Показать сообщение отдельно
  #8  
Старый 23.02.2022, 20:40
Юрий Орлик Юрий Орлик вне форума
Новичок
 
Регистрация: 24.06.2021
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Юрий Орлик на пути к лучшему
По умолчанию Чего можно ожидать от сентябрьского наступления российского президента

«Известия» / Учредитель: Журналистский коллектив «Известий» — 1993. — 10 сентября, пятница. — № 172 (24027). — 8 полос.
«Посудив-погадав о том, что же скрывалось за словами президента, пообещавшего нам «боевой» сентябрь, и толком так и не расшифровав их смысл, пресса успокоилась. Между тем из источников, заслуживающих доверия, редакция получила информацию, которая дает основание предполагать, что сказанное — не обмолвка, не случайно слетевшая с уст реплика, а знак действительной настроенности президента на решительные действия, суть которых он предпочел заранее не раскрывать. Но для начала присмотимся повнимательнее к тому, чем занимался президент, выйдя из отпуска.
Межгосударственные отношения. Зарубежные визиты были сведены до минимума-всего 48 часов потратил Ельцин на Варшаву, Прагу, Братиславу. Он предпочел работать дома. Встретился едва ли не со всеми руководителями бывших республик Союза-с Рахмоновым, Шеварнадзе, Снегуром, Акаевым, Назарбаевым, Алиевым, в Массандре-с Кравчуком. Первая тема-урегулирование конфликтов. Вторая-экономика. Цена разрыва традиционных хозяйственных связей оказалась непомерно высокой. Попытки переориентироваться на других экономических партнеров-безуспешными. Результат-падение уровня жизни, нарастание социальной напряженности. Все это подталкивает лидеров этих стран к поиску новых форм интеграции-в виде ли экономического союза, рублевой зоны нового типа и т.д. Только так можно смягчить последствия распада СССР, вырваться из кризиса. Закономерно повышение интереса к СНГ. Всего несколько депутатских голосов не хватило Молдове для вступления в Содружество. Гейдар Алиев решительно отмежевался от курса прежнего руководства республики на самоизоляцию и заявил о намерении Азербайджана вступить в СНГ.
Ельцин вместе с главами независимых государств пытается собрать распавшееся после августовского путча, отдавая себе отчет в том, что дело это чрезвычайно трудное, кропотливое, требующее времени. В этих условиях по меньшей мере некорректно обвинять руководителей российской исполнительной власти в том, что они «встревожены тенденциями к интеграции», стремятся им «воспрепятствовать». А именно об этом говорит Хасбулатов в пространной беседе с главным редактором «День» Прохановым. Спикер вздыхает по былому державному величию, кается в том, что «питал иллюзии» в отношении Беловежских соглашений, сожалеет по поводу того, что «СНГ превращается в ничто». При этом «без всякого хвастовства» втолковыает понятливому собеседнику, что он Хасбулатов, «как председатель Межпарламентской ассамблеи стран СНГ-на сегодняшний день самое важное должностное лицо на всем пространстве СНГ, выше любого президента».
Для Б.Ельцина лидеры независимых государств-равные партнеры. Он спорит с ними, не соглашается, уступает, торгуется. Стал более жестким, когда речь заходит о геополитических интересах России, защите прав русскоязычного населения. Напрямую связал сроки нахождения 14-й армии в Молдове с предоставлением особого правового статуса Приднестровью. Выступая за территориальную целостность Грузии, напомнил Шеварнадзе об интересах Абхазии и Южной Осетии. Предложение Кравчуку разменять Черноморский флот и его базу в Севастополе на нефть, хотя в гтовность Украины пойти на это верится с трудом,-тоже из этого ряда. Но при этом Ельцин никому не грозит поднять в воздух эскадрилью, оказать силовое давление. Это вызывает уважение партнеров, повышает доверие к российскому президенту, российской политике. Спикер же позвояет себе говорить о «лидерах местных политических элит» оскорбительно-как о «вождях вассальных племен, одетых в звериные шкуры» (из той же беседы с Прохановым). Хотя фамилию спикер упомянул лишь одну-Джохара Дудаева, но, если судить по общему контексту разговора, метил не в него одного.
Президент и парламент. Эта тема навязла в зубах. Но, чтобы понять настроение президента, придется кое-что повторить. Парламент — главная арена политических схваток, потрясающих Россию. Стена, о которую разбиваются все замыслы Ельцина.
Любое президентское предложение здесь встречается в штыки. Независимо от его содержания. Конфронтация вспыхивает по любому вопросу. Микрофоны знают одно слово — «нет». Конституционное совещание бойкотировано. Петрозаводская инициатива — создать Совет Федерации — парламентом отвергнута. Гиперинфляционный бюджет, на который наложил вето президент, депутатами принят. Приостановлены все указы президента, направленные на развитие приватизации, парламент не скрывает своего намерения законодательно ее похоронить. Не приняты в расчет поправки президента к дополненному парламентом Закону о средствах массовой информации — депутаты благословили воссоздание института цензуры, для начала — на телевидении. На очереди — пресса.
Когда выстраиваешь все эти факты в один ряд, понимаешь, что исполнительная власть по существу лишена возможности нормально работать, осуществлять свои конституционные полномочия, проводить ту политику, которая при всех тяготах нынешней жизни была поддержана на апрельском референдуме.
А судя по тому, что на выходе новые законодательные акты, обкусывающие со всех сторон правовое поле президента, нас ждет очередной виток конфронтации, грозящей потерей управления.
Что в портфеле спикера. Хасбулатов приоткрыл его Проханову. Оказывается, парламенту предлагается принять в ближайшее время три новых нормативных акта-«О механизме вступления закона в действие после преодоления президентского вето», «Об уголовной ответственности высших должностных лиц за невыполнение законов Верховного Совета и постановлений сьездов», «Об уголовной ответственности за невыполнение постановлений Конституционного суда». Добавьте к тому пакет поправок к Конституции, подготовленный одним из лидеров оппозиции председателем Комитета по конституционному законодательству В.Исаковым. В соответствии с ним Верховный Совет утверждает и освобождает не только главу правительства, его заместителей, но и всех ведущих министров. Решает вопрос о недоверии правительству в целом и отдельным его членам простым большинством голосов. Президент не вправе возглавлять исполнительную власть, не руководит деятельностью кабинета. Одним словом, становится фигурой декоративной. Как тут не согласиться с мнением народного депутата России Владимира Фомина, что предложенные поправки, которые, вне всякого сомнения, будут приняты парламентом, по существу «конституционный фугас», заложенный под Кремль и Старую площадь.
Кек его разрядить, уберечь уже не себя, а страну от взрыва-вот вопрос, который стоит сегодня перед президентом. Аналитические службы президентской команды не исключают, что загнанный в тупик Ельцин может отважиться на крутые, решительные меры.
Двоевластие становится слишком обременительной ношей для страны, народа. Линия раскола с федерального уровня давно устремилась вниз, проникая в толщу всей нашей общественной жизни. У нас теперь всего по два. Местные Советы и администрация. Со своей прессой и телевидением. Две комиссии-Межведомственная и парламентская, ведущие борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти. У каждой-собственные чемоданы компромата. Размежевались творческие союзы. Спикер встречается со своим писателем, президент-со своими. Еще недолго-и появятся два центральных телевидения, две генпрокуратуры, два верховных суда, два правительства. Предпосылки для этого есть.
Социологические замеры общественных настроений да и собственный житейский лпыт подтверждают нарастание политической апатии. Люди, особенно в провинции, смотрят на происходящее в верхах с недоумением и брезгливостью. Требует прекращения войны всех против всех, наведения порядка в стране.
Причем расчеты непримирымых на то, что именно их призовет народ «спасать державу», явно не оправдались. Нет им веры. Ни одно из их мрачных пророчеств-а обещали-накликали на Россиию и бунты, и социальные взрывы, и голод, и холод-не сбылось. Сила их-на исходе. Среди лидеров грызня. Ряды сторонников редеют. Подтверждение тому-августовские контрмарши этого года.
Ничего не вышло из попыток вечно непримиримых расколоть армию. Визит Ельцина в Таманскую и Кантемировскую дивизию убедил президента в том, что армия оправилась от шока и не позволит втянуть себя в политические маневры. В окружении президента дают понять, что вакансии в Министерстве безопасности и в в Министерстве внутренних дел будут заполнены в ближайшие дни. Верными президентскому курсу людьми.
Почувствовав, что Ельцин утверждается в решимости не идти на поводу у парламента, Хасбулатов, не отказываясь от намерения поймать президента в конституционную ловушку, в то же время начал усиленно искать с ним контактов. В администрацию президента зачастили депутаты, проговаривая идею встречи президента и спикера. Из заслуживающих доверия источников редакции стало известно, что во время беседы Хасбулатова с Назарбаевым в постпредстве Казахстана спикер тоже затронул тему, рассчитывая на то, что его намерения станут известны президенту. В окружении Ельцина к возможности такой встречи относятся явно скептически, считают, что время упущено, что Хасбулатов сжег споры моста, которые вели к президенту.
Что же дальше? Перед Ельциным два пути. Продолжать тяжбу с парламентом, добиваться повышения властных полномочий Совета Федерации, вновь и вновь убеждать политических оппонентов в том, что Россия не может дальше жить по старой Конституции. Без особой надежды на успех. Или попытаться радикально изменить ситуацию. Источники, близкие к президенту, утверждают, что Ельцин склоняется именно к этому. Речь идет о роспуске Верховного Совета и немедленном назначении даты следующих выборов. При этом действия президента будут не только решительными, но и скорыми.
Легко предсказать реакцию Верховного Совета на этот шаг президента, если он действительно будет сделан. Значительно сложнее предугадать, как он будет воспринят в обществе. В президентском окружении надеются, что с пониманием. Парламент, избранный в «другой стране», ставшей, по существу, однопартийным, выражающим волю Фронта национального спасения, тащит Россию назад, прочь от реформ. Это становится очевидным для все большего числа людей. А за президентом, его политикой-дважды подтвержденный мандат всенародного доверия.
Ответить с цитированием