ПОЧЕМУ ЕЛЬЦИН? ОН ПОБЫВАЛ НА ДРУГОМ БЕРЕГУ
В САМОМ деле, почему Ельцин? Почему его называют первым президентом? Что, у нас мало других политических лидеров, и молодых, и широкообразованных, и репутация у них безупречная? А ведь Ельцин Б.Н.-он и неосталинист, и предатель интересов русского народа, и монархист, и тайный сионист… Чего только не навешали на него в последние годы: действует административно-приказными методами, плоть от плоти партаппаратчик, вышел, так сказать, из «махровой партийной бюрократии» (это печатается в «Правде»-главной партийной газете!).
Он, Ельцин, поощряет митинги. Хочет создать республиканскую армию. Разлагает армию.
Добился отставки Рыжкова.
Создал Российское радио- «воздействие его пагубно».
«Многое в вашей деятельности ведет к разрушению Союза ССР».
Лидер безответственных крикунов.
Намеренно провоцирует политические репрессии.
«У него на первом месте амбиции, стремление к еще большей власти».
Обвинения, ругань, более грубую, злую, цитировать далее неохота. Кампания против Ельцина развертывалась уже не впервые. В сущности она не утихла за последние четыре года. Начиная с февраля 1991 года она вспыхнула с новой силой. Если собрать все проработочные статьи, так называемые «письма» в Ельцина, всю газетно-журнальную брань, организованную органами партийной печати только центральной, не говоря уже об областной, то наберутся тома. Добавьте сюда теле-и радиохулу. И окажется, что в нашей советской истории, богатой всевозможными проработками, травлей, кампания против Ельцина беспрецедентна! Никого-ни Троцкого, ни Зиновьева, ни Берию, ни кого из отьявленных «врагов народа» не поносили так долго, исступленно, как Бориса Ельцина.
Опять возникает вопрос-дыма то без огня не бывает. Что-то, значит, есть. С чего они так озверели?
Увы, старая поговорка верна, всему есть причина.
А в данном случае серьезная причина.
Однако, прежде чем разбираться в ней, посмотрим, каковы же результаты, что удалось органам пропаганды? Интересный феномен-огромная эта артподготовка, пропагандисткая акция, стоящая сотни миллионов, в итоге лишь укрепила престиж Ельцина и доверие к нему.
Год от года популярность Ельцина, его авторитет в большой мере создавала бездарность партийных идеологов, организаторов клеветнических выступлений, вроде выступления Тихомирова, и вплоть до последних выступлений членов Президиума Верховного Совета РСФСР.
Обратный эффект был уже очевиден на 19-й партконференции, когда устроили грубейшую травлю Ельцина. И на ХХVIII сьезде, и на первом Сьезде народных депутатов. Никаких уроков партийные идеологи и психологи отсюда не извлекли. Продолжали с тупой уверенностью лупить теми же средствами, показывая, что ничего другого в их распоряжении нет.
Но нельзя считать, что Ельцина взрастили лишь ошибки, грубость, глупость его противников. Кое-чего, как говорится, он и сам совершал.
ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО воспитан коммунистической партией, он входил в номенклатурную систему, его можно, если угодно, называть продуктом этой системы. Он проделал типичный путь партийного функционера, такой же, как проделали и Горбачев, и Лигачев, а до них и предыдущие наши вожди. И когда их всех, нынешних, упрекают в одном происхождении, от одной правящей партии, то это справедливо. Но из всех наших партийных олигархов только несколько решались как бы выйти на Сенатскую площадь, подобно декабристам, восставшим против своего класса.
Борис Ельцин, однако, не воспользовался этим, он выступил с резкой критикой перестроечного процесса, указал на половинчатость, недостаточность действий Политбюро. Его критика затрагивала личность Генсека, что было в ту пору святотатством. И тогда его, Ельцина, выдворили. Началась самая пошлая, постыдная расправа за критику, а так как обьект не желал смириться, то меры все ужесточались.
В итоге Б.Ельцин оказался на том берегу. Отлученный, заклейменный….
Впервые оттуда предстали перед ним коварство, беспощадность и беспринципность партийных олигархов, когда они защищают свое благополучие. Впервые мог рассмотреть действия этого, казалось бы, знакомого механизма со стороны. Увидел и ужаснулся. Вот с чего началось отличие Ельцина от Горбачева и других-он побывал на другом берегу.
Он нахлебался вдоволь, как никто,-оскорблений, поношений, выдумок касательно и личной его жизни, и взглядов; Бог знает, чего ему только не приписывали, как не унижали, какую напраслину не возводили. За эти годы он пережил предательство соратников, их трусость, саботаж, ему угрожали, его запугивали, ему затыкали рот, не давая оправдаться, слова его искажали, его обманывали… Всего не перечислить. Кажется, человеческих сил не могло хватить, чтобы все это вынести. А он выстоял, и нельзя сказать, чтобы озлобился. Не разачаровался в людях, не изверился. Надо, правда, заметить, что его поддерживали сторонники, число которых росло и росло, все время росло, пока их не стали называть-народ.
Что привлекает людей к Ельцину? Прежде всего ощущение того, что вот, наконец, появился человек, который говорит правду, который знает чего он хочет, знает, что ему надо делать. Его уверенность помогает его смелости.
Программа его складывалась не сразу, но по дороге к ней он не вилял, не подлаживался.
Действия его были резкие, порой неоправданно рискованные. Он вышел из партии. Он выступал против увядших, опустевших понятий социализма, социалистического выбора. Он выступал за частную собственность. Он последовательно, решительно проводил свою линию за возвращение земли крестьянам в их полную собственность.
Теперь до этого дошли, добрались и некоторые другие лидеры, и депутаты.
Насчет мужества-он получал телеграммы, где ему, например, настоятельно, советовали не лететь в Якутию. Намекали-мало ли что может случиться с самолетом. Такие предупреждения-не редкость. Но он летел, ехал, встречался. Ему необходимо бывать на местах, надо добираться до подлинных нужд, настроений, самому оценить те или иные проблемы, которыми мучаются республики, края, производства.
Прибалтика, Татария, Кузбасс, Якутия, Дальний Восток… При том минимуме власти, он многое предупредил и добился. Меньше слов, хватит инсценировок при встречах на местах, подставных рабочих для диалога, разговоров на публику, на телевизионную камеру. Ему нужно слушать других. Он умеет слушать-качество редкое у наших начальников. Слушает с интересом, готовый воспринять, изменить свое мнение, уступить.
Разумеется, в нем хватает губернаторских привычек. Есть и обкомовское самовластие, излишняя поспешность. Он, может, и проигрывает в культуре, но выигрывает в надежности и решительности.
Если бы кандидаты выставлялись от разных партий, то можно было бы выбирать между партиями. Но в том-то и наша беда, что партий нет и мы вынуждены выбирать между личностями. Кто как себя преподнесет. Кто посимпатичней выглядит, улыбнется вовремя, тверже скажет. Опасно опираться на такие впечатления. Все равно что опираться на воду. Хорошо, когда мы кого-то знаем. Хорошо, что Рыжков, например, успел себя показать за пять лет своего хозяйничания. Сейчас он опять желает спасти страну. Он мог бы это сделать еще три года назад, если бы ушел с поста премьера, а не держался за свое кресло с такой настойчивостью. Генерал Макашов тоже известен по своим угрозам и малограмотным брошюрам.
Вадим Бакатин был симпатичен своей позицией на трудном посту министра внутренних дел. Думается, у многих выбор предстоит между ним и Ельциным , между людьми, которые не посулами, а практической деятельностью своей заслужили уважение.
Однако в том сопротивлении, которое надо будет одолеть Президенту России на пути оздоровления экономики, у Ельцина и опыта по-больше и надежности. Потому как после всех этих шишек и синяков, всех подножек и запрещенных приемов, которые применялись к нему. Ельцин ни в чем не поступился в своем курсе на земельную реформу, на департизацию, на самостоятельность предприятий, ликвидацию уродливого господства министерских монополий…. У Ельцина это те неоконченные сражения, которые он умело и непрерывно ведет, несмотря на свои малые права и возможности. Он сильный, волевой человек, испытанный в тяжелых передрягах, такой Президент не оробеет перед нажимом реакции.
Диктатор!-пугают нас. Но диктаторы со времен Юлия Цезаря не имеют ограничений срока и не приходят к власти в результате народных выборов.
МНОГОПАРТИЙНОЙ системы у нас еще нет. Кого сегодня представляют Горбачев, Собчак, Попов, Афанасьев? Кого представляет Ельцин? А Бакатин?... Расплывчатые понятия-демократичсские движения, военные, центристы-мало что обьясняют. Без конца рассуждают: Горбачев-а какой он? В чем его загадка? Что он думает, на что рассчитывает? Бьемся, спорим, защищаем, не замечая порой унизительной зависимости своей от личности правителя.
Увы, у нас пока что личность определяет чересчур много, и личность эта, не имеющая своей партии, как бы и не зависит ни от кого. Партия? Что касается РКП, то ее состояние, мягко говоря, невнятно. Никто не знает, сколько в ней членов, порой кажется, что она вовсе не озабочена, остались ли у нее рядовые коммунисты. Важно, что у нее есть аппарат и этот аппарат благополучно и уверенно существует сам по себе, со своими отделами, обкомами, телефонами, издательствами.
Судя по всему, главная ныне задача этого аппарата не допустить Ельцина к президентскому пульту. Мобилизуются крайкомы, пропагандисты, чтобы одолеть его кандидатуру. Любыми способами. От него, от Ельцина, исходит наибольшая угроза. Выберут его Президентом, тогда он сможет выполнить свою программу. Ельцин ведь прямо заявил в своем манифесте: «Демонтаж политического и идеологического монополизма одной партии». Это еще не вся беда. Ельцин намерен проводить департизацию органов прокуратуры, юстиции, КГБ, армии, государственного аппарата. Он хочет запретить совмещение партийных должностей с руководящими должностями в органах власти, оставить ее как чисто идеологическую организацию. Они-то лучше других знают, что его не остановишь, с ним не пофлиртуешь на эту тему. Профеесиональные партработники понимают, что на карту поставлена их личная судьба. Среди них есть люди образованные, специалисты, которые найдут себе место в новых структурах. Но многим грозит трагический переход в состояние ненужных людей. Они готовы отстаивать свое нынешнее и без того незавидное, но по крайней мере обеспеченное положение любыми средствами. Поэтому они так боролись с Ельциным, хотя не Ельцин, а прежде всего сам партаппарат разрушил престиж партии и выявил банкротство ее нынешней идеологии.
Политика как всегда дело нечистое. Она марает любого. И Ельцину тоже приходится маневрировать, чем-то поступаться. Однако при этом он не боится света. Недостатки Ельцина отличаются тем, что они известны. В этом тоже, если угодно, его преимущество.
Он вырос как бы на наших глазах, многому научился, многое преодолел в себе, во многом укрупнился.
Конечно, мы травмированы разачарованиями. Слишком часто они настигали нас. Печальный опыт удручает: а вдруг и тут мы ошибаемся, кто знает… Действительно, никто не знает, никто не может поручиться. Наверное, надо быстрее обретать независимость, меньше зависеть от начальства, больше от себя, от своих рук и головы.
Сегодня же, к сожалению, слишком много еще зависит от нашего выбора, от нашего чутья, от обдуманного решения. Впервые мы, россияне, добились права выбирать себе руководителя. Мы выстрадали это право долгой борьбой и не должны ошибиться.
|