Показать сообщение отдельно
  #853  
Старый 15.12.2024, 13:59
Аватар для Аксель Вартанян
Аксель Вартанян Аксель Вартанян вне форума
Пользователь
 
Регистрация: 29.08.2016
Сообщений: 79
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 10
Аксель Вартанян на пути к лучшему
По умолчанию Камуфляж для сборной

СО ЗЛОСТНЫХ НАРУШИТЕЛЕЙ — «ШТУКА»

Статус второй игры с венграми вызвал в международной футбольной федерации серьезные сомнения. 14 ноября в Комитет физкультуры, что в доме 4 по Скатертному переулку, было отправлено из резиденции ФИФА в Цюрихе письмо такого вот содержания: «Из прессы мы узнаем, что 27 мая 1952 г. в Москве состоялся международный матч между командой Вашей страны и командой Венгерской федерации футбола. По этому вопросу мы позволяем себе обратить Ваше внимание на Положение ст.17 и ст.24 Устава ФИФА, согласно которым все международные матчи должны фиксироваться в ФИФА, а денежное отчисление в размере 2% с валовой суммы сбора должно вноситься в фонд ФИФА.

Мы просим Вас составить официальное сообщение об упомянутом матче и посылаем вместе с настоящим письмом необходимые бланки. Кроме того, мы просим Вас сообщить сумму, причитающуюся ФИФА, и принять необходимые меры для перевода указанной суммы.

Мы заранее благодарим Вас за Вашу любезность и, ожидая Вашего ответа, просим принять уверения в наших наилучших чувствах.

Генеральный секретарь Международной федерации футбола К. ГАССМАНН.

Приложение: 2 бланка».

(ГАРФ. Фонд 7576, опись 2, дело 816).

Бланки — не что иное, как протоколы матчей, составленные по международным стандартам. К ним — приписка: «Эти бланки должны быть посланы в секретариат ФИФА в течение двух недель после даты матча. За каждую неделю или несколько дней опоздания, или если сообщения будут неполными, налагается штраф в 50 швейцарских франков, который должен быть уплачен немедленно (см. ст.24 Устава)».

Прежде чем прокомментировать послание господина Гассманна (в комментарии оно нуждается), коротко ознакомлю вас с содержанием указанных в нем статей Устава ФИФА.

Под международным матчем подразумевалась встреча между сборными двух стран, «команды которых носят имя своей страны», — особо подчеркивалось в Уставе. Принимающая сторона обязана проинформировать ФИФА о международном матче в течение 14 дней (не позднее чем за 48 часов) после заключения соглашения с соперником. За опоздание — штраф 50 швейцарских франков с заявленных заранее матчей. С незаявленных — вдвое больше.

В течение двух недель после игры хозяева должны отослать в ФИФА полный протокол матча с данными о статусе игроков — любительском или профессиональном. За опоздание — штраф. Такса — та же.

В месячный срок помимо протокола необходимо внести в фонд ФИФА двухпроцентный налог с суммы сбора. Промедление каралось в десятикратном размере — 500 франков. Со злостных нарушителей конгресс ФИФА имел право изъять на пропаганду и развитие футбола в мире «штуку», что в переводе для людей старорежимных означает 1000 денежных единиц.

КУРТ, ТЫ НЕ ПРАВ

Хорош гусь! О майском матче Курт Гассманн вспомнил в ноябре. Пока разберемся, того гляди и год пройдет. Долги по каждому пункту щелкали, как счетчик таксомотора. Какие же деньги он намеревался выбить из рабоче-крестьянского государства? По тогдашнему курсу — бешеные. Поначалу верхние этажи физкультурной (и не только) власти охватила легкая паника. Импортный конверт испещрен записями. И.о. начальника Отдела международных связей Пономарёв задал вопрос главному тренеру Отдела футбола Комитета физкультуры: «Сушкову: матч был Москва — Венгрия?» 9 декабря Сушков пишет Мошкаркину: «Поговорить с Пономарёвым». Поговорить не довелось, через несколько дней он объяснился письменно: «т. Пономарёв. Матчи были 24 и 27 мая 1952 г. Играли сб. Москвы — сб. Венгрии. В.Мошкаркин. 15/ХII-52г.»

В общем, еще раз легко убедили друг друга: с венграми играла сборная Москвы. В том же попытались убедить и Гассманна. Стоит признаться в одном матче, так потянут за ниточку и весь клубок распутают. Дудки, товарищи, или как там вас, господа капиталисты, держите карман шире.

Объясниться попросили председателя Секции футбола Валентина Гранаткина, к которому фифовский генсек обращался. Валентин Александрович мог, конечно, стать в позу, оскорбиться и сказать ему просто, по-дружески:

— Обижаешь, Курт, такой ты да рассякой, недоверием оскорбляешь. Играй сборная СССР, первым бы узнал. И денежки переслали бы вовремя, без напоминаний. Законы уважать мы приучены, и не только свои. А ты журналюгам каким-то желтым поверил. Не прав ты, Курт. Не делай так больше.

А то и сам встречный иск предъявить имел право — за нанесенный моральный ущерб. Не сделал этого председатель, проявил благородство и отписал Гассманну сдержанно, на казенном, чиновничьем, не дал выход эмоциям, остался в рамках: «Подтверждаем получение Вашего письма от 14 ноября 1952 г.…

Настоящим сообщаем Вам, что 27 мая 1952 г. действительно состоялось футбольное состязание между сборной командой Венгерской Народной Республики и сборной командой города Москвы.

Согласно статьи 21 Устава ФИФА вышеуказанное футбольное состязание не квалифицируется как международный матч и поэтому не подпадает под действие статей 17 и 24 Устава ФИФА.». (ГАРФ. Там же).

Скрытую обиду замаскировал Гранаткин в последних строках: горячие чувства генсека не разделил, ограничился «искренним уважением».

Письмо отправлено Гассманну через четыре месяца после получения его послания — 23 марта 1953 года. Без извинений за задержку.

Гассманн, ответив еще через два месяца, 30 мая, извинился и причину опоздания объяснил: «В связи с трудностями, возникшими с переводом Вашего письма, мы смогли ответить только сегодня».

И, слегка прикрыв в следующих строках чувство стыда, сознался: «Мы признаем, что в данном случае речь идет не о матче между сборными СССР — Венгрия, а только о матче команды, представляющей город Москву, с национальной командой Венгрии».

В заключительной фразе — робкая попытка оправдать свою бестактность: «В печати этот матч был объявлен как встреча между странами — между национальной командой Вашей страны и национальной командой Венгрии» (ГАРФ. Фонд 7576. Опись 2, дело 818).

Остается сожалеть, что не те газеты читал генеральный секретарь, что не потрудился полистать ни одного массового советского издания. Там все как есть написано, черным по белому: одна правда, ничего, кроме правды, даже в газете «Правда». Не пришлось бы ему невинных людей в уклонении от налогов обвинять и себя в неловкое положение ставить.

Газета «Спорт-Экспресс», 30.10.2009
Ответить с цитированием