Показать сообщение отдельно
  #2  
Старый 02.10.2019, 01:23
Аватар для Андрей Пионтковский
Андрей Пионтковский Андрей Пионтковский вне форума
Местный
 
Регистрация: 12.08.2011
Сообщений: 381
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 15
Андрей Пионтковский на пути к лучшему
По умолчанию Закат Азиопы

ОБЩАЯ ГАЗЕТА 30 АВГУСТА-5 СЕНТЯБРЯ 2001 ГОДА №35 (421)
ИНАЧЕ ГОВОРЯ


Расширением НАТО на Восток, а точнее, бегство стран Восточной и Центральной Европы на Запад, затронуло глубинные пласты нашего политического сознания. Оно актулизировало никогда не прекращавшийся, внутри нашей культуры спор о том, является ли Россия частью Европы, напомнив, что во многих аспектах-нет, не является. И не потому, что нас кто-то выталкивает из Европы. А потому, что мы сами, в силу определенных особенностей своей истории, географии, национальной психологии, еще не решили для себя этот мучительный вопрос.
Ведь центральноевропейские Чаадаевы, Соловьевы, Ильины никогда не сомневались в том, принадлежат ли их государства и этносы к Европе. Ответ для них самоочевиден.
У нас же, в России, этот явно затянувшийся спор продолжается с прежней остротой. Вопросы внутренней и внешней политики в нем не разделимы. Обсуждается ли судьба демократических институтов внутри страны или отношения России с внешним миром, прежде всего с Западом, речь идет в обоих случаях об одном и том же-о фундаментальных ценностях российского общества. «Обернувшись своею азиатской рожей» к Западу, власть неизбежно сделает тоже самое и по отношению к собственному народу.
С приходом к власти нового президента маятник, казалось, снова качнулся в сторону евразийства. Не следует полагать это его личной заслугой. Скорее, в этом отразились настроения, господстующие внутри российской «политической элиты».
Однако на этот раз евразийский размах маятника может оказаться роковым. Фантомная конфронтация с Западом и курс на «стратегическое партнерство» и фактическую военную коалицию с Китаем приведут не только к маргинализации России, но к подчинению ее стратегическим интересам Китая, а в перспективе и к потере контроля над Дальним Востоком и Сибирью сначала de facto, а затем de jure.
Наша внешняя политика в первый год президентства Путина приобрела ярко выраженный антиамериканский характер. Создавалось впечатление, что основной ее целью было противодействие США по всем азимутам. Достаточно вспомнить нарочито оскорбительное заявление по торговле оружием с Ираном, демонстративное посещение Кубы, попытки создания антиамериканской коалиции с Китаем и Индией, муссирование заведомо лживой версии о столкновении «Курска» с американской подлодкой и т.п., не говоря уже о об оголтелом тоне нашей внешнеполитической публицистики. Естественной перспективой и кульминацией этого курса виделся отечественным азиопам-евразийцам недавний визит Цзян Цзэминя в Москву с заключением судьбоносного Договора о дружбе, сотрудничестве и стратегическом партнерстве. И визит состоялся, и договор был заключен, и слова там вписаны громкие и судьбоносные. Но что-то надломилось в едином евразийском порыве нашей «элиты». Стало ясно, что визит китайского лидера явил собой не столько апофеоз евразийского взмаха маятника, сколько начало его отката.
Видимо, какие-то вещи за последние год-два виртуальной конфронтации с Западом стали очевидны даже наиболее ушибленным антизападникам. Во-первых, Китай-это кошка, которая гуляет сама по себе вот уже несколько тысячелетий, в отличие от российской политической элиты, не страдающая и ни в каком стратегиеском партнерстве с Россией, тем более на антиамерканской основе, на самом деле не нуждающаяся.
Отношения с США-со своим основным экономическим партнером и политическим соперником-для «сверхдержавы 21-го века»-КНР-гораздо важнее отношений с Россией, и, выстраивая их, китайское руководство будет руководствоваться чем угодно, но только не комплексами российских политиков.
Впрочем, и для России отношения с США, с «большой семеркой», с Западом могут быть даже еще в большей степени важней отношений с Китаем.
Китайцы, кстати, все это прекрасно понимают и поэтому относятся к российским спорадическим заигрываниям скептически и с неизбежной дозой снисходительного высокомерия. Можно, конечно, из тактических соображений некоторое время обозначать фальшивые привязанности, но занятие это довольно утомительное.
Да и наша власть, будучи скорее циничной, чем фанатичной, не может позволить себе слишком далеко и слишком надолго уходить из мира очевидных реальностей. Во всяком случае ответ нашего президента на вопрос о возможном совместном противостоянии России и Китая планам США по развертыванию НПРО-каждый сам за себя в этом мире бушующем-производит впечатление эпитафии российско-китайскому стратегическому союзу.
Ответить с цитированием