6 октября 1940 года (воскресенье)
Утром — прибытие в Бельфор.
9.00 — Начали осмотр оборонительных сооружений в районах Бельфора и Монбельяра. «Бургундские ворота» на местности вовсе не представляют такого резко выраженного дефиле, как казалось на карте. Укрепления, которые согласно прежнему плану должны были прикрывать узлы дорог и железные дороги, особенно в районах переправ через реки, теперь в значительной степени потеряли свое значение. Густая дорожная сеть и возможность ее использования автотранспортом даже вне основной коммуникации, которая особенно резко выделяется в этой богатой дорожно-строительными материалами области, сильно ослабляют значение дорожных узлов. Ввиду большой скорости движения современных моторизованных частей можно быстро парализовать действие батарей, расположенных в основном на командных высотах. Таким образом, эти батареи не могут создать серьезной преграды для наступающего противника. Использовать их можно лишь в качестве тыловых опорных пунктов, усиленных разного рода заграждениями, или для обороны промежуточной полосы в том случае, если удастся задержать наступающего противника. В будущем военное искусство откажется от системы обороны, опирающейся на командные высоты, и заменит ее глубоко эшелонированной системой обороны коммуникаций, что лучше всего достигается путем разветвления оборонительных позиций (отказ от централизованной тыловой позиции).
Поездка: Бельфор — Монбельяр — швейцарская граница восточнее Монбельяра — вдоль швейцарской границы (в нескольких километрах западнее) через Ле-Рюссей до Понтарлье. Здесь снова — вдоль швейцарской границы. Пограничная область (Юра) представляет собой холмистую возвышенность высотой до 1000 м над уровнем моря, которая в общем ниже гор на швейцарской стороне и отделена от нее широким ущельем р. Дуб. Этот район не может быть удобным плацдармом для наступления. Швейцарская территория покрыта постепенно повышающимися грядами возвышенностей, которые преграждают путь наступающему.
Удобных мест для перехода через границу немного. Швейцарская пограничная оборонительная позиция — очень сильная. Вдоль р. Дуб на многие километры тянутся французские пограничные укрепления с проволочными заграждениями. Часть дотов уже закончена, часть позиций — в стадии строительства. Бросается в глаза хорошее состояние дорог всюду, где они имеют военное значение.
Дальнейшая поездка из Понтарлье в Безансон. Местность вокруг — слегка всхолмленное плато с резко выделяющимися глубокими и узкими долинами рек, похожими на ущелья. Безансон — крупный узел дорог с многочисленными старыми укреплениями. Однако этот узел вполне можно обойти. Дальнейшая поездка через Грэ-ан-Лангр. Между Безансоном и Грэ простирается гряда невысоких холмов, не представляющая интереса в военном отношении. Хорошие дороги. Восточный склон плато Лангр, продолжение хребта Кот д Ор, — резко выделяющаяся ступень с хорошим обзором на восток. Обрывистый склон, который в хребте Кот д'Ор представляет собой сплошную стену, здесь сильно расчленен, и поэтому защищать его от наступления с востока значительно труднее, чем хребет Кот д Ор. С наступлением темноты мы вернулись в наш спецпоезд, где после ужина еще долго работали. Обратный путь в Фонтенбло.
|