«Московские новости» / Учредитель: «МН» – народная газета. – 1993. – 22 августа, воскресенье. – № 34 (680). – 32 полосы. - Источник:
http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...usta-1993-goda
«Две предыдущие попытки Ельцина «закрыть» парламент и съезд (в декабре прошлого года и в марте нынешнего) не увенчались успехом. Он не допускает и мысли о третьем просчете и намерен дать законодателям «последний и решительный бой», на что настроил всю свою команду: администрацию, службу помощников, Президентский совет. Весь август должен уйти на подготовку аналитических бумаг и выработку решений.
По данным из заслуживающих источников, работа над планом действий президента в общем виде уже завершена. Идет детализация отдельных положений, юридическая «обкатка», проверка на прочность некоторых людей из правительства, Конституционного суда и парламента. Готовится также форсированная «пропагандисткая артподготовка», которая должна продлиться с середины до конца августа: время «Ч» для «решительных действий», о которых заявил президент, отнесено на последние числа августа или на первые числа сентября.
Тезисы, которые должны обосновать упразднение нынешнего состава Верховного Совета и съезда и которые в том или ином виде использует президент, следующие.
Первое. Народ не простит только одного – затянувшегося двоевластия. Поэтому всенародно избранному президенту настало время сказать свое решающее и окончательное слово.
Второе. Именно народ является единственным источником власти и права. Следовательно, воля народа превыше всего, никто не может помешать народу эту волю выразить, никто не вправе ее игнорировать. Третье. Нынешнее законодательные и распорядительные органы-сьезд и Верховный Совет-являются ограниченно легитимными (другой вариант: не являются в полном смысле легитимными), ибо избраны в период существования СССР как органы власти союзной республики. С возникновением России как полностью независимого государства в декабре 1991 года все органы власти, избранные до этого, получили ущемленную легитимность. Президент преодолел это правовое противоречие через референдум, где получил вотум доверия от граждан.
Четвертое. Законодательные органы власти своими решениями ущемляют фундаментальные права и свободы граждан России (прежде всего экономические). Президент остается гарантом прав и свобод российских граждан.
Таким образом, президент будет настаивать на том, что его шаги по роспуску парламента и сьезда вляются не только политически целесообразными, но и юридически безупречными.
Последующие действия президента до конца не определены. Не решено, в частности, кто и когда будет принимать новую конституцию (варианты: Совет Федерации, Учредительное собрание, новый парламент, референдум). Нет ясности об избирательном законе: ни его текст, ни способ принятия президентской аналитической командой так и не обкатаны. Существует предложение, чтобы выборы проводились на основании президентского «Манифеста», который содержал бы основы «временного конституционного акта». Однако у этого предложения есть и немало противников.
До сих пор у кремлевских аналитиков нет окончательного прогноза поведения Конституционного суда и его председателя. Заметно, что в июле сошли на нет попытки организовать в Конституционном суде «дворцовый переворот» и заменить Валерия Зорькина Тамарой Морщаковой. Однако причина отказа от подобной тактики может крыться как в успехе переговоров президентской стороны лично с Зорькиным, так и в осознании невозможности «свалить» Зорькина. Запасной вариант – лишение Конституционного суда кворума и его полный «паралич». И все-таки у части консультантов Ельцина велика надежда привлечь Конституционный суд на свою сторону хотя бы в вопросе «широкой» трактовки права.
Последний слабый пункт президентской команды-неуверенность в полной поддержке акции Ельцина со стороны «силовых структур». В то же время тактика действий президента на ближашие два месяца одобрена, с незначительными оговорками, большинством его формальных и неформальных советников.