В ожидании скандала
Общая газета № 5-7 20-26 августа 1993 года
Я и семь минувших дней
ПРЕДПОЛАГАЮ
На прошлой неделе, кроме программного выступления Бориса Ельцина на Совещании руководителей телерадиорганизаций России, произошло еще одно знаменательное событие, впрочем, мало кем отмеченное. Власти устами первого вице-премьера российского правительства Владимира Шумейко признали, что не потянут государственное телерадиовещание в существующем обьеме и обьявили о намечающемся разгосударствлении одного из каналов. В качестве претендента был назван четвертый канал, находящийся сейчас в совместном пользовании двух телекомпаний-Всероссийской и «Останкино».
В телевизионных кругах тут же поползли слухи: канал уже продан. Именно на нем якобы станет вещать только что появившаяся на свет, руководимая Игорем Малашенко, компании НТВ. Ее инвестирует группа крупных российских банков.
Четвертый канал давно уже превратился в яблоко раздора между государственными телекомпаниями. Сразу после путча было принято решение передать его ВГТРК, но, «сохранив на переходный период для совместного с «Останкино» производства общеобразовательных программ»-так сказано в соглашении между Ельциным и Горбачевым. «Переходный период» и вынужденное сожительство двух компаний продолжалось почти полтора года, до января 1993-го, когда Президент издал Указ, по которому ВГТРК приобретала статус общегосударственной компании (что это такое-до сих пор не понял никто) и получала 4-й канал в полном обьеме.
«Останкино», успевшее уже зарегистрировать свою часть канала в качестве средства массовой информации, естественно, возмутилось и подняло шум. «Россия» потирала руки и готовилась к единоличному владению 4-м каналом: разрабатывала концепцию и структуру вещания, набирала коллектив, проводила реконструкцию телецентра на Шаболовке. 3 апреля (в законный «останскинский» субботний день) ВГТРК переключила кнопку и попыталась полностью овладеть каналом. Однако в тот же день был обнародован очередной Указ Президента (в то время указы сыпались как из рога изобилия), восстанавливающий «статус кво». Многострадальный 4-й канал вновь обьявлялся «слугой двух господ». Это сожительство продолжается и по сей день.
В будние дни до 22-х часов вечера вещают «Российские университеты», девиз которых «Век живи-век учись»: поданным социологической службы Вильчека в телевизионных «Университетах» учатся преимущественно пенсионеры. Зрительский рейтинг ТВ едва доходит до трех процентов. После 22-х часов, а также по субботам и воскресеньям на 4-м канале работает «Останкино»: прямые эфиры, основанные на телефонной связи между зрителями и студией (большей частью чудовищного качества, что, однако, не отпугивает наших непритязательных зрителей), и художественные фильмы, в том числе, любимые народом индийские-составляют его основное содержание.
В «Останкино», готовящемся к акционированию, разрабатывают разные варианты дальнейшей судьбы 4-го канала. Один из них-создание на его основе небюджетной коммерческой компании, учредителями (или акционерами) которой будут опять таки обе компании. О том, что существует еще как минимум один претендент на владение 4-м каналом, ни в «Останкино», ни в ВГТРК даже не подозревают.
Разгосударствление системы ТВ в России необходимо-спору нет. Именно 4-й канал предлагал передать в частные руки один из сопредседателей Комиссии по лицензированию Алексей Симонов несколько месяцев назад. Однако передача эта, по его мнению, должна осуществляться на конкурсной основе, как в свое время произошло с 6-м каналом. Сейчас же, если верить слухам, 4-й канал может быть НТВ по «высокому» поведению.
Теперь можно с большой степенью уверенности прогнозировать неминуемость скандала.
|