“СОГЛАСИТЬСЯ О НЕСОГЛАСИИ”
В базовом фрейме идеалы/польза для россиян характерны жесткое разделение и противопоставление “высоких”, “духовных” идеалов (святынь, ценностей) и “низкой”, “шкурной” пользы. В российской политической борьбе эта особенность проявляется таким образом. Сторонники каждого не сфабрикованного “сверху”, а действительно идейного политического движения, партии (например, сейчас это коммунисты, другие “левые”, а также социал-демократы – “яблочники”, представители “Другой России”, Объединенного гражданского фронта, “Солидарности” и т.д.) претендуют на монополию владения “высокими идеалами”. Остальных претендующих на идейность и прин-
ципиальность они считают либо обманщиками-лицемерами, либо безнадежно отсталыми, либо кем-то обманутыми. Соответственно, вся сфера межпартийного взаимодействия, поиск компромиссов, переговоры и, тем более,
торг сразу со всеми относятся к области низкой “выгоды” (а то и “грязной политики”, не достойной “высоких идеалов”). Идущие на компромисс тут же объявляются предателями. Ясно, что при таких общих установках никаческий принцип практики многостороннего оппортунизма изначально крайне нетерпимых друг к другу конфессиональных групп в Англии конца XVII в. Крайне острыми были конфликты относительно церковной власти над университетами. Получи эту власть одна конфессия, тут же пострадали бы все иноверцы – профессора, аспиранты, студенты и желающие поступить
в университет. “Патовую” ситуацию конфликта разрешили через отказ от принуждения или запретов в области веры. Затем через французское Просвещение, становление идей о равных правах и свободах гражданина в Американской
и Французской республиках веротерпимость стала распространяться все шире и шире. Англичане “поступились принципами”, но от этого выиграли и выигрывают живые люди, причем во многих странах и уже на протяжении трех
сотен лет. Так религиозный оппортунизм (по своей сути – “предательство веры”) обрел статус толерантности – одной из главных ценностей современного цивилизованного мира.
Возьмем более насущный вопрос: где проходит граница допустимого соглашательства оппозиции с правящей группой авторитарного репрессивного режима? Допустимо или нет, например, присоединяться к реформаторским
призывам власти, не брезгующей репрессиями и политическим насилием? Применение нашего критерия дает четкий ответ: вначале необходимо требовать освобождения политических заключенных, прекращения практики политического сыска и преследования представителей оппозиции, критикующих власть журналистов, собирающихся для мирных протестов граждан, поддерживающих оппозицию бизнесменов и вообще всех тех, кто пользуется конституционными правами и не нарушает соответствующие Конституции законы.
Только после соответствующих действий (а не обещаний) со стороны власти возможны и оправданы переговоры о дальнейшем взаимодействии или даже сотрудничестве.
|