Показать сообщение отдельно
  #7  
Старый 14.01.2014, 15:45
Аватар для Слон
Слон Слон вне форума
Местный
 
Регистрация: 13.08.2011
Сообщений: 163
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 13
Слон на пути к лучшему
По умолчанию «Медведь» с якорями

http://slon.ru/blogs/heizhmakov/post/559657/

Михаил Нейжмаков

11.03.11 | 11:30
Кто главный противник «партии власти» на предстоящих выборах 13 марта?

Фото: ИТАР-ТАСС]
13 марта в российских регионах состоится очередной единый день выборов. Выборы законодательных собраний давно перестали удивлять даже глубоко погруженных в проблему наблюдателей. Подготовка к выборам и обсуждение их итогов предсказуемы до мелочей.

Накануне дня голосования несколько экспертных изданий наверняка напишут, что партии «ждет экзамен перед выборами в Госдуму». После голосования обиженные оппозиционеры и им сочувствующие начнут сравнивать нынешние результаты «медведей» с парламентской кампанией-2007. На самом деле единороссы почти всегда получают меньше голосов, чем на последних выборах в Госдуму РФ. Ведь там действовал фактор Владимир Путина, мобилизующий и для местных администраций, и для избирателей.

Зато «медведи» всегда получают больше, чем на предыдущих выборах в заксобрания этих же регионов. Хотя бы потому, что за четыре года многие региональные конфликты удалось погасить или загнать «под ковер». Окончательно расслабиться единороссам в этом марте мешает два фактора. Пара хронически проблемных регионов, о которые «медведи» уже неоднократно «спотыкались». И губернаторы, которые из «паровозов» «партии власти» стали слишком часто превращаться в «якоря».

Территории, где 13 марта будут выбирать заксобрания, можно разделить на четыре группы. Первая – северные регионы, где выборы традиционно обходятся без сюрпризов. Здесь элита консолидирована, оппозиция на региональном уровне слаба, а «партия власти» без труда получает высокие результаты. Это Чукотка и ХМАО. В последнем даже прохладно встреченная многими жителями прошлогодняя замена губернатора вряд ли всерьез повлияет на ситуацию. Правда, на улучшение своих результатов в Югре может рассчитывать «Справедливая Россия». Агитпродукцию «справороссов», сосредоточенную на самых острых региональных проблемах, можно встретить даже в отдаленных поселках. Да и на муниципальных выборах партия поддерживает известных на местном уровне личностей. Подобная тактика дала неплохие результаты на предыдущих выборах местного уровня и может сработать на региональных.

В регионах второй группы громкие политические конфликты часто сочетаются с игрой местных политиков на межнациональных противоречиях. Это Адыгея и Дагестан. Однако прошлые выборы в Госсовет Адыгеи проходили на фоне противостояния тогдашнего президента республики Хазрета Совмена с влиятельной группой местных элит. Эта борьба в итоге привела к его замене. Слухи о возможном присоединении республики к Краснодарскому краю стали поводом для акций протеста «Черкесского конгресса».

Сейчас такого накала внутриэлитных конфликтов в регионе не наблюдается. В феврале 2010 года много шума наделали критические заявления сенатора Аслана Хашира в адрес республиканских властей. Зато в конце того же года тот же политик высоко оценил деятельность главы региона. Оказались нейтрализованы и конфликтовавшие с республиканским руководством главы районов. Так, решением суда был дисквалифицирован глава Кошехабльского района Нальбий Тхаркахов. Тема присоединения Адыгеи к соседнему региону также отошла на второй план. Национальные черкесские организации, конечно же, находят другие темы для протеста. Например, критику подготовки Олимпиады в Сочи. Но эти лозунги не так популярны.

В Дагестане сама предвыборная кампания вполне предсказуема и заканчивается высоким результатом «партии власти». Скандальными могут оказаться сопутствующие муниципальные выборы и процесс подведения итогов голосования. Вспомним предыдущие выборы в Народное Собрание республики.

Третья группа – те самые проблемные регионы с давними внутриэлитными конфликтами и сильной оппозицией. Это Калининградская и Тверская области. Обе побывали под управлением губернаторов-«варягов». Обе связаны с громкими политическими скандалами. Калининградская область – с массовым антиправительственным митингом 30 января 2010 года, Тверская – с неоднократными провалами «Единой России» на муниципальных выборах. Предвидя сложности для «партии власти» в этих регионах, ее кураторы попытались спасти положение.

Прежде всего, были удалены с поля предвыборной битвы непопулярные губернаторы. В Калининградской области прошлым летом ушел с должности Георгий Боос, в Тверской – пока обошлось невключением Дмитрия Зеленина в избирательный список единороссов. Кроме того, местные элиты попытались максимально консолидировать вокруг «Единой России». Отсюда – появление в списках «медведей» большинства знаковых фигур региональной политики.

Обе меры могут немного снизить накал оппозиционных настроений, а против оппозиции играет ее разобщенность. Например, на Калининградчине голоса оппозиционных избирателей разделятся между КПРФ, «Патриотами России», «Яблоком» (куда вошло двое депутатов-перебежчиков из рядов единороссов) и частично – между ЛДПР и «справороссами». Несколько известных оппозиционных лидеров региона (Соломон Гинзбург, Витаутас Лопата, Константин Дорошок) идут на выборы в качестве самовыдвиженцев.

Четвертая – регионы, где элита в целом консолидирована. Это Курская, Нижегородская, Кировская, Тамбовская, Оренбургская области, республика Коми. Даже в Кировской области, где губернатор Никита Белых не возглавляет список «Единой России», с ней идут на выборы вице-премьеры областного правительства Александр Галицких и Олег Казаковцев. Выход из партии отдельных функционеров не несет для нее серьезной опасности. В Нижегородской области давний оппонент губернатора мэр областного центра Вадим Булавинов был вынужден перейти на работу в Госдуму РФ. Другие его критики, Александр Хинштейн и Роман Антонов, теперь курируют предвыборные кампании единороссов в других частях страны.

В некоторых регионах этой группы оппозиция имеет шансы на достойные результаты благодаря сильной команде местных или федеральных фигур в своих списках (Оренбургская область). В других определенные шансы оппозиции дает невысокая популярность областных властей среди части населения (Курская, Тамбовская, Кировская области).

Среди оппозиционеров шанс на достойное выступление почти во всех регионах имеет КПРФ. Сложности могут возникнуть у нее только в Дагестане, где партия в прошлый раз оказалась на грани проходного барьера, и на Чукотке. В Тверской области эта партия может похвастаться успехами на муниципальных выборах, в Оренбургской – сильным составом партийного списка во главе с Николаем Харитоновым. Шансы на заметные результаты есть у Компартии и в Тамбовской области.

В Оренбургской области могут получить заметный результат и «справороссы». Кроме того, их внимание явно сосредоточено на Курской области и Дагестане. В последнем в партийные списки вошли члены центрального руководства партии и видные представители местных элит. ЛДПР может ровно выступить в большинстве регионов.

Наконец, нельзя забывать еще о двух трендах последних месяцев. В 2004–2007 годах отсутствие губернатора во главе списка «медведей» означало его конфликт с партфункционерами на местах или нежелание публично связывать себя с одной партией. Вхождение главы региона в список «Единой России» почти всегда гарантировало ей высокий результат. Случай ставропольского губернатора Александра Черногорова так и остался одним из исключений. Сегодня же высокие «антирейтинги» одних губернаторов и неукорененность в регионах недавно назначенных других все чаще служат для «медведей» помехой. Причем, удаление с политического поля слишком строптивых губернаторов старого призыва не избавляет руководство «Единой России» от необходимости идти на компромиссы на региональном уровне. Только уже не с одним региональным лидером, а сразу с несколькими местными группами влияния.

Напротив, оппозиция все чаще пытается использовать авторитет отставных губернаторов-«старожилов». В октябре 2010 года ЛДПР в Челябинской области пыталась использовать в своей предвыборной кампании образ Петра Сумина. На нынешних выборах «Справедливая Россия» включила в свой список в ХМАО однофамильца экс-главы региона Александра Филипенко.

Так что пока главным «якорем» для единороссов оказались побочные последствия федеральной кадровой политики. Такой вот необычный главный противник. Очень вероятно, что эти тренды еще догонят их на федеральных парламентских выборах. А до них совсем недалеко.
Ответить с цитированием