– Мне очень приятно слышать этот вопрос, потому что это примерно моя точка зрения. Наша задача – это строительство национальной модели капитализма. И никакого американского рынка, западногерманского рынка мы построить просто в принципе не в состоянии. Поэтому вопрос состоит в том, чтобы понять нашу специфику, а она очень сильна. Это объективное свойство.
Мне кажется, что это будет капитализм, конечно, но это будет другой капитализм, построенный на других отношениях. На эту тему я написал статью, где, в частности, говорил о том, что придется пойти по пути дерегулирования гораздо дальше, чем в западных странах.
У нас просто нет административной системы, которая существует в западных странах. У нас есть система административно-бюрократической торговли, но это совсем другое дело. Скажем, в США есть управление по контролю за качеством продовольствия. Понимаете, они действительно контролируют. Может быть, есть там подкупы и тому подобное, но это очень редкие случаи. Да и судебная система не коррумпирована. Вот это настоящая административная структура. У нас таких структур нет. Поэтому у нас придется действовать иначе.
Надо перестать искать своеобразие в социализме, а пытаться искать своеобразие в культуре. Русские не такие, как американцы – под русскими я имею в виду всех россиян, людей, которые живут по русским культурным обычаям, – они другие. И страна другая.
С одной стороны, надо понимать, что есть общие законы развития, которые писаны для всех, а с другой – с трепетом относиться к тому, что есть именно у нас. К народной жизни, которая есть.
Явлинский и его коллеги грешат тем, что они хотят ее перерубить и начать заново. Хорошая реформа – настоящая реформа, к которой, я надеюсь, мы когда-нибудь приблизимся – погружается в эту жизнь, не ломает ее, а выправляет ее слабые стороны.
|