https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2340097-echo/
10:00 , 29 декабря 2018
АВТОР
Один Высоцкий
Цитата:
Не торопи с концом и не юродствуй, не пыли,
Не думай, что поэт — герой утопий.
Ведь шея его длинная — приманка для петли,
А грудь его — мишень для стрел и копий.
Владимир Высоцкий (из черновиков, 1971 год)
|
О Владимире Высоцком сняты десятки, если не сотни документальных фильмов.
Его образ кажется нам вполне привычным, а многие кадры мы помним наизусть.

Владимир Высоцкий на съемке программы «Парень с Таганки» на ТВ Таллина, 20 мая 1972 года
Но мы как-то не задумываемся о том, что при жизни Высоцкого снимали совсем мало, а эти документальные ленты основаны на очень небольшом объеме хроникального материала, повторяющегося из фильма в фильм.
Причем основная доля этого материала снята зарубежными журналистами и документалистами. Сегодня мы расскажем вам о любопытнейших съемках 5 и 6 декабря 1975 года.

Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Владимир Высоцкий едет за рулем своего «Мерседеса» и насвистывает мелодию – многие помнят этот эпизод.
Мелодия – это набросок песни «Если бы спросили вас о том…» для фильма «Вооружен и очень опасен»: слушать
«Если бы спросили вас о том…»: слушать
«Мерседес» подъезжает к дому на Малой Грузинской.

Сын Марины Влади Володя и Владимир Высоцкий во дворе дома №28 на Малой Грузинской улице. Осень 1975 года
Дом, который сегодня известен всем.
А в декабре 1975 года Владимир Семенович только-только поселился и еще даже не успел справить новоселье в этой квартире, которая стала, по сути, первым его собственным жильем. Здесь он и проведет последние пять лет своей жизни.
А снимают его для австрийского телевидения режиссер Роберт Дорнхельм и наш советский оператор Борис Яровой.

Роберт Дорнхельм и Владимир Высоцкий. Москва, Малая Грузинская ул., д.28, 6 декабря 1975 года
Эта телегруппа стала первой, снимавшей Высоцкого в квартире на Малой Грузинской.
В 1979 году в гости к Владимиру Семеновичу придут еще итальянские телевизионщики – и больше уже никто. Так что пленка во всех смыслах исключительная. Заметим, что разрешение на эту съемку было согласовано в высоких инстанциях, что в реалиях 1975 года абсолютно понятно.
В кадре Высоцкий с гитарой с головкой грифа в форме лиры.
Гитара знаменитого мастера Александра Шуляковского. Высоцкий сидит на диване и смотрит на портрет Булата Окуджавы: слушать

5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Справедливости ради заметим, что 1975 год – как раз один из самых насыщенных для Высоцкого в плане документальных съемок. Его неоднократно снимают в сентябре во время первых зарубежных гастролей Таганки в Болгарии.

Съемка у Любомира Коларова для Болгарского национального телевидения. София, сентябрь 1975 года
В октябре болгарский литературовед и критик Любен Георгиев снимает его уже в Москве.
Его снимают шведы непосредственно в театре на Таганке. А буквально через несколько дней после австрийской съемки интервью у Высоцкого возьмет немецкий журналист Фриц Пляйтген.

Фриц Пляйтген, Владимир Высоцкий и Белла Ахмадулина. Переделкино, 12 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ ФРГ
Но съемка для австрийского канала ORF была первой полноценной попыткой сделать документальный портрет Высоцкого, предпринятой именно западными авторами: слушать
О фатальных датах и цифрах: слушать
https://youtu.be/3es9h4OVgTI
«О фатальных датах и цифрах». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года
Роберт Дорнхельм и Борис Яровой фактически провели с Высоцким два дня, 5 и 6 декабря, и следовали за ним повсюду.

Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Съемки на Малой Грузинской очень любопытны.
Но в эти же самые дни Владимир Семенович снимается в картине Александра Митты «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», и только на этой австрийской пленке сохранились рабочие моменты съемок фильма и уже звучавшие в нашей Главе про «Арапа» слова режиссера Александра Митты о Высоцком.

Владимир Высоцкий и Александр Митта на съемочной площадке фильма «Арап Петра Великого». Рабочий момент
Который очень трогательно сидел в этот момент рядом с Миттой в гриме, костюме и слушал, как тот говорил о популярности и выдающемся таланте Высоцкого.
А у Роберта Дорнхельма естественным образом возникает вопрос: почему же не выходят в Советском Союзе пластинки Высоцкого, если он так популярен и его слушают все – от академиков до слесарей: слушать

Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Ответ обрывается, а мы уточним, что пластинок было не четыре, а семь, но это были все-таки не полноценные диски-гиганты, как тогда говорили, а миньоны, по четыре-пять песен.
Владимир Семенович выдал западному журналисту очень аккуратную версию, почему же из нескольких сотен произведений, известных всей стране, официально выпущено менее десятой части.

Грампластинки-"миньоны» с песнями Владимира Высоцкого, выпущенные в СССР В 70-х годах
И, видимо, тут же разговор у них зашел и о песнях, написанных для фильмов, но в них не вошедших.
Причем в этот момент рядом с Высоцким стоит режиссер Геннадий Полока, и Владимир Семенович, обращаясь к нему, говорит, что хочет показать Роберту Дорнхельму одну песню, которая как раз не вошла в фильм.
https://youtu.be/MQ_jfS_v_Oc
Песня о вольных стрелках: слушать
«Баллада о вольных стрелках». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года
Эта песня, как мы помним, при жизни Высоцкого не вошла в картину «Стрелы Робин Гуда», но потом все-таки прозвучала – сперва в фильме «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», вышедшем на экраны в 1983 году, а затем и в перемонтированной версии «Стрел».

Только вот сам Владимир Семенович, к сожалению, этого уже не увидел.
Вообще, вся австрийская съемка – это чуть больше 18 минут.
На пленке нет ни титров, ни даже заглавия. Это уже потом она войдет в обиход высоцковедения под названием «Дети улицы театров», что неверно даже с точки зрения грамматики немецкого языка.

Москва, Малая Грузинская ул., д. 28, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Эти 18 минут представляют собой пестро смонтированный коллаж.
Высоцкий дома, за рулем, на улице. Высоцкий на съемках «Арапа», Высоцкий, переодевающийся в свой черный свитер перед «Гамлетом». И Высоцкий, выступающий со сцены театра «Ромэн».

Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Те самые посиделки «Под цыганским шатром», которые организовывал Играф Йошка и о которых мы вспоминали в предыдущей Главе.
Инструкция перед поездкой: слушать
https://youtu.be/uwXS-sIL61Y
«Инструкция перед поездкой». Фрагмент съемки ТВ Австрии, 5 декабря 1975 года
Публика очень живо реагирует.
А в кадре рядом с Высоцким – легендарный Николай Сличенко и Александр Якулов, Белла Ахмадулина, Борис Мессер и драматург Эдвард Радзинский, тоже регулярно заходивший в цыганский театр.

Владимир Высоцкий и Александр Якулов. Москва, Театр «Ромэн», 6 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового
Песни в фильме Роберта Дорнхельма фактически не звучат целиком.
Например, «Я не люблю» разделена вообще на два фрагмента.

Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Точно так же фрагментами взяты и песни в театре «Ромэн».
Но помимо кинопленки сохранилась запись звука – гораздо более полная.

Москва, Театр «Ромэн», 6 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового
«Коней привередливых» вы слышали многократно, но настолько «цыганского» варианта даже в нашей программе еще не было.
Здесь в театре на сцену вышли настоящие цыгане, именно они аккомпанировали Владимиру Семеновичу.

Москва, Театр «Ромэн», 6 декабря 1975 года. Фото Бориса Ярового
Кони привередливые: слушать
Австрийскую съемку интересно смотреть еще и потому, что там очень много живой московской натуры.

Москва, 5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
Высоцкий, идущий по набережной и по мосту рядом с кинотеатром «Ударник», Старый Арбат, еще не ставший пешеходной улицей.
А каких-то зданий, попавший в кадр, уже просто не существует. Москва действительно очень изменилась за эти четыре с лишним десятилетия.
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.

Москва, Малая Грузинская ул., д. 28, 6 декабря 1975 года
Пленка, снятая Робертом Дорнхельмом и Борисом Яровым для австрийского канала ORF, смогла оказаться в Австрии только после того, как оригиналы негативов были проявлены и отсмотрены в Москве в Агентстве печати «Новости» на Зубовском бульваре, где сегодня находится агентство «Россия сегодня».

Агентство печати «Новости». Москва, 1980 год
Только после этой предварительной цензуры материал был разрешен к вывозу за границу.
В отличие от многих других съемок, австрийская была известна еще при Советском Союзе.
Правда, копия, которую в конце 80-х достал друг Высоцкого режиссер Игорь Шевцов, была не очень высокого качества.

Сценарист и кинодраматург Игорь Шевцов
Практически вся съемка частями вошла в телефильм Эльдара Рязанова «Четыре вечера с Владимиром Высоцким» и во многие другие документальные фильмы.
Только в 2008 году нам стала доступна оригинальная версия фильма.
И мы, в который уже раз, обязаны поблагодарить за это невероятную женщину – создательницу музея Высоцкого в Польше – Марлену Зимну.

Марлена Зимна, 2010 год
Именно она смогла получить полную видеокопию после переговоров с австрийским телевидением.
Киносъемку сегодня дополняют аудиозаписи, сделанные в квартире Владимира Высоцкого на Малой Грузинской и в театре «Ромэн».

5 декабря 1975 года. Кадр съемки ТВ Австрии
На таможне: слушать
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина.