Показать сообщение отдельно
  #257  
Старый 30.01.2025, 14:57
M_Pavluchenko M_Pavluchenko вне форума
Новичок
 
Регистрация: 30.01.2025
Сообщений: 1
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
M_Pavluchenko на пути к лучшему
По умолчанию Экономическое развитие территории Украины в составе России или кто кого кормил

https://new-rabochy.livejournal.com/5104778.html

m_pavluchenko (m_pavluchenko) написал в new_rabochy
2024-11-29 10:37:00 179

Историк экономики Андрей Маркевич рассчитал ВРП для всех регионов Российской империи в начале XX века. Его работа показывает, что губернии Новороссии, в особенности Екатеринославская, принадлежали к числу богатейших в империи. ВРП на душу населения здесь был вдвое выше, чем на Правобережной Украине. На чём основывалось это богатство? С одной стороны, здесь было развито зерновое хозяйство, а зерно было главным экспортным товаром Российской империи, но это лишь часть объяснения. Зерно выращивали и в Херсонской, и в Таврической губерниях, но Екатеринославская была богаче. Главным драйвером для её развития стала промышленность.

Первое промышленное предприятие будущего Донбасса - Луганский литейный завод, появился ещё в 1795 году, при Екатерине II, но развивался он неудачно из-за логистических проблем (сырьё приходилось везти издалека, что в отсутствии железнодорожного транспорта обходилось крайне дорого). Перелом произошёл в 1869 году, когда британец Джон Юз купил у князя Кочубея землю на берегу реки Кальмиус, где начал строительство Юзовского металлургического завода. Для накопления капитала он основал «Новороссийское общество каменноугольного, железного, стального и рельсового производств».

Восемь пароходов прибыли в Таганрог с оборудованием для будущего предприятия. Была завезена не только техника, но и инженеры, и квалицированные рабочие. Рядовой персонал набирали в северных губерниях России. Через несколько лет завод дал первые рельсы. Однако, железная руда, которая находилась в районе нового предприятия, оказалась недостаточно качественной (40% содержание железа), её приходилось сортировать, что удорожало производство. Ситуацию исправило открытие богатейших месторождений железной руды (содержание железа более 70%) криворожского края (граница Екатеринославской и Херсонской губерний). В 1884 году железная дорога соединила Кривой Рог и Юзовку, что привело к резкому скачку в развитии всего региона.

Если в Юзовку (Донецк) вкладывался британский капитал, то лидером в разработке криворожских руд стали французы. В конце 1880-х годов начинается бурное строительство металлургических заводов. За последние 20 лет XIX века количество металлургических заводов в Екатеринославской губернии выросло с 2-х до 17-ти. Причём многие новые предприятия были крупнейшими в стране. В 1870 году в Юзовке было 155 жителей, в 1897 – 29 000, в 1917 году – 70 000 человек. Южный горнопромышленный район занимал третье место по удельному весу в хозяйстве Российской империи в 1914 году, как по числу рабочих, так и по стоимости выпускаемой продукции. Донецкий бассейн давал 87% общероссийской добычи угля, 72% — железной руды, черная металлургия Юга выплавляла около 74% всего чугуна и 63% стали.

Донецкий промышленный район был одним из четырёх промышленных районов, которые достались СССР в наследство от Российской империи, наряду с Московским, Ленинградским (Петербургским) и Уральским. Он занимал важное место, поскольку лидировал по чёрной металлургии и добыче угля, а значит обеспечивал металлом и топливом остальных, поэтому его восстанавливали после Гражданской войны в приоритетном порядке.

В период индустриализации УССР также стала одним главных центров приложения инвестиций. В 1930-е годы не только развивали уже имеющийся Донецкий промышленный район, но и построили новый Приднепровский промышленный район. Здесь сформировался мощный комплекс на базе железорудной и марганцеворудной промышленности. Выгодное географическое положение предприятий Приднепровья предопределялось близостью к крупной водной магистрали – Днепру и удобным выходом к Черному и Азовскому морям. Развитие этого района, как в довоенный, так и в послевоенный период, поддерживалось строительством Днепровского каскада ГЭС.

Противоречивая картина в 1930-е годы была в сельском хозяйстве УССР, с одной стороны, здесь проводилась жёсткая политика коллективизации, но такой же она была и в России. Известен сюжет с голодом 1932-1933 годов, но это отдельная тема. Менее известно, что украинские колхозы и совхозы в тот период в приоритетном порядке насыщались тракторами, грузовиками и зерноуборочной техникой. Механизация зернового хозяйства была важна для руководства страны.

После Великой Отечественной войны в восстановление УССР были вложены огромные средства. Первыми отстраивали базовые отрасли, такие как металлургия, угледобыча, машиностроение, которые как раз были широко представлены на территории Украины, особенно в Донецко-Приднепровском экономическом районе, который лидировал по своему развитию.

Всего индустрия советской Украины насчитывала около 300 отраслей. О роли чёрной металлургии и угледобычи было сказано выше, но можно добавить и про машиностроение. Эта отрасль занимала одно из ведущих мест в общесоюзном выпуске многих видов продукции, давая СССР (на 1984 год): 100 % роторных экскаваторов, кукурузо- и свёклоуборочных комбайнов, 95,4 % угольных очистительных комбайнов, 40,5 % доменного и сталеплавильного оборудования, около 47 % силовых трансформаторов, 33,8 % прокатного оборудования, 24 % крупных электрических машин.

На 1990 год ВВП УССР составляло 17,8% общесоюзного при 18% общесоюзного населения. Для сравнения ВВП РСФСР составлял 60,3% общесоюзного, а население – 51,52% общесоюзного.

УССР лидировала среди всех советских республик по вывозу продовольствия, поставляя его в другие республики и на экспорт на 6,6 млрд руб. в год. Но по разным категориям продукции ситуация значительно различалась. Например, доля России в общесоюзных поставках для торговли и общепита по мясу составляла 37%, а Украины – 24%; по яйцам доля России – 70%, а Украины – 23%; по молоку и молочной продукции доля России – 44%, а Украины – 23%; по овощам доля России – 32%, а Украины – 16% (источник: сборник “Народное хозяйство СССР 1990 г.”).

Если же учесть все промышленные и потребительские товары, то по общей стоимости вывозимой в рамках межреспубликанских обменов продукции РСФСР вдвое превосходила УССР. Например, Россия обеспечивала другие республики на 100% зерноуборочными комбайнами, на 90% нефтью, на 50% минеральными удобрениями.

Научный сотрудник РАНХиГС Василий Узун пишет, что в общем объёме производимой в СССР сельхозпродукции, доля РСФСР составляла 50%, а Украины – 25%. Если посмотреть сальдо ввоза и вывоза сельхозпродукции, то положительным оно было на Украине, в Молдавии, Белоруссии, Грузии и странах Прибалтики, но вывозили они разные товары. Прибалтика вывозила мясомолочную продукцию, которой производила на душу населения больше других республик, но завозила зерно и сахар, а Украина, наоборот, была главным поставщиком сахара и зерна. Последнее, кроме вышеупомянутой Прибалтики, потребляли республики Средней Азии, где значительная часть посевных площадей использовалась для выращивания хлопка. Россия же, в основном, кормила сама себя, одни виды продовольствия она вывозила, другие ввозила, но итоговое сальдо получалось около нулевым в денежном выражении.

Особый вопрос – финансовые взаимоотношения субъектов внутри СССР. В конце советского периода в каждой республике были убеждены, что содержат всех остальных. В реальности, по оценкам новосибирских ученых-экономистов А.Г. Гранберга, В.И. Суслова, просчитавших балансы межреспубликанских отношений во внутренних и мировых ценах, в конце 1980-х годов Россия производила на 30,84 млрд руб. больше, нежели потребляла, а Украина потреблял на 2,89 млрд больше, чем производила.

К этому можно добавить разницу между отчислениями в общесоюзный бюджет и получаемыми из него средствами. Другими словами, речь идёт о том, кто являлся донором, а кто был дотационным. Украина получала на 2 895 млн. больше, чем отчисляла, таким образом, дотации для неё составляли 56 рублей в год на одного жителя. Это не много, собственно, среди дотационных республик на душу населения Украина получала меньше всех, но она была именно дотационной и это нужно учитывать. Россия же отчисляла на 30 млрд больше, чем получала, являясь основным донором. Глава правительства СССР Николай Рыжков утверждал, что каждый третий рубль, заработанный РСФСР, шёл на общесоюзные нужды либо теми или иными путями перераспределялся в пользу других республик.

Некоторые могут удивиться, как УССР со своей мощной промышленностью и сельским хозяйством стала дотационной. Тут нужно учесть, что в СССР к началу 1980-х годов возникли проблемы в таких отраслях как электроэнергетика, угледобыча, металлургия. Казалось бы, они были любимыми детьми плановой экономики. Но в конце 1970-х годов обнаружилось, что энергопотребление домохозяйств растёт опережающими темпами (люди переселились в отдельные квартиры и у них появилась бытовая техника), промышленность тоже наращивает свои аппетиты и имеющиеся планы по увеличению генерации оказались недостаточны. В угледобыче начали истощатся шахты, разработанные после войны (средний срок эффективного использования угольных шахт составлял 25-30 лет), а новые шахты едва компенсировали выбывающие мощности. Металлургия же не могла наращивать выплавку без соответствующего роста добычи коксующегося угля.

Наращивание генерации электроэнергии предполагалось за счёт строительства атомных станций. На Украине были запущены Чернобыльская (1977 год), Ровенская (с 1980 года), Южноукраинская (с 1982 года), Запорожская (крупнейшая, с 1984 года), Хмельницкая АЭС (1987 год).

Массированные инвестиции в наращивание добычи угля, модернизацию металлургии, машиностроения, развитие пищевой промышленности планировалось в рамках так называемого «ускорения» перестроечного времени, и немалые средства были вложены. В итоге, по оценке д.э.н. Д.Б. Кувалина, получалось, что Украина потребляла примерно на 10% больше, чем производила.

Нужно, однако, учитывать, что экономика СССР была единым организмом, где предприятия были связаны производственными и сбытовыми цепочкам, поэтому хотя Россия давала больше, чем другие республики, но от распада единой системы она пострадала очень сильно, заплатив в 1990-е годы «цену» в виде 40% спада ВВП. Для Украины же распад оказался ещё более болезненным, поскольку чем меньше республика, тем меньше её внутренний рынок, тем большая доля её предприятий была зависима от поставщиков или потребителей из других республик. Неудивительно, что в постоянных ценах 1990 года ВВП Украины так и не восстановился до уровня 1990-го года и, весьма вероятно, уже не восстановится.
Ответить с цитированием