Развитие колесно-гусеничного танка
Параллельно с совершенствованием гусеничных танков, отчасти также и колесных, в течение последнего времени за границей заметно усилилась разработка танков колесно-гусеничного типа.
Конструкторская мысль упорно идет по пути создания подходящего колесно-гусеничного танка, быстро движущегося на колесах по дорогам и свободно маневрирующего на гусеницах по местности.
В основу этой конструкторской работы положено стремление иметь в армии только один универсальный тип бронированной машины вместо нынешних двух типов: танков и автоброневиков.
Наличие машины универсального типа, способной одинаково хорошо разрешать те различные задачи, которые сейчас ставятся танкам м бронемашинам, упростит систему вооружения армии и даст ряд преимуществ в отношении постановки производства, тактического применения, обучения и снабжения.
В нашей печати вопрос колесно-гусеничных танках пока еще не поднимался и танку подобного типа у нас не уделялось много внимания. В противовес этому иностранные армии, видимо, очень серьезно заняты проблемой этого танка, о чем свидетельствует факт разработки и совершенствования колесно-гусеничных танков во многих капиталистических государствах. И если сейчас еще все изготовленные образцы обладают недостатками, почему они еще и не приняты на вооружение, то все же не следует забывать, что каждая новая конструкция является шагом вперед по линии типов колесно-гусеничных танков, работа над которыми продолжается упорно наряду с опытами и испытаниями.
Ниже приводим краткий обзор важнейших работ в области колесно-гусеничных танков, свидетельствующий какой широкий отклик нашла идея такого танка.
Во Франции этой идеей вначале занялся завод Сен-Шамон, выпустивший в 1921 году первый тип танка под названием Шенильет, который затем был усовершенствован в 1924 году. Этот танк вооружен 45-мм пушкой с горизонтальным обстрелом в 45 градусов. Переход от колес к гусеницам м обратно требовал от 5 до 10 минут, при чем часть личного состава должна была для этого выйти из танка.
Этот недостаток был затем устранен, и в более новых образцах этого танка, именно образца 1926 г., перемена движителей производится уже автоматически изнутри танка. Вес этого танка-8,5 тонн. Образец 26 г. отличается от обр. 24 г. более низким бронированным кузовом вследствие отсутствия башни: вместо пушки он вооружен пулеметом, установленным в амбразуре кузова.
Новейшим из французских колесногусеничных танков является легкий танк Рено обр. 1929--30 г. Собственно этот танк не представляет собою чисто колесно-гусеничный тип, так как гусеницы у него съемные, подаваемые на колеса, но принцип движения по желанию или на колесах, или на гусеницах в нем конструктивно осуществлен.
Танк Рено имеет 6 колес, служащих движителями и 4 (2 передних и 2 задних) колеса для перематывания гусеницы.
Эта конструкция аналогична конструкции американского танка Кристи и ее минусом является то, что перемена хода не может быть сделана автоматически, так как для надевания гусениц последние укладываются на землю и танк наезжает на них, после чего они закрепляются. Это является несомненным минусом в тактическом отношении. Зато эта конструкция обладает возможностью движения на колесах или гусеницах и допускает очень большую быстроту хода. По данным английской печати танки Рено развивают скорость, превосходящую 70 клм., и идут по местности с большой быстротой. Вооружены они одной 37-мм. пушкой и 2 пулеметами, один из которых спарен с пушкой. Радиус действия доходит до 400 клм. Наблюдение из танка осуществляется через стробоскопы, для сигнализации использована неоновая сигнальная лампочка, действующая также через вращающийся стробоскоп.
Танки Рено изготовлены в количестве 15 шт., что указывает на широкие войсковые испытания, проводимые во французской армии, на что указывает также факт присутствия этих танков осенних армейских маневрах.
В Англии вопросом колесно-гусеничных танков занялась известная фирма Виккери. Вначале испытывался колесногусеничный движитель на среднем танке этой фирмы. Этот движитель был сконструирован по принципам французского завода Сен-Шамон и имел опускающиеся и поднимающиеся колеса, расположенные в переднем и заднем конце танка между гусеничными движителями. Параллельно с разработкой колесно-гусеничного танка велась также разработка колесно-гусеничной танкетки Карден-Лойд, у которой переход с колес на гусеницы и обратно совершался автоматически, быстро изнутри танкетки. Однако, недостаточная прочность и уязвимость конструкции заставили впоследствии снова перейти к чисто-гусеничной танкетке.
Следующим этапом в работах Виккерса является изготовление «танка-бронемашины», названной машиной Уолселей, отличающийся тем, что колеса жестко прикреплены к машине, а гусеничный движитель устроен так, что при переходе с одного хода на другой используется гибкость гусениц.
Вооружение составляют 3 пулемета. Машина весит 8,5 тонн и делает на колесах до 55 клм, в час, а на гусеницах--до 24 клм.
В 1929 г. фирма Виккерс изготовила усовершенствованную модель колесно-гусеничного танка, у которого наружу выдаются только передние колеса. При перемене хода также используется гибкость гусениц, как и в предыдущем образце.
Мотор в 135 л. с. сообщает этому танку скорость до 24 клм на гусеницах и до 70 клм. на колесах.
Вес танка - 7,5 тонн.
Колесно-гусеничные танки имеются также в Чехо-Словакии, а именно танки К. Н. 50 и легкие танки, весом в 4.3 топнн. Танк К. Н. 50, весящий 7.5 тонн, развивает на гусеницах скорость хода до 12 клм. в час и на колесах до 25 клм. Более новая модель этого танка, однако, показывает более высокие скорости. Для перехода с колес на гусеницы и обратно команда танка выходит из него, что составляет, конечно, существенный минус. Однако, имеются сведения, что чехам удалось побороть этот на минус и что разработан способ перемены хода, не вынуждающей людей выходить из танка.
Без бронированного корпуса танк выполняет функции артиллерийского т трактора. Легкий колесногусеничный танк, весящий 4,3 тонны, снабжен мотором в 50 л. с. и развивает с скорости до 48 клм. в час на колесах, и 16 клм. на гусеницах. Вооружение составляют или 12-мм. пулемет, или два легких пулемета.
Даже такая страна, как Швеция, также занялась вопросом колесно-гусеничных танков, так как по имеющимся сведениям шведская фирма Ландскрона разрабатывает такой танк, Его вес равен 8 тоннам. Двигателем служит мотор в 115 л. с., сообщающий танку скорости до 25 клм. и 56 клм. в час (соответ. на гусеницах и колесах). В заключение упомянем еще американский танк последнего образца сист. Кристи, неоднократно упоминавшийся в нашей военной печати.
По американским данным этот танк показывает рекордные скорости, именно около 70 клм. на гусеницах и 110 клм. м. на колесах. В настоящее время он проходит испытания в американской армии.
Вышеприведенный краткий обзор рельефно свидетельствует, что практическое осуществление и не идеи колесно-гусеничного танка преследуется упорно уже в течение многих лет. При чем следует полагать, что кроме известных экземпляров изготовленных танков, несомненно, существуют и такие, которые хранятся в секрете. В настоящее время, конечно, еще трудно предвидеть, как в дальнейшем будет развиваться колесногусеничный танк. Получается впечатление, что лучше всего до сих пор оправдала себя конструкция Кристи, о чем свидетельствует также факт принятия движителей Кристи французской фирмой Рено для своего танка обр. 29--30 г. Но как бы там ни было, несомненно, что конструкция колесно-гусеничного танка уже в настоящее время находится в такой стадии своего развития, что в ней всячески следует присматриваться. Техника в настоящее время чрезвычайно быстро прогрессирует, и не исключена возможность, что то, что сегодня еще кажется трудно осуществимым, может быть осуществлено в недалеком будущем.
Последний раз редактировалось Chugunka; 31.01.2025 в 08:49.
|