http://www.yeltsincenter.ru/digest/r...arya-1991-goda
«Известия» / Учредитель – журналистский коллектив «Известий». – 1991. – 21 января, понедельник. – № 18 (23284). – 6 полос.
«В референдуме, который состоялся 20 января. Приняли участие 1441019 жителей полуострова – это более 81 процента из внесенных в списки для участия в голосовании. За воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора высказались 1.343.855 человек (более 93 процентов) Будущая автономия видится многонациональной-она будет основана на приоритете прав человека, а не одного какого-либо из живущих в Крыму народов.
Жители и военнослужащие Севастополя провели, кроме общекрымского, еще и свой референдум. Более 90 процентов из них проголосовали за придание Севастополю как главной базе Черноморского флота статуса города союзно-республиканского подчинения. Это решение продиктовано тревогой от настойчивых попыток растащить вооруженные силы по «национальным» квартирам.
Крымская АССР-первое в нашей истории государство, провозглашенное не от имени народа, а самим народом. Референдум практически не отличался от голосования при выборе народных депутатов. Были организованы центральная (областная), городские и районные комиссии, а также участки для тайного голосования из расчета от 20 до 3.000 жителей в возрасте от 18 лет и старше. Каждый пришедший на свой участок (обязательно с паспортом, по которому ЦДЖЗ делали отметку в списке) получал бюллетень с таким текстом: «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субьекта Союза ССР и Союзного договора? Да. Нет». Действительными признаны только те бюллетени, в которых вычеркнут один из вариантов ответа. Референдум длился с 7 утра до 8 вечера, доступ на участки для представителей общественности был свободным.
Впрочем, часть крымчан высказала свое отношение и автономии еще до 20 января. Такое право предоставили тем, кто накануне референдума уезжал из Крыма по делам или в отпуск. Досрочно опустили бюллетени в опечатанные урны студенты, моряки, командированные и….. милиционеры. Дело в том, что все подразделения симферопольской милиции решили проголосовать накануне, чтобы 20 января не отвлекаться от выполнения служебных обязанностей. Поступок разумный, если учесть, что в предшествующие референдуму два месяца Крым, как никогда, бурлил митингами и пикетами. Ожидали активных выступлений противников референдума и 20 января, однако день выдался спокойным. Последнюю «политическую тусовку» на площади перед облисполкомом я видел в субботу: окруженный полусотней зевак, молодой человек горячо и безуспешно убеждал терпеливого майора милиции в ненужности всенародного голосования. К сожалению, не согласна с позицией областного Совета, решившего провести референдум, могли открыто высказывать свои взгляды только на митингах, в неформальных изданиях с незначительным тиражом да в листовках. Об этом рассказал депутат областного и Симферопольского городского Советов, заместитель директора исследовательского центра «Биотехнология» Г.Черныш:
-Я передал в областные газеты пять своих статей-и ни строчки не напечатали. Я настаиваю на отмене Указа Президеума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 года о передаче Крыма из состава РСФСР в состав УССР. Необходимо вернуться к ленинскому декрету 1921 года, когда была создана многонациональная автномная Крымская республика в составе РСФСР. А организаторы референдума не хотят пересмотра указа 1954 года и ведут к тому, чтобы народ своим голосованием узаконил дарение Крыма Украине. Поэтому газауты, подконтрольные обкому партии, и отказались обнародовать мою позицию.
После разговора с Г.Чернышом я полистал крымские газеты. Действительно, публикаций с критическим взглядом на автономию раз, два-и обчелся. И такая односторонность пропаганды меня, честно говоря, встревожила. Будь дискуссия открытой для разных мнений, люди смогли бы со всех сторон оценить плюсы и минусы будущего «автономного плавания» Крыма и по крайней мере внутренне подготовиться к неизбежным в период становления государственности экономическим и социальным проблемам м издержек. А так, убаюканные воспеванием предстоящих благ, не повернут ли они свой гнев на организаторов референдума при первой же необходимости затянуть потуже пояса? Ведь выжить суверенному Крыму без собственно-топливно-энергетической базы и при нехватке пресной воды будет очень непросто.
….. В полдень 20 января наведался в центральную комиссию по проведению референдума. Там как раз обсуждали ход голосования: в нем уже приняли участие 45.8 процента из числа внесенных в списки, а 75 из 1.416 участков даже закончили свою работу. Наравне с жителями Крыма решали его судьбу и приезжие. На одном из участков опустил свою бюллетень в урну грек Владимир Целко-он живет в Нижнем Тагиле, но хочет вернуться на родину, в Крым, так же, как хотят этого сотни тысяч изгнанных отсюда росчерком сталинского пера немцев, болгар, армян, каракумов, крымских татар. Всем депортированным из Крыма сессия его областного Совета предоставило право участвовать в референдуме. Но приехать на голосование смогли, ясное ело, очень немногие. Да никто из организаторов референдума и не рассчитывал на массовое паломничество. Поэтому областной Совет обратился к Верховным Советам РСФСР, Узбекистана и Таджикистана и Киргизии, где сегодня живет большинство депортированных, с просьбой помочь организовать среди них референдум. К сожалению, руководство России отмолчалось, а из других республик пришел отказ.
Четвертый час пополудни, село Донское. В празднично украшенном зале сельсовета, но это, как выяснилось, члены участковой комиссии. А где же голосующие?
-Так почти все уже проголосовали,-пояснил председатель комиссии, главный агроном колхоза имени Ленина Н.Гоменюк.
-За исключениемМН??ЗДКВА «»ПЛГ встречу с вопросом, который вызывал на митингах самый острые и злые дебаты:
-Какими будут отношения автономного Крыма с Украиной?
-Надо исходить из правовых реалий,-ответил Л.Грач.-Имею в виду договор между РСФСР и УССР от 19 ноября 1990 года о нерушимости существующих ныне границ. Стоит ли, воссоздавая Крымскую АССР, идти на их перекройку? Разве, отойдя к России, мы приобретаем новое качество? Я считаю, что все будет зависеть от концепции Союзного договора. В ее сегодняшнем виде права субьекта предоставлены двум государственным формированием: и союзной, а автономной республикам. Речь может идти о том, что мы будем иметь равные с другими суверенными республиками права. Но в любом случае не порвем с Украиной те связи, которые есть, нужно сохранять наше сообщество, мы не имеем права расколоться.
-В партийную организацию какой республики намерены войти коммунисты суверенного Крыма?
-Мы ничего не видим плохого, чтобы остаться в Компартии Украины и таким образом находиться в составе КПСС. Ведь коммунисты могут обьединяться помимо государственных образований. Кстати, и для любого другого политического течения я не вижу с этим проблем.
-Как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию в Крыму?
-Референдум, к огромному сожалению, к консолидации не привел…..
В селе Донском я зашел на усадьбу к Осману Османову. Он коммунист, в войну был командиром зенитной батареи, имеет 15 орденов и медалей. Сейчас на пенсии.
-Как вам живется в селе Осман Мустафиевич?
-Я здесь почти двадцать лет и от односельчан слова плохого не слашал.
-Ну а почему отказались участвовать в референдуме?
-Потому что морально убивают великодержавные шовинисты,-вспыхнул О.Османов. Мы требуем восстановления национальной автономии, защищаем свои национальные интересы, а они обвиняют нас в экстремизме. В 45-м году отняли у нас имущество, а сегодня с помощью референдума хотят отнять у нас надежду на возрождение крымско-татарского государства. Они обещают нам равные с другими народами права. Я не верю этим обещаниям!....
Боюсь, что самые беспокойные дни у Крыма еще впереди. Лидер национального движения крымских татар, деликатный инженер Юрий Османов убеждал меня, что они будут отстаивать свои интересы только парламентскими методами, ибо любая дестабилизация катастрофически ухудшает перспективы решения крымско-татарского вопроса. Но среди возвратившихся в Крым все большую популярность обретает Мустафа Джемилев-лидер организации крымско-татарского национального движения, чья программа не жалует компромиссы. А с тех пор, как ОКНД наладила контакты с Украинской республиканской партией, Рухом и Демократическим союзом, требование национальной автономии стало более жестским и обрело антикоммунистический оттенок. Скажем, в листовке, подписанной всеми этими организациями, призыв к бойкоту референдума обоснован необходимостью сорвать «коварные замыслы партократической мафии, стемящейся создать свою вотчину в Крыму».
Жизнь, конечно, отделит зерна от плевел. Стучу по дереву, желал новорожденной Крымской республике избежать больших ссор.
Автор, собств. корр. «Известий».