https://www.svoboda.org/a/24199843.html
В 1952 г. футбольная сборная Советского Союза приняла участие в Олимпийских играх в Хельсинки и в трудном поединке уступила футболистам Югославии. В то время отношения между Советским Союзом и тоже социалистической Югославией были крайне враждебны. Сталин считал югославского вождя Тито своим личным врагом. Поражение советской сборной повлекло за собою то, что называлось "оргвыводами" - организационными выводами, которые обычно сводились к снятию одних чиновников и назначению других. В данном случае пострадала команда Центрального дома Советской Армии (ЦДСА), часть игроков которой входили с сборную страны. С этим были согласны далеко не все болельщики.
"Уважаемый Климент Ефремович!
Наперед прошу повиниться, что обращаюсь к Вам с таким вопросом, который на первый взгляд может показаться несущественным.
Однако, если серьезно вдуматься в него, то окажется, что он имеет известное общественное значение.
На днях в Москве широко распространился слух, что решением Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта одна из лучших команд страны - многократный чемпион и обладатель кубка по футболу, команда, имеющая тысячи и тысячи, если не миллионы, поклонников во всех уголках нашей необъятной страны, не говоря уже о Советской Армии, лишена права участвовать в розыгрыше первенства СССР по футболу в 1952 г. и чуть ли не распущена совсем. Об этом говорят везде и всюду - и на улицах, и в метро, и на стадионах, и на работе. Высказывают массу самых различных толков и кривотолков, предположений и просто вредных выводов.
Говорят, что такое решение принято в связи с поражением наших футболистов на олимпийских играх в Финляндии. И это, очевидно, действительно так.
Но возникает вопрос - причем здесь команда ЦДСА, почему в отношении ее приняты такие суровые меры? Ведь общеизвестно, что в Финляндию ездила не футбольная команда ЦДСА, а сборная команда СССР, которой, по недоразумению в последние дни перед поездкой, было присвоено армейское имя. Правда, в состав сборной были включены четыре игрока из команды ЦДСА - Николаев, Нырков, Башашкин, Петров. Верно также, что сборную команду СССР было поручено готовить к международным играм старшему тренеру команды ЦДСА т. Аркадьеву.
Но это же не вся команда ЦДСА и даже не половина ее. В каждой команде играет по 11 человек. Кому не известно, что в состав сборной входили: три игрока из московского "Динамо" - Бесков, Трофимов, Тенягин, два игрока из ВВС - Бобров, Крыжевский, по одному из московского "Спартака" (Нетто), ленинградского "Зенита" (Иванов), тбилисского "Динамо" (Гогоберидзе), которые принимали непосредственное участие в играх с югославами.
Поэтому непонятно, почему вся тяжесть оргвыводов легла на плечи команды ЦДСА, в том числе и тех игроков, которые непричастны ни к международным встречам, ни к поражению нашей сборной.
Такие выводы, какие сделаны в отношении команды ЦДСА, были бы обоснованы и справедливы только в том случае, если бы она ездила в Финляндию со своим составом и там запятнала честь советского футбола. Но этого бы наверняка не произошло. Основная причина поражения нашей команды на олимпийских играх - отсутствие должной сыгранности, отсутствие чувства "локтя" и взаимопонимания. А команда ЦДСА отличается единством и сплоченностью, волей к победе, физической выносливостью и мастерством спортивного ансамбля. Можно не сомневаться, что она не уронила бы достоинство советского футбола.
Следовательно, нужно наказать не команду ЦДСА в целом, а в крайнем случае лишь тех ее игроков, которые не оправдали оказанного им доверия. С ними можно сделать все, что угодно - лишить звания, запретить играть в футбол и т.д. (так как они виноваты в поражении), но не трогать команду, как коллектив, представляющий в футболе всю Советскую Армию и являющуюся ее спортивной гордостью. Она ни в чем не виновата.
Уж если и требуется кого-либо наказать, так надо начинать с тех, кто практически создавал сборную команду, подбирал игроков, готовил их, и наконец, ставил на игру с югославами, кто фактически распоряжался не только командой, но и тренером. Вот кто является главным виновником, заслуживающим наказания.
Еще задолго до поездки нашей команды в Финляндию абсолютное большинство любителей и ценителей футбола в Москве считали, что она не подготовлена к ответственным международным встречам. Об этом наглядно показывали международные игры на стадионе "Динамо" - с поляками, болгарами, венграми, чехами, где наша команда даже на своем поле еле-еле брала верх. Это видели все, кто был на стадионе, но этого не замечали работники Всесоюзного комитета. Они занимались только сменой вывесок - сначала назвали команду сборной СССР, затем сборной Москвы, и, наконец, командой ЦДСА. А суть от этого не менялась.
Глубоко убежден, что в своем письме я выражаю не только свое личное мнение, но многих и многих почитателей футбола, и не только тех, кто любил команду ЦДСА, "болел" за нее, но и тех, кто "болеет" за другие команды, против нее.
Не хочется верить, что этот первоклассный, спортивный коллектив больше не существует, что он - мертв. В душе такое ощущение, как будто безвозвратно почти потеряно что-то родное и близкое. Теперь военнослужащим впору не появляться на стадионе. Стыдно. Всякий может с издевкой сказать: "За кого вы болели?" Ликвидация команды ЦДСА косвенно бросает тень на всю армию, а это очень серьезный вопрос. Приходится слышать и такого рода нездоровые разговоры, что на будущие олимпийские игры по футболу трудно будет найти охотников, что решение Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта может быть использовано буржуазной печатью в целях антисоветской пропаганды.
Уважаемый Климент Ефремович!
Я высказал все, что думал и что слышал от других. Глубоко верю, что Вы сделаете все необходимое, чтобы выяснить истину, отстоять справедливость, а команду ЦДСА - реабилитировать и восстановить во всех правах. Пусть она будет носить другое название, если прежнее запятнано. Но всеармейская футбольная команда должна быть.
Подполковник Н. Муравьев 22 августа 1952 г. Москва".