Показать сообщение отдельно
  #24  
Старый 03.04.2022, 19:43
Аватар для Вадим Эрлихман
Вадим Эрлихман Вадим Эрлихман вне форума
Пользователь
 
Регистрация: 09.07.2017
Сообщений: 48
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
Вадим Эрлихман на пути к лучшему
По умолчанию 1919: На полпути к Всемирной революции

https://web.archive.org/web/20000930...xped/intro.htm


Призрак бродит по Европе

Из событий 1919 года 9 из 15 наших экспертов и читатели выбрали создание Коммунистического Интернационала. Первый его конгресс открылся во Дворце судебных установлений Московского Кремля 2 марта 1919 года.

"Товарищи с мест"

Из газеты "Правда", 5 марта 1919 г.:


Цитата:
"В Москве открылся международный съезд коммунистов. С решающими голосами представлены 18 партий, кроме того с совещательным голосом присутствуют представители 15 организаций. Часть делегатов арестована по дороге. Собравшиеся постановили конституироваться как Первый съезд Третьего (Коммунистического) Интернационала".
К тому времени за пределами России действовали только две коммунистические организации - в Болгарии и Германии. Болгары не смогли пробиться через линию фронтов в Москву. Немецкие же спартаковцы были против создания Коминтерна, опасаясь, что он станет послушным орудием одной партии - РКП(б). В итоге большинство из 52 делегатов от 33 партий и групп из 21 страны не представляли никого, кроме себя.

Из выступления "делегата США" Бориса Рейнштейна:

Цитата:
"К сожалению, я не имею возможности сообщить вам последние сведения относительно движения в Америке, так как уже почти два года, как я нахожусь здесь... Все же, думается, я имею право утверждать, что в американском движении произошел очень быстрый сдвиг влево. ...В смысле объективных условий для действительно социалистического переворота Америка является наиболее созревшей страной".
Грезы о советской Европе

Из речи В.И. Ленина на конгрессе Коминтерна 2 марта 1919 г.:

Цитата:
"Наше собрание имеет всемирно-историческое значение. Оно доказало крах всех иллюзий буржуазной демократии... Сегодня, например, я читал в одной газете, что английское правительство приняло Бирмингамский Совет рабочих депутатов... Советская система победила не только в отсталой России, но и в наиболее развитой стране Европы - в Германии, а также и в самой старой капиталистической стране - в Англии. Пусть буржуазия еще свирепствует, пусть она еще убивает тысячи рабочих - победа за нами, победа всемирной коммунистической революции обеспечена".
Вскоре после конгресса Коминтерна коммунисты пришли к власти в Баварии. Ленин послал их лидеру приветствие, похожее на инструкцию: "Вооружили ли рабочих, разоружили ли буржуазию, удвоили или утроили плату батракам и чернорабочим, конфисковали ли всю бумагу и все типографии... уплотнили ли буржуазию в Мюнхене для немедленного вселения рабочих в богатые квартиры... взяли ли заложников буржуазии... мобилизовали ли рабочих поголовно для обороны".

Из этого вопросника видно, какое будущее кремлевские вожди готовили Европе. К счастью, "Бирмингамские Советы" существовали только в их пылком воображении. "Советом" Ленин назвал обыкновенный Совет фабричных старост.

После поражения революций в Баварии и Венгрии Ленину стало ясно - мировой пожар откладывается. Тем не менее с надеждой, что "с Интернационалом воспрянет род людской", Ильич не расстался.

Из шифровки Ленина Сталину в Харьков 23 июля 1920 г.:

Цитата:
"Положение в Коминтерне превосходное. Зиновьев, Бухарин, а также и я, думаем, что следовало бы поощрить революцию тотчас в Италии. Мое личное мнение, что для этого надо советизировать Венгрию, а может быть также Чехию и Румынию. Это надо обдумать внимательно".
Вадим ТЕЛИЦЫН, старший научный сотрудник Института Российской истории РАН

Как из искры разжигали пламя классовой борьбы


КОГДА знакомишься с текстами выступлений на Первом Конгрессе III Интернационала, поражаешься, насколько утопически выступавшие воспринимали тогдашнюю политическую обстановку в Западной Европе. Зарубежные делегаты - эмигранты с солидным стажем изгнанников - мало что знали о соотношении политических сил и общественных настроениях в странах, которые они покинули. И тем не менее старались убедить советское руководство в том, что там созрели все условия для революционного переворота и захвата власти; не хватает только "искры", способной зажечь пламя классовой борьбы. Под искрой делегаты подразумевали штыки Красной Армии. Представитель Германии Макс Альберт, например, заявил о необходимости вторжения Красной Армии в Восточную Пруссию, что, по его мнению, спровоцировало бы гражданскую войну на территории всей Германии.

После того как московский конгресс провозгласил создание всемирной организации революционеров - Коммунистического Интернационала, в страны Западной Европы потянулись эмиссары Коминтерна, которым отводилась роль идеологов молодых компартий, а в случае необходимости - руководителей революционных выступлений в этих странах. Создавались организационные бюро, налаживались системы связи, рекрутировались добровольные помощники, отрабатывались конспиративные навыки, открывались счета в крупнейших банках мира.

Из московской "тайной партийной кассы", по указанию Ленина, на руки эмиссарам выдавались огромные суммы. Так, Яков Рейх - организатор подпольного бюро Исполкома Коминтерна в Берлине - в конце 1919 года получил один миллион рублей золотом, предназначенный для создания нелегальной резидентуры Коминтерна в Германии. За один только 1921 год - год страшного голода в Поволжье, унесшего миллионы жизней, - в западноевропейское бюро поступили из России 122 миллиона марок, или 3 миллиона рублей золотом. На эти деньги приобреталось оружие, подкупались должностные лица, содержались издательства, типографии, субсидировались забастовки, осуществлялись террористические акты.

Это была одна из романтических страниц в истории мирового коммунистического движения. Большинство деятелей Коминтерна свято верили в победу коммунистических идеалов. И потому добровольно брали на себя роль осведомителей, разведчиков, агентов Кремля. Непослушные Москве сгинули в лагерях. С середины тридцатых годов Сталин занялся планомерным уничтожением даже "послушных". 7 ноября 1937 года он в доверительной беседе сказал Георгию Димитрову, что "разворошит шпионское гнездо в Коминтерне". А в 1943 году и вовсе отказался от услуг Коминтерна. Как видно, счел, что и в одиночку может руководить мировым коммунистическим движением.

Денег на разжигание пожара мировой революции потратили много. Но разжечь пожар тем не менее не удалось. Как говорят в науке, отсутствие положительного результата, на который рассчитывали экспериментаторы, - тоже результат. Жизнь показала, что идеи собственного материального благополучия и спокойствия привлекают граждан современного общества гораздо больше, чем утопические мечтания.

Последний раз редактировалось Ульпиан; 08.04.2022 в 20:26.
Ответить с цитированием