https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2206390-echo/
10:00 , 26 мая 2018
АВТОР
Один Высоцкий
Автор текста: Антон Орехъ: слушать
Судьба Владимира Высоцкого сама по себе полна трагизма.
А мы сегодня вспомним о переплетении его судьбы с судьбой другого человека – едва ли менее одаренного. Но прожившего жизнь еще более короткую и полную горечи и непонимания. Великий актер Олег Иванович Даль – герой нашего сегодняшнего рассказа.
Невысокий, щуплый, но при этом могучий, в чем-то грубый, но моментально притягивающий всеобщее внимание Высоцкий – и худой, замкнутый, тонкий Даль.
Владимир Высоцкий и Олег Даль. 1974 год. Фото Юрия Абрамочкина
Да, они не были похожи.
И актерские пути их вроде бы не совпадают. Даль после Щепкинского училища быстро нашел работу в «Современнике», а Высоцкому, чтобы найти свою Таганку, пришлось ждать несколько лет. Но больших ролей на сцене у Олега не было очень долго, тогда как Владимир стал театральной звездой гораздо быстрее.
Владимир Высоцкий в спектакле «10 дней, которые потрясли мир», 1965 год
Зато в кино как раз Высоцкому далеко не сразу удалось встретить «своих» режиссеров и найти «своих» персонажей, тогда как Даль уже к началу 70-х прекрасно сыграл сразу в нескольких знаменитых картинах.
Даль постоянно искал, сменил несколько театров и даже менял Москву на Ленинград, Высоцкий же раз и навсегда так и остался верен любимовскому театру до самой смерти.
Они и в жизни встречались не так часто, и работали вместе всего в одном фильме.
Но именно Высоцкого Олег Даль считал едва ли не одним из самым близких людей, а Высоцкий относился к Далю очень тепло, не просто по-дружески, а даже с нежностью.
В.Высоцкий, Москва, ГНИИХТЭОС, 29 марта 1972 года. Фото Юрия Федотова.
О.Даль, 1975 год
Потому что общее в людях – это не внешность, не темперамент, не схожесть биографий или творческих вех.
А то, что называется душевным родством.
Начать хотя бы с того, что Высоцкий всегда по-особому относился к Лермонтову, и во время его выступлений имя Михаила Юрьевича неоднократно звучало как своего рода нарицательное.
Даже дебют на сцене Таганки у Высоцкого пришелся на «Героя нашего времени», пускай и сам спектакль был не слишком удачным, а его роль драгунского капитана – всего лишь эпизодической.
Лермонтов на маскараде: слушать
Владимир Высоцкий в спектакле «Герой нашего времени», 1964 год
Для Олега Даля Лермонтов был… это даже не назовешь словом «кумир».
Роль Печорина с детства была его мечтой. И эта мечта осуществится благодаря телеспектаклю Анатолия Эфроса. Никто из наших актеров не прочувствовал Лермонтова до такой степени. Никто так не читал его стихи. Это было настолько потрясающе, что казалось, что не Даль, а сам Михаил Юрьевич читает собственные строки. Даль не играл Печорина, а был Печориным, он не исполнял – он жил Лермонтовым! Даля волновало все, что было связано с поэтом, он сам долго работал в Тарханах. Что говорить, если для Даля специально вскрыли склеп, и он смог побыть рядом с прахом Михаила Юрьевича. И дух Лермонтова слово соединился с душой Даля.
И скучно и грустно (исполняет Олег Даль): слушать
Олег Даль в телефильме «Страницы журнала Печорина», 1975 год
Мы часто говорим, что Высоцкий спел обо всех и обо всем.
Но точно так же поражаемся мы и актерскому диапазону Олега Даля. От трагического до гротескного, от взрослого, военного – до детского. Но даже и в детских, казалось бы, ролях Даль был всегда узнаваем. Всегда с легкой или даже не очень легкой грустью, чувством одиночества и взглядом куда-то вглубь самого себя. Ему было легко так играть, потому что играть ничего и не требовалось. Даже если это был «Иванушка-дурачок», который ходил за чудом или «Старая-старая сказка»: слушать
Вот и Высоцкий в своих персонажах точно так же был узнаваем в сказочных песнях, написано которых было немало.
Сказка про дикого вепря: слушать
Москва, НИИ на «Войковской», 25 мая 1979 года
Во второй половине 60-х Даль снимается сразу в двух военных фильмах.
«Женя, Женечка и Катюша» и «Хроника пикирующего бомбардировщика».
Олег Даль в фильме «Хроника пикирующего бомбардировщика», 1967 год
А Высоцкий в этот же период играет в фильме «Я родом из детства» и пишет песни для двух других картин Виктора Турова.
Военные роли принесли совсем не героическому на вид Далю невероятную популярность. Как и военные песни подняли на совершенно новый уровень популярность Владимира Высоцкого.
В холода: слушать
Владимир Высоцкий и Нина Ургант в фильме «Я родом из детства», 1966 год
Песня из фильма «Я родом из детства».
Песня Высоцкого, а в картине звучит с патефонной пластинки чужим голосом – как довоенная стилизация. И по настроению, обратите внимание, очень созвучна «далевской» интонации.
«Вариант «Омега»», 1977 год
Даль же изумительно пел и о войне – как, например, в одной из лучших своих картин «Вариант «Омега».
Где он, этот день? (музыка Богдана Троцюка, стихи Роберта Рождественского) (исполняет Олег Даль): слушать
https://youtu.be/Qp25UPB6mI0
Впервые Высоцкий и Даль пересеклись, да и то косвенно, на съемках фильма «Земля Санникова».
Фильм, где должен был играть Высоцкий, а его роль Крестовского в итоге отдали Далю, причем скрывали от Олега, что он вышел, так сказать, «на замену».
Высоцкий написал для этого фильма фантастические песни!
Фильм сам по себе был неплох, но с песнями Высоцкого это была бы совсем другая картина.
Фотопроба Владимира Высоцкого на роль Крестовского к фильму «Земля Санникова», 1972 год.
Фото Игоря Гневашева
И с Высоцким-актером была бы абсолютно иной.
Но ни одной песни в картине не оставили. К счастью, они были все же записаны с оркестром Гараняна на «Мелодии», а «Баллада о брошенном корабле» сохранилась даже на видео – Высоцкий исполнил ее во время выступления в августе 77-го года на Мексиканском телевидении.
https://youtu.be/i4IreOJk1io?list=RDi4IreOJk1io
«Баллада о брошенном корабле». Мексика, «13 Canal», 9 августа 1977 года
А Даль, между тем, роль Крестовского не любил.
И фильм этот ему не нравился. Был Олег Иванович очень требователен и даже болезненно щепетилен при выборе ролей, фильмов и режиссеров. Отсюда и масса его конфликтов, капризов и совсем уже вздорных на первый взгляд поступков.
Проблемы у Даля и Высоцкого, увы, тоже были во многом общими.
В какой-то момент оба они стали как будто запрещенными актерами. Их не утверждали на роли, отказывали без видимых причин.
Галина Волчек, Олег Даль и Владимир Высоцкий.
Театр «Современник», 1974 год. Фото Юрия Абрамочкина
С другой стороны, и Высоцкий, и Даль, чего уж скрывать, были проблемными артистами.
И выпить оба могли от души, и съемки срывали, и спектакли. Боролись с непониманием, ограничениями и запретами самым известным и традиционным русским способом. И это становилось похожим на замкнутый круг.
Но, как мы уже сказали, Олег Даль и Владимир Высоцкий все-таки смогли поработать вместе – пускай и единственный раз.
https://youtu.be/Q77FpmcME2Q
Это был фильм «Плохой хороший человек». Экранизация чеховской «Дуэли» Иосифа Хейфица: слушать
В эмоциональном смысле – это центральный момент фильма.
Ссора Лаевского и фон Корена. Одна из лучших киноролей и для Высоцкого, и для Даля. Про эту картину мы вскоре расскажем вам в отдельной Главе. А пока просто вспомним саму дуэль. Момент, который изменил жизнь Лаевского. И зная историю Олега Даля, мы понимаем, что он снова играет здесь самого себя – словно ждет такого же рокового момента развязки и в своей личной судьбе: слушать
https://youtu.be/TsYDbrqBlNg
Благодаря Высоцкому Даль на три года перестает пить и, как и Лаевский, преображается, замечательно играет в театре, много снимается.
Но если у его киногероя все складывается как будто бы к лучшему, то у самого Даля – увы… Слишком непохож он был на остальных и слишком безнадежно окружен непониманием.
Владимир Высоцкий и Олег Даль в фильме «Плохой хороший человек»
Даль, как и Высоцкий, знал, что такое сняться в прекрасном фильме, который потом положат на полку.
Сыграть замечательную роль, которую почти никто не сможет увидеть и оценить. В 1979 году Олег Иванович сыграл инженера Зилова в картине «Отпуск в сентябре» по выдающейся пьесе Александра Вампилова «Утиная охота».
Этот фильм покажут лишь восемь лет спустя, в 1987 году, во времена Перестройки, когда «с полок» и из сейфов были извлечены несколько уникальных кинолент, в том числе «Интервенция» с Высоцким.
После смерти Даля пройдет целых шесть лет…
1979 год
Тема смерти в последние годы уже не в первый раз станет для него почти навязчивой идеей.
И особенно символично теперь звучат его слова из «Отпуска в сентябре», который самому Далю так и не суждено было увидеть: слушать
https://youtu.be/2WbBdbPwQr0
В последний раз они увидятся с Высоцким в мае 1980-го.
Спустя два месяца, на похоронах Володи Даль произнесет: «Я буду следующим…» — и эта мысль не будет давать ему покоя.
Олег Даль и Валентин Никулин на похоронах Владимира Высоцкого. Москва, Ваганьковское кладбище, 28 июля 1980 года
В последние месяцы жизни он буквально угасал на глазах.
И умер 3 марта 1981 года в Киеве, куда приехал на кинопробы. Ему не исполнилось даже сорока лет!
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Татьяну и Олега Васиных, Игоря Рахманова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.
Олег Даль и Владимир Высоцкий оба родились 25 числа, оба трижды были женаты.
Их главные браки с Мариной Влади и Елизаветой Эйхенбаум были заключены почти одновременно с разницей в четыре дня. Они оба похоронены на Ваганьковском кладбище, а памятник на их могилах открыли в один и тот же день.
А в январе 1981-го, спустя полгода после смерти Володи, Олег написал стихотворение.
Высоцкому. Брату: слушать
Сейчас я вспоминаю…
Мы прощались… Навсегда.
Разорванность следа…
Начало мая…
Спотыкаюсь…
Слова, слова, слова.
Сорока бьет хвостом.
Снег опадает, обнажая
Нагую холодность ветвей.
И вот последняя глава
Пахнула розовым кустом,
Тоску и лживость обещая,
И умерла в груди моей.
Покой-покой…
И одиночество, и злоба,
И плачу я во сне, и просыпаюсь…
Обида — серебристый месяц.
Клейменность — горя проба.
И снова каюсь. Каюсь. Каюсь.
Держа в руках разорванное сердце…
(Монино, январь 1981 года)
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
«Есть только миг…» (исполняет Олег Даль): слушать