https://rsport.ria.ru/20131003/691471219.html
11:33 03.10.2013
Судья сказал: «Такого не бывает!». И, действительно, прыгнуть в длину на 8 метров 90 сантиметров, установив рекорд, который будет держаться 23 года — достижение из разряда фантастических. Да и судьба знаменитого американского легкоатлета Боба Бимона больше похожа на одну из киносказок, которые так любят снимать в Голливуде.
Судья сказал: «Такого не бывает!». И, действительно, прыгнуть в длину на 8 метров 90 сантиметров, установив рекорд, который будет держаться 23 года — достижение из разряда фантастических. Да и судьба знаменитого американского легкоатлета Боба Бимона больше похожа на одну из киносказок, которые так любят снимать в Голливуде.
«У нас, чемпионов, должна быть и вторая жизнь» — признался однажды Бимон на пресс-конференции. И она у него была. Пожалуй, более яркая и насыщенная событиями, чем жизнь в секторе для прыжка в длину. Бимон, несмотря на свой «Прыжок в будущее» — автор короткого спортивного рассказа, а не романа-эпопеи. Безусловно, для того, чтобы попасть на Олимпиаду, любому атлету приходится приложить немало усилий. Начать заниматься спортом в детстве, изнуряя свое тело постоянными физическими нагрузками, а разум – психологическими; жертвовать простыми радостями, такими, как наличие свободного времени, многочасовое общение с друзьями, вредная еда, бессонные ночи… Но публику мало интересуют детали, народ всегда требует «хлеба и зрелищ».
Бимон удовлетворил подобный запрос лишь однажды. После 18 октября 1968 года, Боб перестал творить чудеса, которых от него так ждали присутствующие на трибунах и сидящие перед экранами телевизоров. После того, что сделал темнокожий атлет на Олимпиаде в Мехико, публика стала ждать невозможного от каждого турнира с участием американского спортсмена. Что неудивительно, ведь, улучшай свой рекорд хоть на каждом выступлении, зрителю все будет мало. А что уж говорить о том, что случается после того, как волшебник лишается своих чар и теряет волшебную палочку. Его прыжки на стандартные 8 метров, после того, неземного — на 8.90, не то, что никого не восхищали, а, просто-напросто, заставляли скучать.
Да и самому атлету было не слишком уж весело. К 22-м годам Бимон все свои спортивные дела переделал. Боб понимал, что вряд ли в ближайшие 5, а то и 10, а может, и вовсе 15 лет ни одна потустороння сила, которая как считали судьи, тренеры и болельщики, помогла ему совершить «Прыжок в ХХI век»; ни мозг, в котором, по мнению самого героя, куются победы, не отправят его даже на 8.91. «Бимон своим феноменальным прыжком фактически «убил» целое поколение прыгунов в длину», — верно заметил в интервью отечественным СМИ главный соперник Боба, великий советский прыгун Игорь Тер-Ованесян.
«Если мы так сильны в спорте, то должны показать себя и в искусстве», — ответил однажды Боб во время пресс-конференции на вопрос любопытного журналиста о том, чем же занимается мистер Бимон после завершения карьеры, с которой он попрощался в возрасте 25-лет.
Роберт Бимон показал себя не только в искусстве, и не только после ухода из спорта. «Вторая жизнь», которая должна быть у чемпионов, по словам самого атлета, была у Боба еще до того, как он завоевал свой первый титул. Роберт Бимон родился 29 августа 1946 года в Нью-Йорке, а если быть точнее, то в одном из самых бедных и неблагополучных кварталов этого города. Типичное начало «голливудской сказки». Отец будущего члена Национального легкоатлетического зала славы и Американского олимпийского зала славы умер еще до рождения Боба, мать мальчика Наоми ненамного пережила собственного мужа — женщина скончалась от туберкулеза, когда сыну не было еще и года.
Воспитанием Роберта занялась бабушка Бесси, однако либо она плохо справлялась со своими обязанностями, либо тот самый негритянский криминальный квартал, в которым проживала немногочисленная семья, к 14-ти годам превратил Бимона в малолетнего преступника, который зарабатывал славу и авторитет, участвуя в уличных драках, а деньги добывал с помощью воровства и торговли марихуаной. В списке «достижений» юноши числились не только магазинные кражи и распространение наркотиков, но и их употребление. С учебой у Боба тоже не заладилось: коммерческая деятельность, которой занимался будущий атлет, прибавлять, вычитать, делить и умножать его научила, а вот читать, а, по некоторым данным, и писать, он не умел. Да и школьным учителям порой без стеснения наносил удары. Недисциплинированность Бимона привела его не только к исключению из школы, но и к суду. Социальные работники мечтали увидеть малолетнего преступника за решеткой, которому, в свою очередь, удалось убедить служителей Фемиды, отправить его не в тюрьму, а в специнтернат для трудных подростков, где перед первым уроком учеников проверяли на предмет наличия оружия и наркотиков.
Оказывается, бывает и такое, что, если твоя мечта не сбывается, то жизнь становится лучше. Вместо того, чтобы стать наркодилером, который гоняет на дорогой машине, а в бардачке шикарного авто лежат пачки стодолларовых купюр, чем грезил в юности Боб, трудный подросток не без посторонней помощи стал приобщаться к спорту. Начать забывать свою прошлую жизнь Бимону помог один из преподавателей альтернативной школы. Ларри Эллис, про которого повзрослевший и поумневший Бимон скажет, что Ларри стал для него отцом и матерью и дал ему возможность поверить в свои силы, тренировал баскетбольную команду исправительного интерната.
Долговязый, физически крепкий темнокожий парень делал в этом виде спорта успехи, однако от предлагаемых ему различными баскетбольными клубами контрактов отказывался, ссылаясь на то, что намерен сосредоточиться на учебе. А спустя совсем немного времени «самая лучшая игра с мячом» и вовсе перестала увлекать Бимона, в отличие от прыжкового сектора, на который Боб обратил внимание совершенно случайно….
История Боба Бимона в очередной раз подтверждает фаталистическую теорию. Освоить технику прыжков в длину получилось без особых усилий. В возрасте 16 лет Роберт, особо не стараясь, Роберт стал чемпионом штата среди школьников, затем выиграл молодежное первенство США, попал в основную команду страны и начал мечтать о том, чтобы однажды выступить на Олимпийских играх. А в свободное от прыжков и мечтаний время, Боб устраивал протесты против расовой политики мормонов. Однажды свою неприязнь к членам этой религиозной секты, которая появилась в США еще в первой половине 19-ого века, решил проявить, путем отказа от участия в соревнованиях с командой университета Брейма Юнга, за что сам же и поплатился. На протест принято отвечать протестом: Бимон остался без тренера.
Но Боб, похоже из тех людей, к которым удача относится неравнодушно. Олимпийский чемпион 1960 года Ральф Бостон взялся неофициально тренировать Бимона и готовить его к Мехико. Поговаривают, что «полету» Бимона 18 октября 1968 года, предшествовал полет его любовницы из США в Мексику. «Декабристка» решила поддержать любимого накануне важнейшего старта. «Если исходить из логики, он не должен был не только рекорд установить, но и вообще далеко прыгнуть. Из Америки к нему прилетела любовница. Боб покинул Олимпийскую деревню, снял номер в отеле и уединился там со своей девушкой. Утром после бессонной ночи Бимон был просто никакой», — вспоминал Тер-Ованесян в интервью отечественным СМИ.
Ну и как после этого не назвать «чудом» прыжок на 8.90, и как не назвать это бимоновское свершение очередной главой «голливудской сказки», учитывая то, что за несколько часов до старта в Мехико прилетела законная супруга, наивно полагавшая отыскать мужа в Олимпийской деревне… Несмотря на бурные события, происходившие внутри любовного треугольника, прыжок на 8 метров 90 сантиметров зрители увидели. Этот феномен будут обсуждать не только судьи, тренеры и спортсмены; для которых соревнования потеряют всякий смысл на ближайшие 23 года. Этот феномен рассмотрят и ученые-физики, и специалисты по дзен-буддизму и психологи. Учение о просветлении — вот один из элементов «второй» жизни Бимона. «Годы тренировок, сосредоточения и генерирования нужной энергии» — вот, что по признанию самого атлета подняло его на более высокое место, помогло ему достичь максимума в определенный момент. Психологи и медики поставили свой диагноз. По их мнению, Бимон обладает нечеловеческой силой, так как подобное состояние (на следующий день, после «Прыжка» он впал в нервный ступор) у обыкновенных людей может завершиться летальным исходом.
Сейчас Роберту Бимону 67 лет. Он проживает свою «втору жизнь», как и положено Чемпиону. Родной Нью-Йорк он променял на Майами, во Флориде бывший олимпиец живет не один — третья жена атлета, продюсер Милана Уолтер обеспечила и себе и Бобу счастливый брак, а также подарила мужу дочь Деанну.
Жизнь Бимона после Мехико не менее насыщена, чем до приезда в столицу латиноамериканской страны. Понимая, что вместе с рекордом завершилась и его спортивная карьера, Боб решил ставить рекорды в обычной жизни. В 1972 году Роберт получил высшее образование, окончив Адельфский университет со степенью по социологии. Тренировался сам и тренировал команду колледжа. В память о своем непростом, которое правильнее будет назвать жестоким, детстве, Олимпийский Чемпион занимается благотворительностью, поддерживая детей из малоимущих и неблагополучных семей, параллельно возглавляя программы по озеленению и курортному отдыху в Майами и оставаясь активистом Олимпийского движения.
Боб постоянно испытывает жажду успеха. Он основал гольф-клуб имени Боба Бимона, стал президентом «Вob Beamon Communication Inc». Разработав мотивационную программу: «The Champion in You», ему пришлось обучиться ораторскому искусству для того, чтобы объяснить людям, как стать Чемпионом. Естественно, за пределами прыжкового сектора и прочих спортивных сооружений.
Бимон попробовал себя и в качестве мастера художественного слова. В 1999 году не без помощи супруги-продюсера, Боб написал автобиографическую книгу «Человек, который умел летать». Само собой, такой человек, как он не мог стать и героем книги другого автора. «The Perfect Jump» — сложно не согласиться со спортивным журналистом Дик Шаапом, лишь прилагательное «превосходный» способно описать то, каковым был тот самый прыжок.
Не прогадал Бимон и с самореализацией в изобразительном искусстве: работы художника -абстракциониста неоднократно завоевывали при¬зы на различных выставках и вернисажах. В 2005 на основании автобиографии в прокат вышел фильм «Сын Наоми». Боб и сам пробовал сниматься в кино и в коммерческой рекламе. Свою жизнь до прихода в спорт этот слегка витающий в облаках гений, сравнивает с другим кинематографическим шедевром . «Вы, наверное, смотрели этот известный фильм с Клинтом Иствудом: «Хороший, плохой, злой». Его название — как будто о моей жизни», — признался Бимон в интервью одному из российских спортивных изданий.
Что касается дней сегодняшних, то пока Роберт Бимон удачного сравнения своей жизни с тем или иным фильмом не подобрал. Но судя по всему, «Вторая жизнь чемпиона», в которой он руководствуется принципами «Enjoy the Moment» и «You never know» протекает неплохо. Он не пьет ни кофе, ни алкоголь, не курит и даже не употребляет в пищу сахар, что делал даже во время Олимпиады, а пишет картины, является директором Музея олимпийского искусства, играет в музыкальной группе, слушает джаз, румбу, танцует сальсу и признается, что искренне любит жизнь. Но где-то в душе все-таки таит обиду на то, что теперь уже в далеком 1991 году Майк Пауэлл побил его рекорд, воскресив одну из дисциплин технических видов легкой атлетики, покорив длину в 8.95.