https://www.alexanderyakovlev.org/fo...es-doc/1011679
23.04.1941
№ 6/АБ005/368
После оккупации немцами территории бывшей Польши в распоряжение германского командования перешло значительное количество фабрик и заводов, расположенных на территории Генерал-Губернаторства.
Некоторые из этих фабрик и заводов (не военного значения) были немцами закрыты, а их оборудование вывезено в тыл Германии...
Однако предприятия военного значения немецкие власти не только не закрыли, но максимально использовали последние для выработки военной продукции (орудия, пулеметы, винтовки, снаряды, детали к самолетам и т.д.).
Эти предприятия работают в настоящее время на полную мощность и круглосуточно.
Из имеющихся в 5-м отделе УПВ НКВД УССР неполных данных, полученных от различных источников, известны следующие предприятия военного значения, расположенные на территории Генерал-Губернаторства.
По данным опроса нарушителей границы 92-го ПО, в лесу «Сталева Воля», что в районе м. Млева (М-34-57, 0474), расположен военный комбинат, производящий детали для самолетов и орудий, гильзы для снарядов и авиабомб, щиты для средних и легких танков.
Вся выпускаемая продукция через Варшаву вывозится непосредственно на территорию Германии.
На заводе работает около 3000 рабочих (по данным 1-го Управления НКГБ УССР — 50 000 рабочих).
Для рабочих, занятых на комбинате, установлен военный режим. Последние живут в специально выстроенных казармах, питаются в общих столовых. Проживание семей на территории комбината воспрещено.
Средний заработок специалиста высшего разряда колеблется до 15 злотых в день, низшего разряда — до 8–10 злотых.
Работа комбината проходит круглосуточно.
По данным 1-го Управления НКГБ УССР, в районе «Сталева Воля» находится основной центр военной промышленности Генерал-Губернаторства.
По данным опроса нарушителей границы 92-го ПО от 20 июня 1940 г., в г. Радом немцами в июне 1940 г. пущен в ход бывший польский военный завод, производивший гильзы и авиабомбы. В настоящее время продукцию завода составляют пулеметы, винтовки и револьверы.
На заводе занято до 1500 рабочих.
По данным 1-го Управления НКГБ УССР, на данный завод немцами завезено свое оборудование.
По данным и опросу нарушителей границы 92-го ПО от 16 января 1941 г., в 2 км южнее г. Жешув имеется авиационный завод, выстроенный еще при бывшем Польском правительстве и пущенный в ход немцами в конце 1939 г.
Завод имеет механический, кузнечный, слесарный, инструментальный, полировочный и шлифовальный цеха с общим количеством 3500 рабочих, производящих работу в три смены.
В настоящее время завод вырабатывает 592 детали (коленчатые валы, цилиндры, шатуны и т.д.) для 12-цилиндровых авиационных моторов, последующая сборка которых производится на заводе авиамоторов г. Кассель (центральная Германия).
При заводе имеется электростанция мощностью 7600 hp.
Охрана завода осуществляется двумя группами по 24 солдата и негласным составом в количестве 14 человек.
По данным опроса нарушителей границы 91-го ПО от 17 декабря 1940 г., в 4–5 км восточнее г. Мелец Краковской области в лесу расположен авиационный завод, называемый в период существования бывшей Польши «Панство заклада летнича № 2».
Директором завода является некий Гейхард, немец, 40 лет.
На заводе занято до 4000 рабочих.
Авиазавод выпускает фюзеляжи, плоскости, рулевое управление к самолетам типа «Хейнкель». Кроме того, на заводе производится ремонт плоскостей и фюзеляжей к самолетам типа «Юнкерс».
Вся вырабатываемая продукция направляется непосредственно в Германию по железнодорожной ветке, подходящей к самому заводу.
Сырье для вырабатываемой продукции завозится из центральных областей Германии и хранится в специально оборудованном складе.
Территория завода как в дневное, так и в ночное время охраняется вооруженными часовыми.
По данным опроса нарушителей границы 98-го ПО от 18 января 1941 г., в г. Стараховице (80 км западнее Кельце) имеется военный завод, вырабатывающий тяжелые и легкие орудия, снаряды, порох.
Завод имеет орудийный и пороховой цеха, в которых занято, по данным, требующим проверки, 21 000 человек.
Завод ежесуточно перерабатывает до 25 вагонов руды, добываемой в руднике, имеющемся на территории комбината.
До оккупации Польши Германией завод принадлежал англо-французской компании.
По данным опроса нарушителей границы 98-го ПО от 18 января 1941 г., в г. Скаржиско (30 км севернее Кельце) имеется военный завод, вырабатывающий снаряды и авиабомбы.
На заводе занято, по данным, требующим проверки, 9000 человек.
По данным опроса нарушителей границы 98-го и 92-го ПО от 18 января 1941 г., в г. Пенка имеется завод, вырабатывающий авиабомбы, гранаты, порох и другое военное снаряжение.
По данным, требующим проверки, на заводе занято до 12 000 рабочих, из которых подавляющее большинство — женщины.
При заводе установлена электростанция.
По данным опроса нарушителей границы 92-го ПО от 5 декабря 1940 г., в м. Розвадув (М-34-57, -874) в 3 км от него расположен орудийный завод с общим количеством 6000 рабочих. Директором завода является некий Каплестега, 42 лет, немец.
По данным опроса нарушителей границы 92-го ПО от 20 июня 1940 г., в районе Окенце (10 км юго-восточнее Варшавы) имеется авиационный завод.
По данным опроса нарушителей 91-го ПО от 12 февраля 1941 г., в 42 км восточнее Варшавы в м. Урсус имеется военный завод, вырабатывающий винтовки, пулеметы и другие виды стрелкового оружия. Работает завод круглосуточно.
По данным опроса нарушителей границы 89-го ПО от 18 января 1941 г., в г. Ченстохове имеется военный завод, вырабатывающий авиабомбы. На работах занято 2000 человек.
По данным 92-го ПО от декабря 1940 г., в с. Журавица (4 км северо-западнее Перемышля) немецкими властями восстановлены ранее разрушенные танкоремонтные мастерские, где в настоящее время производится ремонт машин.
По данным 93-го ПО, в г. Санок имеется вагоностроительный завод, на котором производится ремонт старых вагонов.
По данным 1-го Управления НКГБ УССР от 2 февраля 1941 г., на этом заводе в настоящее время производятся артиллерийские снаряды.
По данным 93-го ПО, в г. Санок с 24 ноября 1939 г. пущен в действие каучуковый завод, принадлежащий немецкой фирме.
Завод вырабатывает скаты к автомашинам, противохимические накидки и резиновые мешки.
Кроме того, добыты данные о деятельности и строительстве нижеследующих предприятий военного значения, находящихся на территории собственно Германии.
По данным опроса нарушителей границы 92-го ПО от 12 марта 1941 г., в г. Бранденбурге (60–70 км северо-западнее Берлина) имеется авиационный завод, выпускающий самолеты различных систем, в том числе и «Юнкерс».
Филиалы завода, производящие отдельные детали к самолетам, находятся в различных городах.
Один из филиалов завода находится в г. Потсдам-Бабельсберг, что 25–30 км юго-западнее Берлина. Площадь, занимаемая этим филиалом, определяется в 10–12 га.
Вблизи фасадной части завода проходит железнодорожная линия, идущая в северо-западном направлении к Берлину.
Завод обнесен дощатым забором высотой 2,5 м и проволочным заграждением...
Завод выпускает крылья к самолетам типа моноплан, предположительно — истребителям. Размер крыла: длина — 6 м, ширина — 60–80 см...
По данным опроса нарушителей границы 91-го ПО от 11 февраля 1941 г., в районе г. Дрезден — окраина Нидрап имеется химический завод, вырабатывающий продукцию для военных нужд.
Завод занимает площадь 500x500 м. На поверхности земли имеется 8–9 больших сооружений, под землей оборудованы цеха, где происходит зарядка авиабомб газом.
От завода к складам, расположенным под ул. Цегель, идет подземный ход сообщения.
На заводе работают около 300 рабочих.
По данным опроса нарушителей границы 90-го ПО от 19 февраля 1941 г., в 14 км западнее г. Альтенбург (40 км южнее Лейпцига) расположен химический завод, занимающий территорию до 6 кв. км.
Непосредственно к заводу подведена железнодорожная ветка.
Завод, перерабатывая бурый уголь, добываемый в шахтах, расположенных на территории завода, получает до 12 наименований различных ратификатов, в том числе бензин, масла и другие. На территории завода расположено до 12 цистерн и склад размером 400x80 м, замаскированные под рельеф местности и предназначенные, очевидно, для хранения секретной продукции.
Приняты меры к дальнейшему уточнению изложенных фактов о состоянии военной промышленности на территории Генерал-Губернаторства.
Начальник погранвойск НКВД УССР
генерал-майор Хоменко
Врид начальника 5-го отдела ПВ НКВД УССР
майор Лебедев
ЦА ФСБ РФ. Коллекция документов. Машинопись. Заверенная копия.