https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2383417-echo/
10:00 , 09 марта 2019
автор
Один Высоцкий
1970 год
https://cdn.echo.msk.ru/files/3062671.mp3
Владимир Высоцкий в роли Сухэ-Батора, в роли Янджимы – Светлана Мизери: слушать
Светлана Мизери
Радиоспектакль «Богатырь монгольских степей». Участие Владимира Семеновича в постановках для радио – для широкой аудитории далеко не самая известная часть его творчества и одна из наименее изученных. Сегодня мы постараемся хотя бы частично этот пробел восполнить.
Если считать записи, сделанные непосредственно для радио, учесть аудиоверсии постановок Театра на Таганке и не забыть о пластинке «Алиса в Стране Чудес», то всего Высоцкий участвовал в одиннадцати радиоспектаклях.
Об одном из них мы подробно рассказывали в нашем цикле, когда вспоминали постановку Анатолия Эфроса «Мартин Иден» – вещь совершенно выдающуюся, без малейшего преувеличения.
«Богатырь монгольских степей» по смыслу был, конечно, иной работой, но получилась она для Высоцкого всё равно интересной и необычной.
Лыткарино, ДК «Мир», 30 сентября 1970 года. Фото Ивана Чернова
Если вы вдруг не узнали голос артиста, сыгравшего роль начальника штаба – то это замечательный Леонид Каневский: слушать
Леонид Каневский
В спектакле вообще очень интересный актерский состав.
Владимир Самойлов, Борис Иванов, Евгений Лазарев, Леонид Марков, Григорий Лямпе, товарищ Высоцкого по Театру на Таганке Рамзес Джабраилов. Авторами текста были Константин Тарасенко и Пётр Беличенко.
Леонид Марков
А постановщиком – Феликс Берман.
Человек крайне неординарный. Одессит, учившийся у Георгия Товстоногова и Андрея Гончарова, Берман работал с Константином Симоновым и в Москве какое-то время даже жил у него дома: Симонов буквально прописал у себя молодого студента. Берман работал с Эфросом, возглавлявшим в середине 60-х Ленком, и ставил знаменитый спектакль «Аттракционы».
Феликс Берман
У Бермана был очень необычный во всех смыслах взгляд на театр, но карьера в Москве у него не сложилась, зато он поставил полторы сотни спектаклей в самых разных городах и говорил, что «Москва делает имена, а искусство делается на периферии».
Работал он и на радио, и среди радийных работ первой вспоминал именно «Богатыря монгольских степей» с Высоцким.
Владимир Высоцкий в роли Сухэ-Батора, Евгений Лазарев – Пунцуг, в роли Бодо – Феликс Тобиас, Игорь Сиренко – Чойболсан: слушать
Игорь Сиренко
Пьеса, как вы, наверняка уже догадались, на революционную тему.
О том, как национальный герой монгольского народа Сухэ-Батор возглавил борьбу своего народа за независимость от китайских оккупантов и белых отрядов барона Унгерна. История там, на самом деле, была очень непростая и выглядело все не совсем так, как это трактовалось в советские годы, когда Монголию пафосно называли вторым в мире социалистическим государством и считали чуть ли не шестнадцатой республикой: слушать
Музыку для постановки написал Шандор Каллош, работавший в Ленкоме и написавший мелодии к десяткам фильмов и мультфильмов.
Хотя песен в спектакле «Богатырь монгольских степей» нет. И это тот случай, когда Высоцкий ничего для этой постановки даже не предлагал. Он выступает здесь исключительно как актер. Играющий довольно специфический материал.
Москва, 1-й часовой завод, 29 января 1970 года
В наше время этот сюжет кажется совершенно надуманным, пафосным, по-советски патетическим.
Но не будем забывать о том, что записывали «Богатыря» 20 января 1970 года. В тот момент, когда с невиданным размахом готовилось празднование 100-летия Ленина, и на пафос с патетикой не скупились.
Впрочем, ведь и сам Владимир Семенович в анкете, которую его попросил заполнить в том же 1970 году товарищ по Таганке Анатолий Меньщиков, отвечая на вопрос о самой выдающейся исторической личности, назвал Ленина.
Геннадий Кочкожаров в роли Джергала, Чойболсан – Игорь Сиренко: слушать
Геннадий Кочкожаров
В упомянутой анкете, в которой Высоцкий назвал выдающейся личностью Ленина, он упомянул еще одного знаменитого исторического героя – Гарибальди.
И теперь, играя героя Монголии Сухэ-Батора, Владимир Семенович создавал некий собирательный образ вожака, в который мог вписаться и Сухэ-Батор, и Гарибальди, и любой другой харизматический предводитель.
Лыткарино, ДК «Мир», 30 сентября 1970 года. Фото Ивана Чернова
Конечно, персонаж у него здесь довольно ходульный, но играет Высоцкий от души.
Феликс Берман как режиссер верно уловил эту способность Высоцкого, которую невозможно не почувствовать и в его песнях: играть на всю катушку, рваться «из сил, из всех сухожилий». Сухэ-Батор объединял людей, становился центром сплочения единомышленников. Так ведь и Высоцкий в жизни всегда, где бы ни появлялся, оказывался в центре внимания и становился объектом притяжения окружающих.
Конечно, очевидна огромная разница между вот этим революционным персонажем и Мартином Иденом, которого Высоцкий сыграет спустя шесть лет.
В «Мартине Идене» Владимир Семенович играл во многом самого себя. Мартин Иден был Высоцким по сути. А Сухэ-Батор был Высоцким по форме. Его здесь узнаешь моментально, и для этого не надо подсматривать в шпаргалку.
Дубна, ДК «Мир», 22 января 1969 года. Фото Леонида Андреева
В роли Намзата – Юрий Колычев, а сподвижник Сухэ-Батора, комиссар Чойболсан – это, как вы уже, наверняка, запомнили, Игорь Сиренко: слушать
Юрий Колычев. Фото Александра Стернина
Здесь важно заметить, что для Владимира Высоцкого участие в «Богатыре монгольских степей» было не первой радиопостановкой, но первой, где у него была главная роль: слушать
Лениногорск, октябрь 1970 года. Фото В.Кудрявцева
Сейчас жанр радиоспектакля стал чем-то антикварным.
Его отчасти заменяют аудиокниги. А между тем, радиопостановки были сложнейшим делом. У театрального или киноактера есть пластика, мимика, он работает телом, взглядом. В театре артист подпитывается энергетикой зала. А для Высоцкого это было важно вдвойне, ведь он не только играл на сцене Таганки – он дал сотни концертов. Здесь же из всего профессионального арсенала у него оставался только голос. И всю энергию, все свои изобразительные возможности ему нужно было передавать через слова, интонации, акценты и ударения. Работать, не видя зрителя, а иногда даже партнера. Но Высоцкий справился с этой задачей, даже при том, что материал для постановки был далеко не выдающийся: слушать
Кентау, 30 августа 1970 года. Фото Виктора Меликопуло
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Игоря Рахманова, Александра Петракова, Олега Васина, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных, Сергея Алексеева и Александра Ковановского.
У радиоспектакля «Богатырь монгольских степей» была незаметная судьба.
В советское время его не выпускали на пластинках, в отличие от нескольких других радиопостановок, в которых участвовал Высоцкий. Но время от времени «Богатырь» все же звучал в эфире. И обязательно 11 июля, когда в Монголии отмечают праздник Наадам. Это трехдневный народный фестиваль в честь победы революции, и празднуют его с 1921 года. Празднику скоро сто лет, а вот Сухэ-Батор успел отметить его всего один раз. Он умер после серьезной простуды 20 февраля 1923 года – ему только-только исполнилось 30 лет.
Лыткарино, 30 сентября 1970 года. Фото Ивана Чернова
Прежде чем вы послушаете прощальную сцену спектакля, обратим внимание на символическое совпадение судеб персонажей Высоцкого в обоих радиоспектаклях, о которых мы уже успели вам рассказать в нашем цикле.
Умирает Мартин Иден, умирает и Сухэ-Батор. Но Мартин выбирает смерть по доброй воле, а Сухэ до последних секунд с нею борется: слушать
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова и Валерия Басина;
– Анатолий Вяткин, «Высоцкий — богатырь монгольских степей».