https://blogrev.livejournal.com/4476746.html
25 апреля 2025, 23:03
25 апреля 1974 года, произошел последний госпереворот в Западной Европе — португальская «революция гвоздик», которая положила конец правившему с 1932 года режиму.
Военные свергли премьер-министра Марселу Каэтану, но де-факто страна прощалась с умершим за четыре года до этого диктатором Антониу Салазаром и его идеями — концепцией Нового государства, подразумевавшей политические репрессии, особую роль спецслужб, государственную пропаганду и цензуру, а также эксплуатирование концепции «единого португальского мира». Последнее в итоге и сыграло с салазаризмом злую шутку: попытки всеми силами удержать колонии под своим контролем привели к непосильному для бюджета росту военных расходов и массовому оттоку из страны молодежи, опасавшейся мобилизации. А в конечном счете — к недовольству офицеров, которые к 1974 году окончательно перестали понимать, что они забыли в далеких Анголе, Мозамбике и Гвинее-Бисау.

На страже режима стояли не только силовики, но и идеологи. Во главе выстроенной системы стоял созданный в 1933 году Национальный секретариат пропаганды (СПН) во главе со всесильным Антониу Ферру. В его руках был широкий арсенал инструментов.
Первый из них — цензура. В действовавшей с 1933 года конституции (была принята на общенародном референдуме 99,52% голосов за) говорилось о свободе слова, собраний и печати, но указывалось: все это власти могут ограничивать из соображений «общей пользы». Португальцам быстро разъяснили: идет война западного мира с коммунизмом, а следовательно, как и водится в военные времена, цензура необходима. При этом сам Салазар отмечал: «Я не чувствую, не могу чувствовать симпатию к цензуре!»
Об оппозиционерах, например о левых и республиканцах-оппозиционерах, в газетах 30–40-х годов не писали. Из СПН средства массовой информации получили такую установку: «Должно было остаться впечатление, что все эти люди умерли, их больше нет». О властях можно было писать строго определенным образом. «Для нас вчера, как и сегодня, есть только одна правда, один путь, один свет — Салазар»,— сформулировал главный принцип работы, пожалуй, самый яркий из журналистов-пропагандистов того времени Идалио Кошта Брошаду...