Смерть от наркоза
Сразу после смерти наркома пошли разговоры, что «Фрунзе зарезали». И в повести Бориса Пильняка все увидели историю Фрунзе. Одни полагали, что операция вовсе не была нужна. Другие настаивали , что хирурги действовали нарочито неумело. Третьи утверждали, что ему сознательно ввели двойную дозу хлороформа, убийственную для слабого сердца.
Фрунзе оперировал звестный хирург Вадимир Николаевич Розанов, а тот был известен как сталинский врач. В начале 20-х он сделал удачную операцию Сталину-в сложных условиях вырезал ему аппендикс.
Детальное медико-историческое исследование загадочной смерти Фрунзе предпринял врач и писатель Виктор Тополянский. Михаил Васильевич много лет страдал от болей в желудке, у него диагностировали язвенную болезнь двенадцатиперстной кишки. Потом начались кровотечения, которые надолго укладывали его в постель. В годы Гражданской войны ему иногда приходилось руководить боевыми действиями, не вставая с постели. В 1922 году его хотели отправить на лечебные воды в Карлсбад (Карлови-Вари), что помогает многим язвенникам. Он наотрез отказался.
В 192 году Михаил Всильевич ко всем прочим неприятностям трижды попадал в автомобильные аварии. Причем в начале сентября он выпал из машины на полном ходу. Фрунзе положили в Кремлевскую больницу. Хирургического отделения в Кремлевской больнице не было, нуждавшихся в операции отправляли в Боткинскую. 8 октября под руководством наркома здравоохранения РСФСР Николая Александровича Семашко дюжина врачей осмотрели Фрунзе. Они пришли к выводу, что существует опасность прободения язвы, поэтому больному хирургическая операция.
Рассказывают, будто Владимира Николаевича Розанова приглашали Сталин и Зиновьев, спрашивали его мнение о состоянии Фрунзе. Розанов предлагал отсрочиь хирургическое вмешательство, а Сталин будто бы проси не медлить: председатель Реввоенсовета нужен стране и партии. Врачи предупредили Фрунзе, что операция может оказаться трудной и не гарантирует стопроцентного извлечения. Тем не менее Михаил Васильевич не только не сопротивлялся операции, а, напротив, просил о ней.
Военному министру адоело числиться среди больных. О надеялся разом избавиться от своих хвороб.
Операция началась 29 октября после полудня. Оперировал Рзанов, ассестировали известнейшие хирурги Иван Иванович Греков и Алексей Васильевич Мартынов, наркоз давал Алексей Дмитриевич Очкин. За ходом операции наблюдали сотрудники лечебно-санитарного управления Кремля. Фрунзе с трудом засыпал, поэтому операцию начали с получасовым опозданием. Вся операция продолжалась тридцать пять минут, а наркоз ему давали больше часа. Судя по всему, сначала дали эфир, но поскольку Фрунзе не засыпал, прибегли к хлороформу-это очень сильное и опасное средство. Передозировка хлороформа смертельно опасна. Во время операции использовали 60 г хлороформа и 140 г эфира. Это значительно больше, чем можно было использовать.
Во время операции у Фрунзе стал падать пульс, и ему начали вводить препараты, стимулирующие сердечную деятельность. В те годы таким средством был адреналин. Еще не было известно, что сочетание хлороформа и адреналина приводит к нарушению ердечного ритма.
Сразу после операции сердце стало отказывать. Попытки восстановить сердечную деятельность не дали успеха. Через 39 часов, в 5.30 утра 31 октября, Фунзе кончался от сердечной недостаточности.
Вскрытие подтвердило диагноз, поставленный Михаилу Васильевичу: он действительно по всем показателям нуждался в операции. Но вскрытие не давало четкого ответа на вопрос: почему Фрунзе умер сразу после нее?
Рзанов был опытнейшим и талантливым хирургом, очень заботливо относившимся к пациентам. Столь же высоко оцениваются и его ассистенты, принадлежавшие к числу лучших хирургов страны. Так что сомнений в хирургической бригаде быть не может. Но врач, даваший наркоз, по мнению специалистов, не имел достаточного опыта.
Действия Очкина вызывают подозрения у Виктора Тополянского: Очкин служил главным врачом хирургического госпиталя имени Буденного в Первой конной армии.
«Скорее всего, Очкина привлекли к исполнению не свойственных ему профессиональных обязанностей по распоряжению инстанций. Соответствующие инструкции мог привезти ему, в частности, его бывший командир Буденный, неожиданно возникший в его клинике утром перед операцией».
Но такие истории случаются только в авантюрных романах. Менее всего рубака Буденный годился на роль связного в таком деликатном деле. Семен Михайлович вовсе не принадлежал к узкому кругу личных приближенных Сталина. Кроме того, и это главное, Сталин в 1925 году-это не Сталин в 137-м. И уж если ему нужно было от кого-то избавиться, так не от Фрунзе, а от Троцкого. Однако к решению уничтожить Троцкого он тоже придет через десять лет….
Через год после смерти Фрунзе его тяжело больная жена покончила с собой. Остались двое детей-Татьяна и Тимур. Они жили в семье Ворошилова. Татьяна Михайловна окончила Московский имико-технологический институт имени Д.И.Менделеева, аспирантуру, защитила диссертацию и занималась наукой.
Лейтенант Тимур Михайлович Фрунзе 19 февраля 1942 года погиб в воздушном бою под Москвой-в районе Старой Руссы. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
|