
Что в случае с Высоцким в тот момент было совершенно исключительным.

https://youtu.be/bPnDO8bNe88
Фрагмент из к/ф «Единственная» (киностудия «Ленфильм», 1975 год)

А еще мы прекрасно помним картины, в которых Высоцкий даже снимался верхом: слушать

Высоцкий не раз вспоминал те съемки, потому что там действительно было интересно и опасно.
Он «делал сам довольно сложные трюки, а именно: когда лошадь шла на препятствие, делал сальто назад – должен был попасть в седло другой лошади». Но в реальности, конечно, это невозможно было сделать. Выпрыгивал с лошади назад Высоцкий сам, а внизу его уже ловили. Компьютерной графики в кино тогда, само собой, не было, поэтому применяли так называемые комбинированные съемки. И на экране кажется, что всадник действительно прыгает с лошади на лошадь, сделав сальто.

Владимир Высоцкий и Михаил Пуговкин в фильме «Штрафной удар», 1963 год

Вообще, считается, что Высоцкий именно на съемках «Штрафного удара» в Казахстане в 1963 году и научился сидеть в седле.
Но в книге Валерия Перевозчикова «Живая жизнь» мама Высоцкого Нина Максимовна вспоминала, что «спортом Володя интересовался, хотя систематически каким-либо видом спорта не занимался. В школьные годы – в классе пятом-шестом – недолго занимался гимнастикой, ходил в ЦСКА. На стадионе «Буревестник», в Самарском переулке, занимался верховой ездой, об этом рассказывал с восторгом!».

А когда поступил в МИСИ, поддавшись уговорам друга детства Игоря Кохановского, успел съездить на картошку.
И в колхозе пытался не просто оседлать коня, но и сделать то самое сальто назад – правда, без особого успеха. Как без особого успеха учился Володя и на строителя. И уже после первого семестра написал заявление на отчисление.

Строить дома Высоцкому не довелось, а вот спеть – про самые разные дома – довелось не раз.
Продолжение уже прозвучавшей «Погони» – песня и про Дом, и про лошадей одновременно. И то, и другое – абсолютно актуальная поэтическая метафора в одной из самых удивительных по ясности песен Высоцкого. С каждым годом, с каждым новым прослушиванием эта песня все актуальнее.

Запись Константина Мустафиди 1974 года.

Баллада о старом доме: слушать

Фрагмент чернового автографа песни «Что за дом притих…» на бланке отеля «Св.Стефан» — РГАЛИ, фонд 3004, оп.1, ед.хр.11, л.6

Фильм «Штрафной удар», который мы сегодня вспомнили, был довольно слабенькой картиной, да и роль у Высоцкого была не выдающаяся.
Молодой артист, фактически уволенный из театра Пушкина, зарабатывая деньги, был вынужден браться за любую работу.

https://youtu.be/UPnErrHNTsQ
Фрагмент из к/ф «Штрафной удар» (киностудия им. Горького, 1963 год)

Через четыре года ситуация будет совсем другой.
Высоцкий уже стал важной частью любимовской Таганки, он уже заочно известен по всей стране, его песни переписывают с бобины на бобину. Он уже снялся в «Коротких встречах» и «Вертикали», а теперь снимался в «Интервенции» и фильме «Служили два товарища», где сыграл поручика Брусенцова – безусловно, одну из лучших своих ролей.

Владимир Высоцкий, оператор Михаил Ардабьевский, режиссер Евгений Карелов на съемочной площадке фильма «Служили два товарища».
Рабочий момент. Одесса, октябрь 1967 года

И в «Двух товарищах» у его героя будет любимый конь Абрек.
По ходу сюжета порою кажется, что поручик с конем родственные души, почти одно целое.

Не зря и финал картины именно об этом: Абрека не разрешают взять на пароход в Константинополь, лошадь бросается за уплывающим судном, а Брусенцов стреляет в себя.

https://youtu.be/72c6su84TJA
Фрагмент из к/ф «Служили два товарища» (киностудия «Мосфильм», 1968 год)

Но была в этом фильме еще одна эффектная сцена, которая, к сожалению, в окончательный вариант не вошла.
Когда разгневанный Брусенцов врывается на коне прямо в ресторан.

Фотографии сцены остались, а дубля хорошего не получилось.
Высоцкий держался в седле уверенно, но конь никак не хотел выполнять команды и играть по сценарию. Поэтому сцена так и осталась на снимках и в воспоминаниях.

А вообще относительно песен и стихов про лошадей у него был целый творческий план: слушать

Дубна, ДК «Октябрь», 10 февраля 1976 года. Фото Сергея Новожилова

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Петракова, Александра Ковановского, Олега Васина, Игоря Рахманова, Валерия и Владимира Басиных.

Слова, которые вы только что слышали, Владимир Семенович произнес в декабре 1975 года во время выступления в Театре на Таганке.
И потом еще неоднократно повторял их, вынашивая и откладывая реализацию этого большого цикла о лошадях.

Химки, ДК «Родина», 4 февраля 1976 года. Фото Вячеслава Тарасенко

Специального цикла не получилось.
Но, тем не менее, постоянное присутствие образов лошадей в его стихах и песнях было предопределено самим смыслом его творчества, его поэзии, да и самой его судьбой. Безостановочным движением, непрерывным забегом по жизненной дистанции, той самой иноходью по единственной дороге, с которой никак не свернуть – к неизбежному трагическому концу.

К обрыву, на краю которого не удержаться.

Кони привередливые: слушать

https://youtu.be/bPnDO8bNe88
Кони привередливые (Ленинград, малая сцена БДТ, 16 апреля 1980 года. Режиссёр Владислав Виноградов)

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Казахстане»;
– Марк Цыбульский «Высоцкий в Одессе»;
– Валерий Перевозчиков, «Живая жизнь. Штрихи к биографии Владимира Высоцкого»;
– Журнал «Мустанг», Привередливые кони Владимира Высоцкого.
Копии автографов предоставлены Сергеем Жильцовым.

Памятник на могиле Владимира Высоцкого на Ваганьковском кладбище (скульптор А.Рукавишников)

https://youtu.be/StPi-93eKUk
Фрагмент из к/ф «Хозяин тайги» (киностудия «Мосфильм», 1968 год)

Леонид Кмит, Дмитрий Масанов и Владимир Высоцкий в фильме «Хозяин тайги».
Выезжий Лог, 1968 год

Последний раз редактировалось Chugunka; 29.11.2018 в 08:11.
Ответить с цитированием