Показать сообщение отдельно
  #295  
Старый 04.11.2019, 10:14
Аватар для Антон Орех
Антон Орех Антон Орех вне форума
Местный
 
Регистрация: 18.11.2011
Сообщений: 473
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 1 раз в 1 сообщении
Вес репутации: 14
Антон Орех на пути к лучшему
По умолчанию Высоцкий. Глава 131. Арап Петра Великого

https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2311946-echo/
10:06 , 24 ноября 2018

АВТОР
Один Высоцкий


Владимир Высоцкий на съёмках фильма «Арап Петра Великого», Юрмала, 1975 год. Фото Виктора Нефёдова

Цитата:
Ломкою былинкою
Гнули молодца дела.
Тонкой паутинкою
Жизнь меж пальчиков текла.

Без одёжи да без сна
По кривой дороге
Шёл он пьяным без вина
Прямиком в остроги.

У костра сиди и грейся, —
Все грехи я замолю,
Сколь верёвочка ни вейся —
А совьёшься ты в петлю.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1975 год)
https://cdn.echo.msk.ru/files/3004005.mp3
Владимир Высоцкий в роли Ибрагима Ганнибала, Арапа Петра Великого: слушать
Одна из самых важных и самых странных ролей Высоцкого в кино. Он связывал с ней большие надежды, но испытал в связи с ней большое разочарование. Сегодня мы вспомним эту картину, впервые вышедшую на экраны 6 декабря 1976 года.

Александр Митта (у микрофона), Алексей Петренко, Михаил Кокшенов, Юлий Дунский, Женя Митта, Семен Морозов, Владимир Высоцкий, Альфред Шнитке и другие участники съемочной группы на премьерном показе фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» в Доме кино, 6 декабря 1976 года. Фото Дмитрия Чижкова

Отличный режиссер, и сценарий вроде бы неплохой, а уж актерский ансамбль вообще на зависть.
Владимир Семенович с энтузиазмом берется за работу, пишет для картины песни, а в итоге получается что-то странное, оставляющее чувство неудовлетворенности и недосказанности.

Это фрагмент выступления в Ростове-на-Дону, в спорткомплексе «Спутник» завода «Гранит» 9 октября 1975 года, когда съемки фильма были в разгаре: слушать
Снимали на «Мосфильме», а на натуру выезжали в Прибалтику, в Юрмалу.

Алексей Петренко, Александр Митта и Владимир Высоцкий на съёмочной площадке фильма «Арап Петра Великого»,
рабочий момент, июль 1975 года. Фото Валентина Ковальского

Режиссером был уже достаточно известный к тому времени Александр Митта.
С Высоцким их можно было назвать если и не друзьями, то близкими товарищами. Внимательно послушайте, что говорил Митта о Высоцком в декабре 1975 года: слушать

Это фрагмент записи, сделанной телевидением Австрии.
Уникальность ее в том, что эти слова сказаны не после смерти, как бывало потом многократно, а при жизни Высоцкого. И во время съемки Владимир Семенович стоял рядом с Миттой.

https://youtu.be/lg08D7jpp0s
Александр Митта о Высоцком (съемка ТВ Австрии — декабрь 1975 года)

Александр Митта сразу же планировал снимать в роли Ибрагима Ганнибала именно Высоцкого, под него и сценарий делался.
Хотя в какой-то момент, по воспоминаниям Митты, на него вышли западные продюсеры, предложившие на роль арапа Гарри Белафонте.

Гарри Белафонте

Но Митта идею снимать этого или любого другого знаменитого чернокожего артиста отверг, пожертвовав хорошими перспективами в международном прокате: слушать

Музыку для картины написал Альфред Шнитке.
Шнитке прекрасно знал Высоцкого, сотрудничал с Театром на Таганке. Был готов не только сочинять музыку, но и оркестровки к песням Высоцкого, если они будут в картине. В роли слуги Фильки – Валерий Золотухин, Михаил Глузский сыграл шута Балакирева. Олег Табаков в роли Ягужинского.

Владимир Высоцкий и Олег Табаков. Сцена из фильма. Фото Игоря Гневашева

Иван Рыжов и Михаил Кокшенов играли бояр Ртищевых, а Ирина Мазуркевич боярскую дочь, возлюбленную Ганнибала.

Ирина Мазуркевич и Владимир Высоцкий

Но работать с таким созвездием для режиссера не только счастье, но и определенная проблема.
И сложности в итоге возникнут, но о них чуть позже.

Это чудом сохранившийся фрагмент документальной съемки, на которой Владимир Семенович рассказывает о фильме, о сюжете, о своей роли и о впечатлении от работы: слушать

https://youtu.be/Hqr5_G6rmWc
Владимир Высоцкий о роли Ибрагима Ганнибала

Впечатления, как видите, осторожные.
Участники съемок вспоминали, что Высоцкий не просто был очень заинтересован в этой роли, но и стремился активно участвовать в процессе, был с режиссером в постоянном творческом контакте.

Владимир Высоцкий и Александр Митта на съёмочной площадке. «Мосфильм», июль 1975 года. Фото Игоря Гневашева

И даже пытался предлагать кандидатуру главного оператора картины.
Которая задумывалась с одной стороны как гротескная, с юмористическим и даже сатирическим посылом, а с другой стороны Высоцкий хотел донести и философский взгляд на ситуацию, в которой оказывается его герой. Одновременно и приближенный царя, и его игрушка. Как в сцене с мнимой казнью мнимого врага царя: слушать

В роли царя Петра снимался Алексей Петренко.

Алексей Петренко и Владимир Высоцкий. Сцена из фильма

Как киноактер он еще не был тогда знаменит.
Но недавно закончил сниматься у Элема Климова в выдающейся картине «Агония».

Элем Климов

Уже утвержденную худсоветом «Агонию» в последний момент запретили к показу.

Алексей Петренко и Элем Климов на съемках фильма «Агония»

Об этом было хорошо известно, и когда на худсовет представили «Арапа Петра Великого», Александру Митте пришлось ради перестраховки идти на компромиссы, коль скоро была затронута тема историческая, с царем.

Авторы сценария фильма «Арап Петра Великого» Валерий Фрид и Юлий Дунский

Поменяли даже само название.
И вместо канонического пушкинского «Арап Петра Великого» появилось вычурное «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Высоцкого эта перемена обидела. Он с горькой иронией говорил потом, что брали его на заглавную роль, а в итоге он оказался «после царя и запятой».

Почему изменили название – достоверно неизвестно.
Вроде бы таким было требование цензуры, чтобы фильм не воспринимался как серьезная экранизация и чтобы поменьше возникало ассоциаций с современностью.

В декорациях фильма в перерыве между съемками.
Владимир Высоцкий с Женей Миттой, сыгравшим в картине Ванечку, и Володей Бруйе

Из фильма вырезали сильнейшую сцену разговора Ганнибала с шутом, которого, напомним, играл Михаил Глузский.

Михаил Глузский — шут Балакирев

Шут предстает в этой сцене уже и не шутом, а маленьким царьком.
И говорит, как выгодна при дворе роль дурака, который может сказать настоящему царю правду, но оставаться при этом для всех дураком. Цензуру эта сцена пройти не могла.

А в какой-то момент бдительные цензоры начали вырезать все подряд эпизоды, где появлялись карлики, которых – исторический факт – при Петре Великом было несколько десятков, и карлики эти изображали потешный Сенат.
И в этом увидели совсем уж неприличные намеки на советскую действительность.

Алексей Петренко, Иван Рыжов, Владимир Кашпур и Владимир Высоцкий. Сцена из фильма, июль 1975 года. Фото Валентина Ковальского

Не попали в картину и песни Высоцкого.
Владимир Семенович взялся за работу азартно и очень быстро написал две прекрасные песни, вообще одни из лучших своих.

Фрагмент выступления в Подольске в 1976 году:

Разбойничья: слушать

Подольск, ДК «Дубровицы», 25 декабря 1976 года. Фото Александра Чебышева

Александр Митта вспоминал, что песни Высоцкого убрали из фильма по распоряжению начальства.
Мол, я не самоубийца, говорил Александр Наумович и вспоминал, что даже в искромсанном виде лента подверглась критике со стороны аж самого Михаила Шолохова, писавшего в ЦК гневное письмо.

Михаил Шолохов

Автор «Тихого Дона» усмотрел в «Арапе Петра Великого» насмешку над нашей историей и очернение царя.
Вот как! Ничто в нашей теперешней действительности не ново, как видите.

В перерыве между съемками. Юрмала, 23 августа 1975 года. Фото Анатолия Князева

Предполагалось, что «Разбойничью» будут петь не просто каторжники, а слуга Ибрагима Филька.
Его сыграл Валерий Золотухин. Сыграл здорово! Но мы уже отмечали, что отличный ансамбль актеров – это проблема для режиссера.

Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин. Сцена из фильма. Фото Игоря Гневашева

Роль Золотухина первоначально была куда больше, но постепенно съежилась.
Роль шута в исполнении Михаила Глузского вообще стала эпизодической. А играл он просто феерически! И были даже подозрения, что Высоцкий заревновал, настолько Глузский смотрелся сильнее в отдельных сценах. В то же время роль Алексея Петренко разрослась и действительно стала главной: слушать

Этот фильм оставляет странное ощущение – как и роль, сыгранная Высоцким.

Рабочий момент, июль 1975 года. Фото Валентина Ковальского

Он хотел показать культурного человека, заключенного в жестокие обстоятельства.
Чернокожего, но русского. Показать интеллигента в варварской среде. И даже царь Петр – все равно варвар, силой загоняющей страну в счастье: слушать

Надежды Владимира Высоцкого на эту картину не оправдались.

Борис Хмельницкий и Владимир Высоцкий в фойе Дома кино в день премьеры фильма «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 6 декабря 1976 года. Фото Дмитрия Чижкова

Хотя фильм все равно вышел ярким, снят изобретательно и даже с изящными спецэффектами, которые и теперь смотрятся интересно.
Но картина словно раздергана на куски. И в атмосфере гротеска и шума Высоцкий и его арап как будто сам по себе. Безумно одинокий человек, и выглядит это не то что не смешно, а трагично.

Сцена из фильма. Юрмала, июль 1975 года

Как будто Владимир Семенович в какой-то момент начинает играть самого себя.
И сегодня видятся куда более глубокие подтексты в сцене, в которой в дом опального Ганнибала врываются переодетые ряжеными Ртищевы и устраивают погром: слушать

Чувство неудовлетворенности, огорчения от работы над фильмом про арапа Петра Великого не покидало Высоцкого даже годы спустя после премьеры.
Геологический факультет МГУ, 15 декабря 1978 года: слушать

Геологический факультет МГУ, 16 декабря 1978 года. Фото Бориса Киреева

Александр Митта впоследствии емко скажет о том, как повлияла работа над фильмом «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» на их отношения с Высоцким: «У меня до фильма была дружба, а после осталось – знакомство».

Александр Митта и Владимир Высоцкий в перерыве между съемками. Август 1975 года

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Автограф поклонникам и будущим зрителям. Юрмала, 23 августа 1975 года. Фото Анатолия Князева

Владимир Высоцкий написал для фильма, о котором мы сегодня рассказывали, две песни.
Вторая – это «Купола российские». В фильм она не вошла, но, по совести сказать, здесь ей было не место. Слишком сильной, слишком глубокой оказалась вещь для такой картины. Предполагалось, что «Купола» прозвучат на начальных титрах. А мы этой песней Главу завершим. В нашу историю, в отличие от фильма, эта песня вошла.

Купола: слушать

И порогами да перекатами
До истоков дойди, до начал,
И побалуй ладони ожогами,
Обдери себе душу порогами,
Залатай золотыми заплатами,
Чтобы чаще Господь замечал.

Владимир Высоцкий (из черновиков, 1975 год)

Владимир Высоцкий — Арап Петра Великого, июль 1975 года. Фото Анатолия Ковтуна

При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Марк Цыбульский, «На съёмках «Сказа про то, как царь Пётр арапа женил»»;
– Виктор Бакин, «Владимир Высоцкий без мифов и легенд».

Разбойничья песня: слушать (Париж, у Михаила Шемякина, 1976 год)

Москва, театр «Ромэн», январь 1976 года (2-я гитара — Играф Иошка):
Купола: слушать
Разбойничья: слушать

Москва, Малая Грузинская ул., 28, в ночь с 14 на 15 марта 1976 года (2-я гитара — Играф Иошка):
Купола: слушать
https://youtu.be/T3lxZpsh4qA?list=PL72069869DFA803F9
«Купола российские».
Ленинград, малая сцена БДТ, 16 апреля 1980 года (съёмка Владислава Виноградова)

Владимир Высоцкий и Играф Иошка. Москва, Малая Грузинская ул., 28, в ночь с 14 на 15 марта 1976 года. Фото Игоря Данилова


Последний раз редактировалось Chugunka; 07.11.2019 в 05:18.
Ответить с цитированием