http://kulturoznanie.ru/politology/fashizm/
Сегодня в политической науке сло*жилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под ним конкретные разновидности по*литических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX века и служивших по*пулистским средством выхода этих стран из послевоенного кри*зиса. Родоначальником фашизма явился бывший лидер левого крыла итальянских социалистов Б. Муссолини. Его теория, бази*ровавшаяся на элитарных идеях Платона, Гегеля и концепции «органистского государства» (оправдывающего агрессивные дей*ствия властей во имя блага преданного ему населения), пропове*довала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, прославляла войну и экспансию.
Характерной разновидностью фашизма был и национал-соци*ализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась большей долей реакционного иррационализма («гер*манский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организа*ции власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а также ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идеологию на приоритете социальных и политических прав некоего мифического народа – «арийской расы». В соответствии с признанием его привилегированности была провозглашена политика поддержки государств «кулътуросозидающих рас» (к настоящим ариям были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских народов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддерживающих куль*туру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки) и беспощадного уничтожения «культуроразрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место занимала раса, защита целостности которой оправдывала и пред*полагала политику экспансионизма, дискриминации и террора. Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют уви*деть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг. XX века, Португа*лии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943—1955), Греции конца 60-х гг. XX века, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили.
Другая точка зрения интерпретирует фашизм как идеологию, не имеющую определенного идейного содержания и формирую*щуюся там и тогда, где и когда на первый план в идейных и практических устремлениях политических сил выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора заслоняет задачи захвата и использования власти.
Таким образом, наиболее предпочтительной идейной основой для фашизма являлись бы доктрины, содержащие признание превосходства тех или иных расовых, этнических, классовых, земляческих и иных групп об*щества. Поэтому от фашистского перерождения не застрахованы ни национальные, ни коммунистические, ни религиозные и дру*гие идеологии, стоящие на принципах политического переуст*ройства общества, сохраняющего привилегированное положение для «коренного населения», приверженцев «подлинной веры», «гегемона исторического процесса» и предлагающие радикаль*ные средства для обеспечения этим группам требуемого общест*венного статуса.
Поэтому общество должно крайне внимательно относиться к появлению на политическом рынке идей, стремящихся закрепить чье-либо социальное превосходст*во в ущерб другим социальным группам и не желающих останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Это позволяет своевременно увидеть опасность нарастания насилия, национального милитаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чреватой разрушением цивилизо*ванного облика общества.