1954 - Андрей Олегович Миненков (1954), выдающийся советский фигурист, выступавший в танцах на льду. С партнёршей, а в дальнейшем женой, Ириной Моисеевой они были серебряными медалистами Олимпиады 1976 года — первой, на которой танцы были включены в программу Игр, и бронзовыми на следующей Олимпиаде 1980 года. Кроме того, Моисеева и Миненков — двукратные чемпионы мира (1975 и 1977 гг.) и двукратные чемпионы Европы (1977 и 1978 гг.). Заслуженный мастер спорта СССР.
Андрей Миненков родился в Москве. В 1961 г. он начал свои занятия фигурным катанием на СЮПе у тренера Станиславы Игоревны Ляссотович. Позже тренер Игорь Кабанов, опираясь на свой профессионализм и интуицию, в пару тринадцатилетнему Андрею Миненкову поставил Ирину Моисееву, которой на тот момент было 12. Когда Кабанову предложили работу в Спорткомитете, он «передал» пару начинающему тренеру Татьяне Тарасовой. Первый успех пришел к паре на чемпионате мира 1975 года в Колорадо-Спрингс, когда после снятия с соревнований Людмилы Пахомовой и Александра Горшкова они сенсационно стали чемпионами мира. В следующем, 1976 году, они становятся вторыми на Олимпиаде в Инсбруке, уступив знаменитым Пахомовой — Горшкову. На чемпионате мира того же года расклад мест повторяется — Моисеева и Миненков снова вторые. В 1977 году пара завоевывает звание чемпионов Советского Союза, несмотря на травму Ирины, полученную на разминке прямо перед выступлением. Через неделю на чемпионате мира в Хельсинки во время оригинального танца партнёрша падает. Но произвольную программу они исполняют настолько блестяще, что впервые Моисеева и Миненков становятся чемпионами Европы. В 1977 году Моисеева и Миненков второй раз выиграли чемпионат мира, проходивший в Токио. В 1978 году в Страсбурге они повторно выигрывают чемпионат Европы с произвольной программой, впервые в фигурном катании поставленной с единой сюжетной линией на музыку из одного музыкального произведения (мюзикла «Вестсайдская история»). В 1979 году Моисеева и Миненков решают прекратить сменить тренера. Новым наставником пары становится Людмила Пахомова. Однако вскоре, после окончания зимнего олимпийского сезона 1980 года, и это содружество распалось. Последние годы с ними работала Наталья Дубова. Бессменным хореографом являлась Елена Матвеева — бывшая балерина Большого театра. 27 ноября 1983 года в торжественной обстановке во Дворце спорта в Лужниках на турнире на призы газеты «Московские новости» Моисеева и Миненков попрощались со спортом. Выступления на льду Моисеевой и Миненкова во многом были новаторскими, опередившими время на годы, имели большую популярность у зрителей, но были не приняты специалистами.
После окончания спортивной карьеры Андрей Миненков решил заняться наукой. Он закончил Московский институт радиотехники, электроники и автоматики (МИРЭА), затем, в 1989 году, защитил диссертацию по привычной для себя теме — это был анализ того, как конёк скользит по льду. Позже Миненков уходит в бизнес. В 1993 году он с компаньоном основывает фирму, которая начинает торговлю новыми на российском рынке импортными марками мороженого (марки мороженого, как «Марс», «Сникерс», «Баунти», «Твикс» и т. п.).
1957 — Михаил Сергеевич Евдокимов (1957 - 7.08.2005), советский и российский юморист, пародист, актёр, певец и телеведущий. Четвёртый Губернатор Алтайского края. Заслуженный артист России.
Михаил Евдокимов родился в городе Сталинске (современный Новокузнецк), в семье рабочих. После школы Михаил Евдокимов учился в Барнауле в культпросветучилище на отделении балалаечников. Впоследствии работал шлифовщиком на Алтайском моторном заводе. Служил в армии. В 1978 году занял должность руководителя сельского дома культуры в селе Усть-Катунь Алтайского края. Через год поступил в Новосибирский институт торговли. Играл в КВН, был капитаном команды. В 1981 году бросил учёбу и уехал в Москву, за что был отчислен из института. В 1981 году Михаил неудачно пробует поступать в Московское эстрадно-цирковое училище. Спустя два года начинает сотрудничать с Московской областной филармонией в качестве артиста разговорного жанра и Москонцертом. Популярность Евдокимова растет, он много гастролирует. 8 марта 1984 года выступает на телевидении в праздничной программе «Огонек». В 1989 году начинает работать в концертно-театральной фирме «Музыка». С этого же года участвует в телевизионной программе «Аншлаг». В 1992 году он окончил факультет режиссеров эстрады ГИТИСа и открыл собственный театр Евдокимова. Снимался в фильмах: «Воспоминание о Коровьем марше», «Не хочу жениться», «Про бизнесмена Фому», «Не валяй дурака» , «Не послать ли нам гонца?», «Старые клячи» и других. Озвучивал животных в дилогии Натальи Бондарчук «Бемби». Делал телевизионные передачи: «С легким паром», «Михаил Евдокимов в кругу друзей» , «Не скуЧАЙ!», «Надо жить». В 1994 году был удостоен звания Заслуженного артиста Российской Федерации. В январе 2004 года Евдокимов сообщил о намерении претендовать на пост главы администрации Алтайского края на предстоящих в марте выборах. Как отмечают многие эксперты, он использовал социально-популистские образы «честного мужика из народа», а лозунгом кампании стала фраза «Шутки в сторону!». В апреле 2004 года Евдокимов одержал победу на выборах главы Алтайского края. В краевой Совет были избраны в основном сторонники бывшего губернатора и проигравшего выборы Александра Сурикова. Наладить отношения с таким краевым Советом новый глава региона так и не сумел. Большинство депутатов утверждали, что Евдокимов за год работы продемонстрировал неспособность сформировать эффективную команду управленцев, и обвиняли его в провале экономической политики. 3 ноября 2004 года Евдокимов отказался подписать принятый крайсоветом закон о повышении зарплаты региональных чиновников. 31 марта 2005 на сессии краевого совета депутаты выразили губернатору недоверие. За это проголосовали 46 из 52 депутатов. Согласно федеральному законодательству, судьбу губернатора должен был решать президент РФ. Однако президент Владимир Путин никак не вмешался в эту ситуацию. 7 августа 2005 года в 09:20 по московскому времени Михаил Сергеевич Евдокимов погиб в результате автомобильной аварии на трассе М-52 под Бийском.
1958 - Александр Николаевич Балуев (1958), советский и российский актёр театра и кино .
Александр Балуев родился в Москве, в семье кадрового военного. Хотя отец надеялся, что сын пойдет по его стопам, но у Саши были другие увлечения. Хорошо играя в хоккей, он мечтал о спортивной карьере, однако вскоре оставил и эту затею. Зато мамина любовь к театру и искусству не оставила его равнодушным и увлекла настолько, что он решил стать актёром. После школы Балуев попробовал поступить в Щукинское училище, однако провалился на экзаменах и год проработал помощником осветителя на киностудии «Мосфильм». Вторая попытка оказалась удачной – он поступил в Школу-студию МХАТ, которую успешно окончил в 1980 году. Получив приглашение работать сразу от нескольких театров, Александр выбрал Театр Советской Армии, поскольку ему предстояла служба в армии. Карьера Балуева как театрального актёра началась с ролей в спектаклях: «Часы без стрелок», «Дама с камелиями», «Стрела Робин Гуда», «Деревья умирают стоя», «Смерть Иоанна Грозного» и других. В 1987 году он перешёл в Московский театр им. Ермоловой (сегодня – это Театральный Центр им. Ермоловой), на сцене которого сыграл главные роли в спектаклях «Второй год свободы», «Снег, недалеко от тюрьмы», «Калигула» и других. Однако актёру было тесно в рамках одного театра, а нежелание быть привязанным к одному режиссёру, побудили его вскоре покинуть и этот театр. С тех пор и в настоящее время его можно увидеть на театральных подмостках только в антрепризах, где он работает в свое удовольствие и сам выбирает роли, что, по мнению Александра, важно для каждого актёра. Среди наиболее известных его работ – роли в спектакле «Люди и Мыши», в постановке Р.Виктюка «Осенние скрипки», в авангардном спектакле А.Жолдака «Опыт освоения пьесы «Чайка» системой Станиславского», в антрепризах: «Великолепный мужчина», «Кот в мешке», «Маскарад», «Территория страсти» и других. Несмотря на театральные успехи, отечественным кинематографом Балуев долго не был востребован. Зато уже первые роли в кино – практически все главные, одна из них – наиболее яркая – в фильме «Егорка» (1984). А настоящим его дебютом в большом кино стала роль в картине Кайдановского «Жена керосинщика» (1988) – режиссёра, ставшего свое рода «крёстным отцом» актёра в кинематографе и научившем его очень многому в профессии. С тех пор Балуева стали приглашать сниматься всё чаще. Среди его работ тех лет – роли в фильмах: «Любовь с привилегиями» (1989), «Очищение» (1990), «Ричард Львиное сердце» (1992), «Мусульманин» (1995, где игра актёра была отмечена премиями «Ника» и «Кинотавр»), «Кризис среднего возраста» (1997), «Му-Му» (1998) и др. Кстати, Александр Балуев – один из немногих российских актёров, получивших признание и на Западе. Он сыграл в таких нашумевших блокбастерах как «Миротворец» (1997) и «Столкновение с бездной» (1998), которые с большим успехом прошли в мировом видеопрокате. Сегодня актёрский диапазон Балуева не знает границ – в его арсенале есть совершенно разные роли – и комедийные, например, в «Идеальной паре» А.Суриковой и «Налетъ» И.Шевченко; и серьезные в «Затворнике» и «Антикиллере» Е.Кончаловского, «Москве» А.Зельдовича, «Августе 44-го» М.Пташука…; и разные в сериалах – «Каменская», «Маросейка, 12», «По ту сторону волков», «Благословите женщину», «Спецназ», «Олигарх», «Гибель империи», «Турецкий гамбит», «Конец века» и другие. Среди последних его работ в кино – наиболее известны: «Преступление и наказание» (2007), «Запрещённая реальность» (2009), «Кандагар» (2010), «Петр Первый. Завещание» (2011), «Жуков» (2012), «Две женщины» (2014), «Герой» (2016)... Всего в фильмографии актёра более 60 ролей в кино и на телевидении.
1965 - Жанна Леонидовна Агалакова (1965), российская телеведущая, тележурналист. Награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Жанна Агалакова родилась в Кирове. С 1979 по 1983 год жила с родителями в Монголии. В детстве мечтала стать следователем, композитором, архитектором, воспитателем и переводчиком, а также выступать в цирке. Потом поняла, что все эти профессии можно совместить в журналистике. Свою карьеру Агалакова начинала секретарём главного редактора кировской газеты «Комсомольское племя». «Путёвку в жизнь» ей дал Василий Васильевич Смирнов, который тогда был главным редактором этой газеты . Сразу после окончания школы Жанна провалила вступительные экзамены на филологический факультет ЛГУ и ей нужно было куда-то пойти работать на один год. В это время в местной газете «Комсомольское племя» освободилось место секретаря и друзья её родителей предложили главному редактору её кандидатуру. После длительной беседы с неопытной рыжеволосой веснушчатой девчонкой Смирнов принял её на работу. В газете Агалакова была не только секретарём, но и рисовала ноты — в рубрику «Музыкальный киоск». А вскоре написала и первую заметку. В 1991 году Агалакова окончила газетное отделение факультета журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ). Студенческую практику проходила в популярной телепрограмме «Взгляд» на телеканале ОРТ. После университета Агалакова полтора года работала на телестудии МВД СССР в должности корреспондента. Делала сюжеты для программы «Человек и закон». Затем год трудилась пресс-атташе Международной ассоциации по борьбе с наркоманией и наркобизнесом. Позже, по словам Жанны, она «какое-то время была «свободным художником» — писала статьи куда только возможно, переживала, когда их не печатали». С 1992 года — корреспондент отдела светской хроники РИА «Новости».
По-настоящему Агалакова почувствовала профессию тележурналиста, попав в 1995 году на информационный канал «Деловая Россия» телеканала «РТР» под руководством Александра Акопова: пришлось оперативно осваивать темы, о которых прежде не имела никакого представления. Первой её работой стали два десятиминутных репортажа о ядерном топливе. Вскоре Агалакова была замечена «гуру отечественного телевидения» Игорем Кирилловым, который предложил ей попробовать себя в новом качестве — телеведущей. В 1996 году Агалакову пригласили вести утреннюю информационную программу «Сегодня» на телеканале НТВ. Три года, отданные этой телекомпании, Жанна до сих пор считает высшей школой журналистики. В октябре 1999 года Агалакова была отстранена от ведения программы «Сегодня». Проработав ещё месяц в информационной службе телеканала, ушла с НТВ по приглашению руководства телеканала ОРТ. В октябре 1999 года Агалакова была принята на телеканал ОРТ (с сентября 2002 года — Первый канал). Вела дневные и вечерние выпуски программы «Новости», а также программу «Время». C 2000 по 2002 год вместе с Владимиром Познером Агалакова вела на Первом канале программу «Времена», которая неоднократно становилась лауреатом премии ТЭФИ. В прямом эфире прошла через «огонь и воду»: теракты 11 сентября 2001, начало войны в Афганистане, теракт в Беслане, отставка Б. Н. Ельцина, президентские выборы и т. д. С сентября 2005 года — собственный корреспондент Первого канала в Париже.
C января 2013 года — специальный корреспондент Первого канала в Нью-Йорке.
2
06.12.2016 18:24
Albina Albina Оффлайн
админ
#980572
1
05.12.2018 23:34
Albina Albina Оффлайн
админ
#1026302
6 декабря 1240 года после долгой осады монголо-татарские войска Батыя ворвались в Киев. Киев был разорен. Номинальная столица Руси перестала существовать.
В.Н. Шевяков образно описывает штурм города:
«С помощью китайских метательных машин монголы швыряли в город камни, брёвна, трупы людей, горшки с подожженным жиром, метали так называемый греческий огонь. Город пылал, обе стороны со страшным криком вступали в рукопашную схватку. Стены Киева содрогались под ударами тяжёлых таранов. Враги подкатывали к стенам города турусы (дощатые башни на высоких колесах), и сидевшие в них воины пускали в дома зажжённые стрелы, выскакивали на стены и падали под ударами русских; турусы разлетались в щепки, изрубленные острыми русскими секирами. Шум битвы не умолкал с утра до ночи, с ночи до утра, сутки за сутками».
Тараны, беспрестанно бившие по Лядским воротам уже несколько дней, проломили стены. Отныне исход битвы не вызывал ни у кого сомнений. Тысяцкий Дмитр, лично руководивший обороной города, был ранен. Монголы, тесня киевлян, ворвались в город. Медленно двигались вперёд захватчики, преодолевая валы и оборонительные сооружения.
«Киевляне обороняли каждый дом, каждую улицу. Только по трупам защитников древней столицы, задыхаясь в дыму пожаров, теряя множество воинов убитыми и ранеными, завоеватели продвигались вперёд», — так рисует В.В. Каргалов борьбу внутри города.
Последним очагом сопротивления стала Десятинная церковь, где укрылись все те, кто даже в этот безнадёжный и беспросветный миг отказался встать на колени перед завоевателями. Озверевшие монголы подкатили к церкви тараны и пороки, которые разрушили её. Церковь рухнула, похоронив под собой последних защитников города.
Как отмечает летописец, Бату-хан, восхищённый мужеством и патриотизмом Дмитра, которого заарканили с оружием в руках, приказал оставить его в живых.
Таким образом, 6 декабря Киев был взят монголами. Непосредственным следствием поражения стала утрата Киевом статуса центра Руси.
6 декабря 1590 года отменен обычай, по которому крепостные могли менять помещиков раз в год. Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
6 декабря отмечается День Кунсткамеры. Кунсткамера была создана 1714 году. 300 лет назад ее открыли для публики, а 140 лет назад был создан Музей Антропологии и этнографии.
Гравюра "Профиль Библиотеки и Кунсткамеры". 1741 год.
6 декабря 1741 года дворцовый переворот возвёл на российский престол Елизавету Петровну.
Переворот этот не был ни для кого неожиданностью. Слухи о нём расходились по столице и стали достоянием правительства. Нити заговора не распространялись в сердце высшего общества, и круг сторонников Елизаветы ограничивался в основном «кавалерами» её двора. В подготовке переворота участвовали те, кто станут опорой Елизаветы в годы её правления, лейб-медик И.Г. Лесток, её фаворит А.Г. Разумовский, а также братья Александр и Пётр Шуваловы и М.И. Воронцов. Руководителями заговора являлись Лесток и сама Елизавета.
Центром движения в пользу дочери Петра I стали казармы гвардейского Преображенского полка. Немало потрудилась для завоевания симпатий гвардейцев и сама цесаревна. Она часто проводила время в казармах «без этикета и церемоний», одаривала гвардейцев деньгами и крестила их детей. Солдаты не называли её иначе, как «матушка». Она в свою очередь называла их «дети мои».
Гвардия настроилась на решительные действия. В июне 1741 года несколько гвардейцев встретили Елизавету в Летнем саду и сказали ей: «Матушка, мы все готовы и только ждем твоих приказаний». В ответ они услышали: «Разойдитесь, ведите себя смирно: минута действовать ещё не наступила. Я вас велю предупредить».
Вернувшись домой, Елизавета собрала своих сторонников на совещание, на котором было решено произвести переворот вечером следующего дня. Предусмотрительность этого шага подтвердилась, поскольку на другой день гвардейские полки получили приказ выступить из Петербурга на войну со шведами.
24 ноября 1741 года, в 23 часа, Елизавета получила сообщение, что гвардейцы готовы поддержать её «революцию». Лесток послал двух наблюдателей к Остерману и Миниху разузнать, не забили ли там тревоги. Ничего подозрительного они не заметили. Сам Лесток отправился в Зимний дворец.
Вернувшись к Елизавете, Лесток нашел её молящейся перед иконой Богоматери. Впоследствии было высказано предположение, что именно в эту минуту она дала обет отменить смертную казнь, в случае удачи опасного предприятия.
Цесаревна надела кавалерийскую кирасу, села в сани и по темным и заснеженным улицам столицы поехала в казармы Преображенского полка. Там она обратилась к своим приверженцам со словами, которые по-разному воспроизводят в исторических сочинениях: «Други мои! Как вы служили отцу моему, то при нынешнем случае и мне послужите верностью вашею!» или: «Ребята! Вы знаете, чья я дочь, ступайте за мной». Гвардейцы отвечали: «Матушка, мы готовы, мы их всех убьем». Елизавета возразила: «Если вы хотите поступать таким образом, то я не пойду с вами». Понимая, что ненависть её сторонников обращена против иностранцев, она сразу же объявила, что «берет всех этих иноземцев под своё особое покровительство». Она взяла крест, встала на колени, а за нею и все присутствующие, и сказала; «Клянусь умереть за вас, клянетесь ли вы умереть за меня?» «Клянемся!!!», — прогремела толпа.
Выйдя из саней на Адмиралтейской площади, Елизавета в сопровождении трехсот солдат направилась к Зимнему дворцу. Солдаты нервничали, спешили, цесаревна с трудом шла по снегу. Тогда гренадеры подхватили её на свои широкие плечи и внесли в Зимний дворец. Все входы и выходы тут же были перекрыты, караул сразу же перешел на сторону мятежников. Гренадеры устремились в императорские апартаменты на втором этаже. Солдаты разбудили и арестовали Анну Леопольдовну и её мужа Антона Ульриха.
Анна Леопольдовна с Антоном Ульрихом спустились из апартаментов на улицу, сели в приготовленные для них сани и позволили увезти себя из Зимнего дворца. Однако не все прошло гладко при «аресте» годовалого императора. Солдатам был дан строгий приказ не поднимать шума и взять ребёнка только тогда, когда он проснется. Около часа они молча простояли у колыбели, пока мальчик не открыл глаза и не закричал от страха при виде гренадеров. Кроме того, в суматохе сборов в спальне уронили на пол четырёхмесячную сестру императора, принцессу Екатерину Антоновну. Как выяснилось впоследствии, от этого удара она оглохла.
Императора Ивана Антоновича принесли Елизавете, и она, взяв его на руки, якобы проговорила: «Малютка, ты ни в чём не виноват!» Что делать с младенцем и его семьей, никто толком не знал. Так с ребёнком на руках Елизавета поехала в свой дворец. Вернувшись домой, она направила во все концы города гренадер, в первую очередь, в места расположения войск, откуда они привезли новой государыне полковые знамена. За всеми вельможами послали курьеров с приказанием немедленно явиться во дворец.
К утру 25 ноября 1741 года были готовы форма присяги и манифест, в котором провозглашалось, что Елизавета I Петровна вступила на престол «по законному праву, по близости крови к самодержавным .. родителям». Над этими документами потрудились назначенный канцлером князь A.M. Черкасский, секретарь Бреверн и новый глава русской дипломатии А.П. Бестужев‑Рюмин.
Вызванные и построенные у Зимнего дворца полки принесли присягу. Солдаты прикладывались сначала к Евангелию и кресту, потом подходили к праздничной чарке. Под приветственные крики «Виват», залпы салютов с бастионов Адмиралтейской и Петропавловской крепостей Елизавета торжественно и чинно проследовала в свою резиденцию.
Этот переворот стал самым бескровным в истории России.
В годы ее царствования в армию были возвращены петровские традиции, восстановлен флот. Победой завершилась война России со Швецией. Русские полководцы неоднократно выигрывали сражения во время Семилетней войны у Фридриха Великого. Россия утвердилась в качестве одной из ведущих европейских держав. Успехам в развитии хозяйства, культуры и внешней политики России способствовала деятельность М.В. Ломоносова, П.И. и И.И. Шуваловых, А.П. Бестужева-Рюмина и других.
6 декабря 1819 года Александром I в Санкт-Петербурге основано Главное инженерное училище, готовившее инженеров для русской армии. В 1855 году преобразовано в Николаевскую инженерную академию. Первым начальником академии был генерал-майор М.П. Кауфман. С 1918 года – Военно-инженерная академия РККА. В 1935 году присвоено имя В.В. Куйбышева. Ныне Военно-инженерный университет.
6 декабря 1861 года в Смоленске открылась Мариинская женская гимназия, преобразованной из губернского женского училища.
Женская гимназия открыта 6 декабря 1861 года как «Женское училище I разряда», которое было преобразовано в гимназию в 1870 году. Это было первое в Смоленской губернии женское среднее учебное заведение. 18 ноября 1862 года смоленское училище стало называться Мариинским.
Учебное заведение предназначалось для девочек с восьмилетнего возраста. Училище было «трёхклассным с двухгодичным курсом»: воспитанницы обучались шесть лет — по два года в каждом из классов. Размещалось училище сначала в каменном здании на Блонье, которое было передано ему безвозмездно.
Учебная программа гимназии состояла из «обязательных» и «необязательных» предметов. К первым относились закон Божий, русский язык (с церковнославянским) и русская словесность, математика (арифметика, алгебра, геометрия), география (всеобщая и русская), история (всеобщая и русская), естественная история, физика, математическая география, чистописание и рукоделие. За это родители или опекуны платили 10 рублей в год. Необязательными предметами были новые иностранные языки (французский, немецкий), древние языки (латинский, греческий), педагогика, рисование, музыка, танцы, пение и гимнастика. Те, кто обучался им, доплачивали еще по 10 рублей.
С 1871 года гимназия состояла из 7 классов. При гимназии было начальное училище, где гимназистки старших класса (8-й дополнительный) проходили педагогическую практику. Выпускницы, окончившие общий и дополнительный курсы гимназии с отличием, получали звание домашних наставниц, а окончившие 8 классов успешно — звание домашних учительниц. Девушки, окончившие только первые (низшие) классы гимназии, по достижении шестнадцатилетнего возраста и при условии исполнения обязанностей помощницы учителя в каком-либо начальном училище могли получить звание учительницы начального училища.
В 1876 году гимназия переехала в бывшее здание мужской гимназии, на углу Благовещенской (ныне — Большая Советская) и малой Вознесенской улиц.
Новое здание для гимназии было построено рядом в 1905 году. В гимназии действовало два совета: попечительный и педагогический. Библиотека гимназии в 1891 году насчитывала 2173 томов, 1425 названий.
Существовала Мариинская гимназия до весны 1918 года. С осени 1918 года здесь размещались 16-я и 17-я советские трудовые школы 1-й ступени, с 1923 года здание перешло в ведение Западного военного округа.
В настоящее время в здании находится 1 корпус сельхозинститута
6 декабря 1873 года в Санкт-Петербурге на Александринской площади (площадь Островского) был торжественно открыт памятник императрице Екатерине II.
24 ноября в Петербурге последовало открытие монумента, сооруженного в память деяний Екатерины Великой.
Его автор — художник Михаил Микешин.
Расходы на сооружение монумента составили 316 000 рублей, а вместе с изготовлением памятных медалей, организацией церемонии открытия и переустройством сквера — 456 896 рублей. Пьедестал изготовлен из гранита, привезённого с Карельского перешейка: на нижнюю часть — из каменоломен Путсало, на базу и карниз — серый гранит из каменоломен Янисари и на постамент — тёмно-серый гранит из каменоломни Снескесальми. Фигуры сподвижников отлиты на бронзолитейном заводе «Николс и Плинке» в Санкт-Петербурге. Главная статуя памятника с её бронзовым подножием надета на купол из гранита. На изготовление памятника и четырёх канделябров пошло 3100 пудов (50,8 т) бронзы. Высота фигуры Екатерины II составляет 4,35 м. Общая высота памятника свыше 10 метров. Памятник сооружали более 10 лет — с 1862 по 1873 год. Его освящение прошло 24 ноября (6 декабря) 1873 года.
Торжество открытия совершилось с обычными, в случаях, обрядами, в присутствии Государя Императора и лиц Августейшей фамилии. Хорошая погода благоприятствовала торжеству; вечером город был роскошно иллюминован и украшен транспарантами и флагами; Невский проспект и Большая Морская улица, залитые светом газа и бенгальских огней, представляли обширное гульбище, занятое массами пешеходов и экипажей.
Перед зданием городской думы обращала на себя внимание, поставленная на фонарном столбе массивная корона, унизанная цветными стеклами по проволочному скелету; скрытый внутри короны горящий газ разливал свет по стеклу; световые лучи, преломляясь в граненых бусах, производили тысячи блестящих искорок, эффектно мерцавших на короне, вследствие колебания пламени газа.
Горевший на здании Исаакиевского собора, по углам, газ не производил ожидаемого эффекта.
Монумент Екатерины II освещался посредством четырех приборов (в виде труб), отражавших на поверхность памятника свет пламени особого горючего состава. Много было копоти и дыма, но эффекта не было. Свет оказался слабым, не достигал вершины центральной фигуры, а постамент очутился в полумраке.
Кстати заметим, что железная решетка, которой обнесены газоны вокруг памятника, была совершенно изломана — видно, где тонко, там и рвется....
«Зодчий», 1873, Вып. 10—11, С. 126
<…> При виде памятника первое впечатление довольно приятно, и было бы еще более приятно, если бы нижняя часть его, занимающая половину всей вышины, представляла более интереса. Общая форма напоминает памятник тысячелетия России, того же автора. Та же круглая форма в основании, то же деление, только вместо Веры и России — фигура Екатерины II, а эпохи русской истории заменены девятью фигурами, изображающими знаменитых деятелей того времени.
Императрица изображена в порфире, ниспадающей широкими богатыми складками, покрывающими позади часть пьедестала: в правую руку, несколько выдвинутую вперед и согнутую, вложен скипетр, в левую, спокойно опущенную, — лавровый венок, полускрытый складками порфиры. Движение фигуры неопределенно, так сказать, двойственно. Если рассматривать статую en face — она стоит; со стороны — она не то летит, не то падает, так как движение ног скрыто под складками одежды. Эта двойственность вредит характеру статуи: нет того спокойного величия, которое зритель ожидает увидеть в изображении великой Императрицы. Идея лаврового венка в руке тоже непонятна; он имел бы значение на челе великой Государыни, в руке же не имеет никакого.
На лицевой стороне памятника, ниже статуи Екатерины II, зритель видит группу трех знаменитых фельдмаршалов: князь Потемкин посередине, с правой стороны его граф Румянцев, с левой — Суворов Рымникский. Князь Таврический изображен сидящим в парадном придворном костюме того времени, с откинутой назад головой, обращенной к князю Суворову. Румянцев-Задунайский, тоже в сидячем положении, нагнулся вперед и видимо слушает, разговор Потемкина с Суворовым, который стоит, правым коленом прислонившись к кронштейну, левой рукой опирается на обнаженную шпагу. Поза графа Суворова очень неудобна, и зрителя удивляет обнаженная шпага в группе мирно беседующих фельдмаршалов. Несравненно лучше задумана группа из двух фигур: Безбородко и Бецкого, поставленных в памятнике со стороны Публичной Библиотеки. Мотив заключается в обоюдном обсуждении плана воспитательного дома, одного из благодетельных учреждений Екатерины II. В группе много жизни: Бецкой держит на коленях план и объясняет графу Безбородко расположение его.
Со стороны Аничкова дворца, подле графа Румянцева видна кокетливо сидящая молодая дама, с опущенной головой и с книгой на коленях. Статуя эта очень привлекательна, но едва ли возможно узнать в ней характер энергической президентши Академии наук, графини Дашковой. Подле нее стоит в геройской, отчасти театральной, позе — знаменитый поэт Державин, с листом стихотворений в руке. По нашему мнению, обе статуи были бы ближе к истине, если бы художник изобразил поэта Державина скромнее и изображению графини Дашковой придал более энергии. Со стороны Александринского театра, около шлейфа порфиры, помещены две фигуры, изображающие знаменитых адмиралов: графа Орлова-Чесменского и Чичагова. Обе фигуры в сидячем положении; Орлов — с обнаженной шпагой в руке, Чичагов — с морскою зрительною трубой. Статуи сподвижников Екатерины II непропорциональны, по крайней мере, статуя стоящего графа Суворова чуть-чуть выше сидящего князя Потемкина. Если такая разница в росте исторически верна, то художнику, олицетворяющему их в памятнике, следовало избегнуть подобной дисгармонии. Мы находим также неблагодарным место, отведенное для девяти фигур. По свойству места, фигуры пришлось изобразить с согнутыми под сиденье ногами, что может быть натурально, но неизящно. Возможно ли было этого избегнуть и как — мы не будем об этом говорить.
Памятник сочинен академиком М. О. Микешиным; недостатки, указанные нами, доказывают, что автор памятника, при всем его таланте, небезупречен в своих сочинениях. Он, до сих пор сочиняет памятники, как бытовые сцены. Рисунки его очень хороши, изящны, полны вкуса; но для памятника на площади всего этого недостаточно. Тут необходимо строго обдумать каждое движение, выразить характер исторических лиц, и г. Микешин, при его таланте, в силах выполнить это, если бы серьезно развил свои способности и не увлекся успехом.
Модели статуй выполнены с большим вкусом и знанием, по рисункам М. О. Микешина, академиками скульптуры М. Л. Чижовым и А. М. Опекушиным.
Во всяком случае, памятник Екатерине все-таки один из лучших памятников у нас в Петербурге, и местность около Александринского театра и по Невскому проспекту, от устройства памятника, разбивки сквера, постановки канделябр и проч., чрезвычайно выиграла. Решительно не узнать того, что было здесь прежде, и как прекрасно выделились здания Александринского театра и Публичной библиотеки. Теперь остается ждать застройки на этой же площади пустопорожних мест.
«Зодчий», 1873, Вып. 12, С. 143
6 декабря 1925 года введена в эксплуатацию Шатурская электростанция им. В.И. Ленина. В свое время это была самая крупная и эффективная торфяная станция в мире.
6 декабря 1941 года наши войска под Москвой перешли в наступление по всему фронту: 900 км – от Калинина до Ельца!
Началась Елецкая наступательная операция войск правого крыла Юго-Западного фронта (генерал-лейтенант Ф.Я. Костенко). «В 6 утра без артиллерийской и авиационной подготовки армия в белых маскхалатах перешла в наступление. Враг был застигнут врасплох, ошеломлен» (Лелюшенко).
Завершилась 16 декабря. Освобождено около 400 населенных пунктов, уничтожено почти 16 тыс. солдат и офицеров противника.
6 декабря 1941 года Вячеслав Васильковский одним из первых в Великой Отечественной войне закрыл своим телом амбразуру. За этот подвиг Вячеслав Викторович Васильковский приказом командующего Западным фронтом Г.К. Жуковым был награжден орденом Ленина.
6 декабря 1942 года умерла от ран 17-летняя партизанка Римма Шершнева. 25 ноября в д. Ломовичи закрыла своим телом амбразуру вражеского дзота, став единственной женщиной, которая совершила этот подвиг.
В ноябре 1942 года Шершневу зачислили в бригаду Розова, относившуюся к Минскому партизанскому соединению. 25 ноября 1942 года партизаны атаковали немецкий гарнизон, стоявший в деревне Ломовичи. До этого немцы, чтобы обезопасить себя, сожгли окрестные деревни, расстреляли жителей, которых подозревали в «неблагонадежности». Гарнизон был очень хорошо укреплен – окружен рвом, проволочными заграждениями, дзотами и дотами.
Хотя Шершнева получила распоряжение командира оставаться на базе, она нарушила его и присоединилась к отряду. Атака началась ранним утром. Фашисты строчили из пулеметов, партизаны забрасывали дзоты гранатами и толом. Падали убитые и раненые.
На перекрестке был установлен дзот с круговым обстрелом. Продвигаться дальше партизанам стало трудно. Тогда Римма, шедшая рядом с командиром, бросилась вперед и своим телом закрыла амбразуру дзота.
Товарищ Риммы по отряду Виктор Чистов вспоминает: «Впереди неожиданно появились Римма Шершнева и еще один паренек. Его тут же подкосила фашистская пуля. А Римма пробежала метров пятнадцать — двадцать, упала. Мгновение — и она уже ползла к дзоту. Снова вскочила и что-то крикнула нам, бросила гранату, а еще через минуту бросилась на амбразуру, и фашистский пулемет умолк.
На какое-то мгновение партизаны застыли в изумлении. Потом с неистовым “Ур-рра-а!” рванулись вперед. Я подбежал к дзоту, залез на него. Гляжу — наша Римма безжизненно повисла на вражеском пулемете, закрыв собой смертельный прямоугольник амбразуры. Я осторожно подтащил ее наверх, на купол дзота. Смотрю, еще дышит…»
Раненую партизанку в повозке перевезли в ближайшую деревню Старосеки. К Римме Шершнёвой был вызван Ибрагим Друян, хирург Минского партизанского соединения, но ранение всё-таки оказалось смертельным, и на десятые сутки после ранения партизанка умерла. 7 декабря 1942 года в деревне Живунь Любаньского района Минской области.
6 декабря 1943 года в 22.00 прорыв десантников, удерживавших Эльтигенский плацдарм с 1 ноября,– без единого выстрела, в кромешной тьме. Перебив оказавшихся на пути румын, 2000 эльтигенцев преодолели вброд озеро и вырвались в степь. В центре боевого порядка шел медсанбат с 200 ранеными.
Десантная операция Красной Армии и Военно-Морского Флота СССР, проводившаяся 31 октября – 11 декабря 1943 года с целью создания плацдарма на побережье Керченского полуострова для последующего наступления в Крыму.
В ночь с 31 октября на 1 ноября 1943 года началась переброска десантных групп через Керченский пролив. Положение осложнил сильный шторм, из-за которого многие подразделения высадились позже намеченного срока. Первым достичь побережья в районе населённого пункта Эльтиген (ныне – Героевское в черте Керчи) удалось десанту 18-й армии. который захватил плацдарм до 5 километров по фронту и до 2 километров в глубину. Немецкое командование, стремясь сбросить его обратно в море, ввело в действие все резервы, однако успеха это не имело. Уже следующей ночью на плацдарм были переброшены значительные силы – к утру 2 ноября 1943 года здесь насчитывалось до 6 тысяч бойцов и командиров. Артиллерийскую поддержку им оказывали как переправленные через пролив орудия, так и береговая артиллерия ВМФ.
Поскольку на Эльтигенский плацдарм враг бросил все силы, 56-я армия, которой до того не удавалось перебросить на полуостров свои подразделения, в ночь со 2 на 3 ноября 1943 года во взаимодействии с Азовской военной флотилией высадила к северо-востоку от Керчи десантный отряд. В течение десяти последующих дней эти части продвинулись к северо-восточным окраинам Керчи.
Несмотря на героическое сопротивление десантников на Эльтигенском плацдарме, долгое время перейти в наступление с него не удавалось. Лишь 6 декабря 1943 года вражеская оборона была прорвана. Понесшие значительные потери, десантники прошли через считавшееся непроходимым болото и захватили гору Митридат – стратегическую высоту на южной окраине Керчи. Несмотря на эти успехи, развить дальнейшее наступление не удалось – слишком велики были потери. Продержавшись до 11 декабря 1943 года, они эвакуировались к соседней десантной группе. После этого обстановка на полуострове стабилизировалась вплоть до начала Крымской операции 1944 года.
Несмотря на явные успехи, достичь поставленных изначально задач по освобождению Керченского полуострова не удалось. Захваченный плацдарм впоследствии сыграл важную роль в Крымской операции 1944 года. Враг был вынужден оттянуть часть сил с Перекопского перешейка, что сорвало его замыслы по нанесению контрудара по войскам 4-го Украинского фронта.
Керченско-Эльтигенская операция – одна из наиболее масштабных десантных операций Великой Отечественной войны. В ходе ней погибли до 7 тысяч бойцов и командиров, более 20 тысяч получили ранения. Многие участники десантных групп были удостоены государственных наград, 129 бойцам и командирам было присвоено звание Героя Советского Союза. Ряд частей и соединений, а также кораблей стали гвардейскими.
В ночь 6 декабря 1944 года в Венгрии гвардии подполковник Тимофей Ильич Селищев, умело маневрируя своим полком, решительной атакой сбил противника с господствующих высот, захватил мосты через р. Задьва и на рассвете ворвался в г. Лёринци… Погиб за месяц до Победы – 9 апреля 1945 – от пули снайпера.
|