https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2253802-echo/
10:38 , 11 августа 2018
АВТОР
Один Высоцкий
Цитата:
Не помог ни водою наполненный ров
Ни засовы, ни толстые стены, —
Занят замок отрядами вольных стрелков,
Ну а с ними — придут перемены.
|
Владимир Высоцкий («Баллада о времени», из черновиков, 1975 год)
«Преступление и наказание», 1979 год. Фото Виктора Баженова
Мы неоднократно говорили в наших Главах, что вся творческая жизнь Владимира Высоцкого прошла в информационном вакууме.
Официально такого певца и поэта как будто не существовало. Высоцкого не показывали по Центральному телевидению. Чтобы сосчитать все его фотографии в советской прессе, вполне хватит пальцев двух рук. Интервью с ним тоже были очень большой редкостью: слушать
Москва, ВНИИАМ (дом Рябушинского), 25 января 1980 года. Фото Аркадия Дубнова
Даже если его снимали, фотографировали, беседовали – все равно это, как правило, ложилось на полку, и доходило до публики лишь годы спустя.
Такая же судьба была и у того интервью, фрагменты которого мы с вами сегодня послушаем: слушать
Баллада о времени: слушать
Запись сделана на Рижской киностудии.
Высоцкий писал эту песню для фильма «Стрелы Робин Гуда». Но ни в фильм она не попала, ни на пластинке тогда не вышла.
А интервью, которое мы сегодня слушаем, было записано 7 января 1980 года: слушать
Беседовала с Владимиром Высоцким Инна Шестакова – молодой корреспондент Иновещания. Разговаривали в гримерке Театра на Таганке прямо во время спектакля «Преступление и наказание». «Преступление» было удобно тем, что между выходами Высоцкого на сцену были довольно продолжительные паузы – есть время и отдышаться, и поговорить: слушать
Высоцкий в роли Свидригайлова.
Репетиция спектакля «Преступление и наказание», 1979 год. фото Александра Стернина
Конечно, по ходу беседы Высоцкий не брал в руки гитару и ничего не пел: слушать
Но думаю, мы имеем право на некоторый художественный вымысел и подобрали несколько вещей под настроение разговора.
«У нее все свое», запись Михаила Шемякина.
Несостоявшийся роман: слушать
Москва, ДК «Москворечье», январь 1980 года
Предыстория этого интервью такова.
Москва, как известно, город маленький, а мир, как известно, тесен. Еще в 1969 году Владимир Высоцкий познакомился с реаниматологом института Склифосовского Леонидом Сульповаром. Сульповар был одним из тех врачей, кто спасали Высоцкого от смерти в тот страшный вечер, когда у Владимира Семеновича пошла горлом кровь.
Леонид Сульповар
С тех пор они общались, дружили, а в последние годы жизни Сульповар, к сожалению, снова был вынужден неоднократно помогать другу Володе, когда Высоцкий, что называется, «уходил в пике».
Январь 1980 года
А еще Леонид Владимирович дружил с Виктором Большаковым.
Который работал как раз на Иновещании. И однажды на лыжной прогулке Большаков встретил Сульповара и попросил его помочь организовать разговор с Высоцким: слушать
Владимир Высоцкий и Виктор Большаков в спектакле школы-студии МХАТ «Ведьма», 1960 год.
Фото И.Александрова
Мол, люди о нем знают мало правды, зато распространяются разные слухи, байки и просто вранье.
И Сульповар помог Большакову. А Большаков поехал к Высоцкому на Таганку как раз с Инной Шестаковой: слушать
Если вы послушаете интервью целиком, то какие-то места покажутся вам очень знакомыми.
Действительно, многие мысли о поэзии, о творчестве Высоцкий так или иначе уже успел выразить во время общения со своей публикой во время концертов. Некоторые фразы уже стали у него коронными, вроде «не только в уши, но и в души». Высоцкий говорит и о непременном дружеском настрое своих песен, которые он и пишет прежде всего для друзей. А военные песни для него – это все-таки не ретроспекции, а ассоциации, «написанные человеком, который живёт сейчас, для людей, большинство из которых этого не помнит, и не знает»: слушать.
«Бросьте скуку, как корку арбузную».
Запись Константина Мустафиди.
«Бросьте скуку, как корку арбузную…»: слушать
Поскольку разговор Инны Шестаковой с Владимиром Высоцким шел в промежутках между выходами на сцену, беседа естественным образом несколько раз прерывается – это очень хорошо слышно на записи: слушать
Есть и такие моменты, где очевидно, что часть разговора просто выпала, и Высоцкий начинает говорить где-то с середины фразы или предложения. Так было и когда речь зашла о его ранних песнях: слушать
Чистого времени звучания у этого интервью – без малого 53 минуты.
Разумеется, ни на каком Иновещании эта беседа не прозвучала, разделив судьбу очень многих других попыток прорвать информационную блокаду вокруг имени Высоцкого. В виде текста интервью впервые появилось только через 9 лет – аж в многотиражке завода ЗиЛ, потом в «Брянском строителе» и наконец, в «Литературной России». То есть даже во времена Перестройки до больших изданий текст не дошел – не говоря уж о записи: слушать
Исследователи творчества Высоцкого довольно жестко критиковали Инну Шестакову за вольную редактору, за произвольные перестановки и сокращения в тексте, за появление в нем вопросов, которых она на самом деле не задавала, и даже за то, что приписала Высоцкому целый абзац, где он якобы беспощадно обличал советских бюрократов от культуры, хотя в действительности слов таких Владимир Семенович не говорил.
Инна Шестакова
Впрочем, и вариант, опубликованный в начале 90-х Виктором Большаковым, тоже не избежал неточностей.
И только в 2014 году вся сохранившаяся аудиозапись стала доступна публично.
Высоцкий в роли Свидригайлова. Спектакль «Преступление и наказание», 1979 год.
Фото Александра Стернина
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Олега Васина, Александра Петракова, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.
А закончим мы самым загадочным моментом разговора Инны Шестаковой с Высоцким.
Потому что так и не ясно до сих пор, был ли этот фрагмент в начале беседы или завершал ее. По звуку – вроде бы в конце. Да и вопрос задается «глобальный»: слушать
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.
Высоцкий в роли Свидригайлова.
Репетиция спектакля «Преступление и наказание», 1979 год. фото Александра Стернина
https://youtu.be/7VWalcBRnzU
Интервью Инне Шестаковой, 7 января 1980 года
Дорогие друзья и спонсоры проекта «Один Высоцкий»!
У нас есть кое-какие новости для вас, и эти новости приятные.
Как известно, издание наше мультимедийное и содержит в себе разные носители – печатная книга, флешка со звуком и электронная версия. Это почти как три разных истории под одной обложкой. Впрочем, обложка не одна – но об этом чуть ниже.
Так вот.
Мы готовы сообщить, что одна часть работы выполнена нами целиком. А именно – звук всех ста программ записан на флешки. По форме, кстати, они довольно удобные. Их можно носить хоть в качестве брелока на ключах и в любой момент иметь возможность послушать любую из Глав «Одного Высоцкого».
Издание нужно не просто подготовить, но и оформить, упаковать, так сказать.
Для этого человечество придумало обложки. Наше издание получается как бы в двух томах. Один – книга, другой – электронная версия и звук. Мы очень надеемся, что оформление издания и фотографии, использованные нами, станут приятным сюрпризом для читателей. Поэтому всех тайн пока раскрыть не можем, но кое-что из оформления продемонстрировать готовы уже сейчас.
Некоторые вещи, возможно, требуют пояснения – и мы с удовольствием открываем наши «художественные секреты».
В оформлении задника «II Тома» использована фотография занавеса из «Гамлета» – главного спектакля в жизни Владимира Высоцкого. А надпись «Мультимедиа» фактически сделал сам Владимир Семенович. Мы собрали это слово, которого при жизни Высоцкого даже не существовало, из букв одного его рукописного автографа – служебной записки из нашего архива. Вот так писал Высоцкий, таким был его почерк – и примерно так он отобразил бы это слово, если бы судьба позволила дожить до наших дней.
Ну, и конечно, полным ходом идет верстка всех 100 Глав цикла и финиш уже забрезжил на горизонте!
Осень – время урожая. И мы уверены, что наши «всходы» порадуют вас совсем скоро!
И еще раз спасибо всем за поддержку – как материальную, так и моральную.
Благодаря вашему интересу, проект продолжает жить в эфире и на сайте «Эха Москвы». Записано уже 120 Глав и мы на этом останавливаться не намерены!