-Хотя бы то, что КПСС и компартия РСФСР приняли прямое участие в организации деятельности ГКЧП в центре и на местах. Утром 19 августа состоялось заседание секретариата ЦК КПСС. Оно приняло текст шифрограммы, направленной из Москвы в 10 часов 50 минут: «ЦК компартий, рескомам, райкомам, обкомам КПСС. В связи с введением в чрезвычайного положения примите меры по участию коммунистов в содействии государственному комитету по чрезвычайному положению СССР». Именно в ЦК КПСС получили рано утром 19 августа инструктаж о способах информирования населения о документах ГКЧП председатель Всесоюзной телерадиокампании Кравченко и директор ТАСС Шишков. 20 августа секретариат направил в местные комитеты партии вторую шифрограмму: «В связи с введением чрезвычайного положения в отдельных местностях СССР просим регулярно информировать ЦК КПСС о положении в регионах, настроениях людей, о принимаемых мерах по наведению порядка и дисциплины, о реакции населения на мероприятия ГКЧП СССР». Наконец о непосредственном отношении ЦК КПСС к путчу свидетельствует заявление политбюро ЦК партии, направленное шифрограммой 20 августа в 15:30 «для согласования» (на шифрограмме есть пометка: «О согласованиях и замечаниях просьба срочно сообщить шифром сегодня») членам политбюро ЦК КПСС в республики и области. На подлиннике заявления имеется приписка: «С т. Ивашко В.А. согласовано. Рассмотрено с участием секретарей ЦК КПСС. 20.08.91».
Таким образом нельзя не засвидетельствовать: политбюро и ЦК КПСС поддержали ГКЧП и его действия по осуществлению государственного переворота, даже не пытались защитить и освободить из-под ареста своего генерального секретаря и тем способствовали путчистам. Соответственно поведению высшего руководства КПСС действовало и руководство местных комитетов партий. Не удалось выявить ни одного факта противодействия ГКЧП со стороны рескомов, крайковов, обкомов КПСС. Имеющиеся документы свидетельствуют о том, что активно поддержали действия ГКЧП ЦК КП Кыргыстана, Адыгейской, Алтайской, Краснодарской, Львовской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Самарской, Оренбургской, Ульяновской, Иркутской, Горно-Алтайской, Северо-Осетинской, Нижегородской и других республиканских, краевых и областных партийных организаций.
Согласно части 2 статьи 7 Конституции РФ-России «не допускается создание и деятельность партий, организаций и движений, имеющих целью насильственное изменение советского конституционного строя и целостности социалистического государства, разжигание социальной, национальной и религиозной розни».
|