https://web.archive.org/web/20020325...mat/smi1.shtml
Телевизионный эфир перекраивается "по заказу Минпечати"
Рис.Александра ЗУДИНА
Первый и третий каналы продолжают переругиваться в эфире. Но в их полемике уже нет былой остроты - ОРТ и ТВЦ сегодня не столько недруги, сколько товарищи по несчастью. Их общее несчастье - Министерство печати, которое вынесло обеим компаниям по два предупреждения, что есть повод не продлевать лицензию на вещание автоматически. Срок действия этих лицензий у обеих компаний оканчивается почти одновременно: у ТВЦ - в мае, у ОРТ - уже истек в марте. Обеим было назначено бороться за свои лицензии на общих основаниях - на конкурсе, 24 мая. Обе не хотят этого конкурса и пытаются от него отбиться.
ТВЦ. Дело о 33 рублях и 40 копейках
ДО СИХ ПОР считается, что именно предупреждения от Минпечати вытолкнули обе компании на вязкий конкурсный путь. Оба своих предупреждения ОРТ получило за некорректную избирательную кампанию. И ТВЦ первое из предупреждений получило за то же самое. Выборы в Думу закончились. И вдруг ТВЦ - видимо, для некоего политического равновесия - в январе 2000 года получает новое предупреждение! Носит оно воистину анекдотический характер. Минпечати установило, гласит документ, что компания ТВЦ изменила свой юридический адрес. А значит, была обязана тут же подать заявление с просьбой переоформить лицензию. Но до настоящего времени заявления на переоформление от компании не поступало.
На ТВЦ были в шоке. Как?! Еще в феврале прошлого года, сменив адрес, компания направила в ФСТР (орган, прежде исполнявший функции Минпечати) заявление о переоформлении лицензии. Спустя месяц в ответ получила требование: оплатите лицензионный сбор. Компания дисциплинированно перевела на счет ФСТР сумму в 33 рубля 40 копеек и в июне прошлого года вновь обратилась с заявлением. Дальше - тишина. Потом - гром среди январского неба 2000 года: предупреждение! И уже в третий раз ТВЦ направляет в министерство тот же текст заявления и наконец получает переоформленную лицензию...
Теперь компания ТВЦ просит Арбитражный суд признать недействительным предупреждение Министерства печати от 17.01.00. У ТВЦ есть все шансы выиграть дело. Кстати, в министерстве морально готовы к проигрышу, к тому, что предупреждение придется отозвать. "Но это вовсе не значит, - говорят там, - что тем самым ТВЦ добьется автоматического продления лицензии. Чтобы отправить компанию на конкурс, хватит обычной фиксации нарушений лицензионных требований и условий. Вот сидит наш работник и фиксирует карандашиком на бумажечке: так-так, обнаружен перепад мощности передатчика с заявленных ста ватт на двести... И вперед, на конкурс!"
Между прочим - зловещая перспектива для любой телекомпании. Предупреждение можно оспорить в суде. От ФИКСАЦИИ не убережешься - тут хватит любой мелочи. Было бы решение руководителя Минпечати (а главное - заявка от его руководителей из Кремля и Белого дома): фиксировать эту телекомпанию или не фиксировать?
ОРТ. На конкурс пойдут юристы
А ВОТ для этой компании существует реальный путь уберечься от участия в конкурсе. ОРТ может доказать, что срок действия его лицензии истекает не в марте 2000 года, как убеждает всех в этом Министерство печати, а в декабре 2003-го.
Напомню суть дела. В 1998 году ОРТ из закрытого акционерного общества преобразовалось в открытое. Это был прекрасный повод переоформить лицензию, а точнее - получить новую, с новым сроком действия! (Незадолго до этого именно так поступило НТВ, застраховавшись от всяких конкурсов вплоть до апреля 2003 года.) ОРТ тоже получило новую лицензию - под номером 3508. На титульном листе этого документа есть дата выдачи - 18 декабря 1998 года. На том же листе указан срок действия - 5 лет. Лист снабжен важной гербовой печатью с завитушками. Но за этим листом следует другой, где есть маленькая неприметная строчка: "Дата начала вещания - 29 марта 1995 года". Сегодня чиновники Минпечати упирают именно на эту строчку, именно с нее они ведут свой отсчет. Но юристы из ОРТ могут возразить: "Пусть это дата начала вещания. Но ведь на момент этой даты у нас была другая лицензия, за другим номером - 672. Так что давайте отсчитывайте года, ориентируясь на титульный лист новой лицензии!"
Трудно судить, кто выиграет в этом казуистическом споре. В любом случае Министерство печати ждут проблемы, потому что проблемно была оформлена сама лицензия ОРТ № 3508, в которой нет ни точного окончания срока действия, ни четкого указания на начало этого срока.
ОРТ и ТВЦ. А если у них не получится?
НО, положим, случилось так, как хочет Министерство печати. А хочет оно, напомню, конкурса. Ничего хорошего обе компании на этом конкурсе не ждет. ОРТ, в частности, придется сдавать экзамен по предмету "долги". Сегодня компания в двух шагах от банкротства. Ладно хоть еще на один год, до начала 2001-го, ослабил свою удавку Внешэкономбанк, который в январе 99-го выдал ОРТ кредит в сто миллионов долларов. Но этот банк - не единственный кредитор. Другие ждать не хотят. Даже если ОРТ выйдет на конкурс с безупречной концепцией вещания, конкурсная комиссия все равно первым делом спросит компанию про долги. Как она собирается из них выкручиваться? Как мыслит свою финансовую стратегию в будущем? Собирается и впредь сидеть на кредитах? Будет привлекать инвесторов? Просить деньги из бюджета? Это трудные вопросы. Вы не удивляйтесь, что ОРТ в своих информационных программах много говорит сегодня о долгах другой телекомпании - НТВ. Это не со зла. Это подготовка к собственному экзамену. Попытка убедить комиссию, что "не у нас одних всё так плохо".
Можно успокаивать себя: в конкурсной комиссии - тоже люди. Невозможно, немыслимо, чтобы они оставили без эфира крупнейшую телекомпанию страны - с людьми, техникой... Как вообще можно представить на первом канале не ОРТ, а что-то другое?! "А просто, - ответит вам любой телевизионный чиновник. - Вы называете себя ЗАО "Первый канал" и приходите на конкурс. Представляете качественную концепцию вещания и доказываете своим бизнес-планом, что способны обеспечить финансирование своей компании в размере 10-12 миллионов долларов в месяц (это ежемесячный бюджет ОРТ. - Е.Р.). Получив лицензию, отправляетесь в "Останкино" и заключаете договоры аренды с тем же ТТЦ (Телевизионный технический центр, у которого помещения и технику арендует ОРТ. - Е.Р.). Потом договариваетесь с теми же студиями, что производили программы для ОРТ - компаниями АТВ, ВИД, "Класс"... Ведь ОРТ самостоятельно производило только информационные программы. Если они вам нравятся - заключайте договор с ОРТ и покупайте у них эти программы! Как компания ОРТ выплатит долги, лишившись эфира? Это только ее проблема".
А ТВЦ? Лишить ТВЦ эфира - тоже, мол, трагедии не будет. Почему это у нас в Москве только две городские по своей концепции телекомпании (ТВЦ и "Столица") и обе - лужковские? В Нижнем Новгороде сразу пять городских телекомпаний, часть которых вполне оппозиционна к городским властям. Почему бы не отдать частоту ТВЦ какому-нибудь БББ-ТВ, которое будет финансироваться из альтернативного городскому бюджета, но при этом вполне удовлетворит запросы москвичей по проблематике городской жизни...
Министерство печати. Мавр уйдет, сделав дело
И ВОТ только представьте, что глобальные судьбы глобальных каналов вершит небольшое образование в размере шести чиновников и троих "представителей телевизионной интеллигенции" - конкурсная комиссия по лицензированию при Министерстве печати. Эти люди - судьи в первой и последней инстанции. Ни одна телекомпания не сможет оспорить итоги конкурса, даже если она полагает, что ее концепция и ее бизнес-план были лучше других. Пострадавший просто не узнает о содержании других концепций. Это - тайна. Ее обязан хранить каждый член комиссии. (Когда проводится конкурс на региональные частоты и к составу комиссии присоединяются представители регионов, они даже дают расписку о "неразглашении".)
Комиссия создана не по закону (нет у нас пока такого закона - о независимой Федеральной комиссии по лицензированию. В других странах - есть. Там в подобной комиссии существует достойное представительство чиновников, журналистов, деятелей культуры и пр., при этом госслужащие свой основной пост оставляют). Наша комиссия создана постановлением правительства, подписанным Степашиным. Формирует комиссию своим приказом министр печати Лесин. Он имеет право в любой момент вывести любого члена комиссии и ввести в ее состав нового.
Компетентные люди полагают, что в таком странном, "приказном" виде комиссия просуществует не больше года. Потом должна появиться новая, независимая, созданная по закону. Но вещателям, чьи судьбы решаются сейчас и сегодня, от этого, конечно же, не легче.