https://echo.msk.ru/blog/odin_vv/2491593-echo/
10:00 , 31 августа 2019
автор
Один Высоцкий
Цитата:
Было время приуныть да приобидеться —
Повезли меня, а сам и рад стараться, —
Как за тридесять земель, за триодиннадцать
Уму-разуму чужому набираться.
|
Владимир Высоцкий («Купола российские», из черновиков, 1975 год)
https://cdn.echo.msk.ru/files/3152183.mp3
Полный звук Главы №159: СЛУШАТЬ
Фрагмент интервью Владимира Высоцкого для итальянского радио:
Дайте собакам мяса: слушать
Где только не бывал Владимир Высоцкий, когда в последние годы жизни у него появилась возможность путешествовать!
Анахайм (США), «Диснейленд», август 1976 года
И даже удивительно, что впервые всерьез он добрался до Италии, уже успев побывать к тому времени и в Соединенных Штатах, и в Мексике, и в Южной Америке, и в Африке, и на Таити, не говоря уже про Германию и Францию.
Однако лишь только летом 1979 года у Владимира Семеновича состоялась поездка в Италию, в Рим. И об этом любопытном эпизоде из его жизненной и творческой биографии мы сегодня и вспомним.
Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)
Удивительно, но впервые в Италии Владимир Высоцкий побывал… заочно.
Произошло это в 1974 года на кинофестивале в Таормине, где он получил приз за исполнение роли фон Корена в фильме «Плохой хороший человек».
Владимир Высоцкий и Анатолий Папанов в фильме «Плохой хороший человек»
Посылать на фестивали большие делегации, тем более в капиталистические страны, тогда было не принято, так что свою единственную официальную прижизненную кинонаграду Высоцкий получил, так сказать, на расстоянии.
В том фрагменте интервью, который вы уже слышали, Владимир Семенович упоминает съемки, которые делали итальянские телевизионщики в Москве в том же 1979 году.
Документальных съемок Высоцкого вообще сохранилось не так уж и много. И львиную долю этих записей, как мы неоднократно говорили, сделали иностранные журналисты – немцы, австрийцы, шведы, болгары, венгры, югославы, японцы, мексиканцы, американцы.
Кадр съемки ТВ Австрии. Москва, 5-7 декабря 1975 года
А в 1979 года в Москву приехала бригада режиссера Деметрио Волчича, чтобы собрать материал для фильма о Высоцком и Театре на Таганке.
Они действительно снимали репетиции, концерты, брали интервью у Высоцкого дома на Малой Грузинской. Фрагменты этой беседы уже звучали в нашем цикле.
Кадр съемки ТВ Италии. Москва, май 1979 года
Но фильм под названием «Володя – неудобный человек» («Volodia un uomo scomodo») выйдет в эфир на телеканале RAI только в 1981 году, то есть уже после смерти Владимира Семеновича.
Владимир Высоцкий во время съемок ТВ Италии в Москве во дворе дома №3 в Нижнем Таганском тупике.
Спустя десять лет, осенью 1989 года здесь будет организован Музей Высоцкого («Дом Высоцкого на Таганке»).
Фото Владимира Мурашко
Однако если телесъемки были просто исключительной редкостью, то интервью для радио – вещь вовсе уникальная.
В советском эфире, в отличие от итальянского, голос Высоцкого звучал только в радиопостановках. А здесь получился подробный разговор с песнями.
Но к этой беседе мы еще подойдем чуть позже.
А пока внесем все-таки важное уточнение. Строго говоря, в Италии Владимир Высоцкий бывал и до 1979 года, причем бывал четыре раза. Но суммарное пребывание в эти приезды на итальянской земле вряд ли превысило четыре дня. В 1975 и 1976 годах они с Мариной Влади совершили два морских круиза по Средиземному морю с выходом в Атлантику на теплоходе «Белоруссия». Отплывало судно под командованием капитана Феликса Дашкова из Генуи и в этот же порт возвращалось.
Порт Генуи. Причал круизных лайнеров. Фото Антона Ореха
А Высоцкий и Марина в Геную просто прилетали из Парижа в день отплытия и в день прибытия снова улетали в Париж.
Так что родной город Колумба был для них не более чем транзитной точкой. И никаких памятных мест, связанных с именем Высоцкого – кроме морского вокзала и причала – в Генуе нет.
Генуя. Здание пассажирского морского порта. Фото Антона Ореха
А вот летом 1979 года у Владимира Семеновича появилась, наконец, возможность побывать в Риме: слушать
Это фрагмент выступления Владимира Высоцкого в МФТИ 29 февраля 1980 года.
Единственное публичное воспоминание о той поездке.
Долгопрудный, МФТИ, 29 февраля 1980 года. Фото Игоря Янковского
А сама возможность поехать в Рим появилась благодаря Марине Влади, которая снималась в тех краях в роли Лукреции в картине «Мнимый больной».
И пока супруга работала на съемочной площадке, Высоцкий успел побыть в Вечном городе туристом. Но туристом поющим и выступающим.
«Я больше не избавлюсь от покоя…»: слушать
Рим, отель «Мадрид»
В Риме Высоцкий и Марина Влади жили в отеле «Мадрид» недалеко от площади Испании, а импровизированный концерт, фрагменты которого мы с вами сегодня слушаем, состоялся в ресторанчике «Отелло алла Конкордия», расположенном в нескольких минутах ходьбы от гостиницы.
Рим, ресторан «Отелло алла Конкордия», 18 июня 2018 года. Фото Александра Свердлина
Заведение небольшое, но уютное, Марина была знакома с его хозяином и вечером 2 июля они просто зашли туда с итальянскими друзьями поужинать.
Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)
А у Высоцкого была с собой гитара.
По легенде в какой-то момент, почти импровизацией он начал петь, и как это часто бывало, постепенно всё внимание в зале переключилось на него, а публика, даже не понимая слов, встречала пение аплодисментами, что отлично слышно на пленке.
К слову о непонятном языке – на пленке слышно, как Марина Влади пересказывает итальянцам смысл того, о чем поет Владимир и переводит его реплики.
«Цыганка с картами, дорога дальняя…»: слушать
Песню про «Купола» мы с вами сегодня слушать не станем, зато послушаем очень редкое исполнение «Моей цыганской».
Французский вариант этой песни, известный нам по диску «Натянутый канат».
Rien ne Va: слушать
В зале за одним из столиков сидел родственник хозяина этой траттории.
Его звали Дарио Токачелли. Обычный итальянский служащий с необычным хобби. Дарио сам в своей мастерской изготавливал и ремонтировал музыкальные инструменты.
Владимир Высоцкий и Дарио Токачелли. Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)
Ему показалось, что у Высоцкого расстроена гитара.
Вообще Владимир Семенович настраивал инструмент всегда по-своему, и действительно часто звук его гитары немного «плыл». Делалось это умышленно. Но в тот раз инструмент действительно барахлил по-настоящему.
О том, что было дальше, советские телезрители узнали через восемь лет после вечера в траттории «Отелло».
Когда фактический запрет на имя Высоцкого был снят, и о нем начали рассказывать даже по телевидению. В знаменитой пропагандисткой передаче «Международная панорама» вышел сюжет известного в те времена советского тележурналиста Юрия Выборнова, долгие годы работавшего как раз в Италии. Выборнов разыскал Дарио Токачелли и взял у него небольшое интервью, фрагменты которого вошли в телевизионный сюжет. Их мы сейчас и послушаем. В кадре – мастерская Токачелли: слушать
https://youtu.be/95RBy6UZ5RM
Обратим ваше внимание на слова Высоцкого о том, что ему хорошо пишется в Италии.
Известно даже, над какой конкретно песней он работал – «Еще бы не бояться мне полетов…». Она в нашем цикле звучала уже неоднократно, а впервые в авторском исполнении будет исполнена этим же летом 1979 года во время гастролей в Узбекистане.
Заравшан, на квартире у Василия Повереннова, 24 июля 1979 года. Фото Василия Повереннова
А Дарио Токачелли действительно записал у себя дома довольно подробную беседу с Высоцким для итальянского радио.
Владимир Высоцкий, Марина Влади и Дарио Токачелли. Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)
Владимир Семенович рассказал, как продолжает работу над песнями даже после того, как они уже вроде бы написаны, о специфике авторской песни, о том, почему он сам всегда поет от первого лица и о том, как ему помогли в поисках нужного ритма и формы его ранние песни.
Мать моя давай рыдать: слушать
Ну вот тут хорошо слышно, что побывав в руках итальянского мастера Дарио Токачелли, гитара Владимира Высоцкого стала звучать действительно более сочно.
Владимир Высоцкий и Дарио Токачелли. Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)
А я благодарю за помощь в подготовке этой программы наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Александра Ковановского, Александра Петракова, Игоря Рахманова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Николая Исаева, Валерия и Владимира Басиных.
В Риме Владимир Высоцкий пробыл меньше двух недель и потом приезжал в Италию всего лишь раз.
В марте 1980 года буквально на пару дней он оказался в Венеции для срочного, серьезного и трудного разговора с Мариной Влади. И в тот момент ему было не до венецианских красот. Так что римские каникулы Владимира Семеновича летом 1979 года так и остались единственной его настоящей встречей с Италией, когда ему дышалось и работалось приятно и легко.
За меня невеста: слушать
Рим, июль 1979 года (из архива Марка Цыбульского)
При подготовке программы использованы:
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Марка Цыбульского и Творческого объединения «Ракурс»;
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– Марк Цыбульский, «Высоцкий в Италии»;
– «Владимир Высоцкий: Италия, Рим» Журнал Турист, 15.06.1990.
Рим, ресторан «Отелло алла Конкордия», 2 июля 1979 года (запись Дарио Токачелли):
Кони привередливые: слушать
Купола: слушать
Киев, Галерея Высоцкий — 31 августа 2019 года
Одесса, Всемирный клуб одесситов — 5 сентября 2019 года