https://web.archive.org/web/20171205...n11n-s05.shtml
Экономическая независимость СМИ в России равняется зависимости политической
Последней фразой международной конференции «Власть прессы и пресс власти» была высказанная Борисом Немцовым благодарность... президенту Путину. «При Ельцине, — подчеркнул лидер СПС, — подобная тема для обсуждения была бы невозможна».
Впрочем, если при Ельцине такая конференция была немыслима в силу кажущейся абсурдности самой темы, то еще несколько месяцев назад она была невозможна по более прозаической причине — неявка основных участников. По признанию того же Немцова, «еще полгода назад многие из тех, кто сегодня в зале, не хотели друг с другом здороваться, сидеть за одним столом».
Здороваться друг с другом поспешили далеко не все и на этот раз. Фотокорреспонденты жадно ловили в кадр случайные пересечения, а гулявшие по залу волны гнетущей отрицательной энергии были столь сильны, что избавиться от головной боли мне не удалось и до сих пор.
Не само существование СМИ между молотом олигархов и наковальней власти стало главной темой на последнем заседании конференции, а именно то обстоятельство, что за одним столом впервые за долгое время собрались Добродеев и Венедиктов, Эрнст и Пархоменко, Лесин и Кох. В президиуме было столь тесно, что опоздавшему гендиректору ОРТ места не нашлось, — за табличкой «Эрнст» уже разместился Михаил Лесин, и руководителям первого и второго телеканалов пришлось поочередно то придвигаться к столу, то вместе со стулом отъезжать на второй план. Что тут же нашло отражение в записке, посланной в президиум: «Не кажется ли вам символичным, что, когда ОРТ и РТР вместе, за столом российских СМИ не хватает места?! Тем более если министр не хочет подвинуться!»
До переписки с журналистами министр не снизошел, а тему тесноты на рынке СМИ осветил с государственной точки зрения, заявив, что наличие большого числа телеканалов в государственном ведении есть следствие ошибок, допущенных в те страшные времена, когда «олигархи развращали журналистов, развращали власть, а власть развращала олигархов». Михаилу Юрьевичу про те времена и те ошибки лучше знать, ибо он, по его собственному признанию, «был участником событий — иногда на стороне олигархов, иногда на стороне власти» и «ничего не забыл».
Ничего не забывший министр пообещал представить проект сокращения государственного присутствия на рынке электронных СМИ.
Обещание Лесина явилось ответом на подсчет, произведенный Алексеем Венедиктовым, напомнившим, что соотношение государственных и частных каналов в начале прошлого года было 4:2, в начале этого — 6:0.
Единственным, кто говорил об экономической подоплеке независимости СМИ от государства, оказался гендиректор НТВ Борис Йордан, да и тот был участником конференции с американской стороны. Российских же участников споры о свободе и независимости по-прежнему интересуют больше, чем экономическая подоплека. Видимо, наши просто лучше знают, что понятие экономической независимости у нас неотделимо от понятия политической зависимости. И не исключено, что г-ну Йордану уже на этой неделе на себе придется испытать, что такое давление по-русски. Фраза Лесина о покупке Йорданом у Гусинского 30% пакета акций НТВ стала, скорее всего, только первым намеком на это давление, которое может усиливаться по мере того, как «Газпром» будет все ближе и ближе подходить к неотвратимой черте продажи своих медиаактивов.
Вот и пойми, что стало главным итогом конференции. Взаимные упреки, прорвавшиеся в словах и поведении участников, или попытка сойтись на одном поле и, мучительно преодолевая собственную ненависть, начать хотя бы относительное движение навстречу друг другу?
14.02.2002