http://www.echo.msk.ru/blog/s_kanaev/1283496-echo/
20 марта 2014, 20:35
Протесты против бессмысленного, а потому беспощадного для сознания водителей транспортного налога (ТН) началась еще в 2009 году. ФАР инициировала его отмену, а чтобы возместить выпадающие из госбюджета средства, предложила увеличить акцизы в цене топлива на АЗС. Принцип справедлив и прост: больше платит тот, кто дальше ездит, чья машина сильнее портит асфальт (средства от ТН направляются на строительство и содержание дорог). Не сразу, но власть придержащие оценили идею и кучно, один за другим спешили обрадовать автовладельцев.
Все — «за»
Сергей Шатиров, зампредседателя комитета Совета Федерации по промышленной политике, сообщил 15 марта 2010 г., что одобрена концепция законопроекта о включении ТН в розничную стоимость бензина. Вдумаемся: то не было ни к чему не обязывающее обсуждение (тема поднималась неоднократно) — в верхней палате парламента приняли стратегическое решение. Шатиров прокомментировал, что эта готовящаяся поправка в Налоговый кодекс «приблизит к совершенству (так и сказал) налогообложение владельцев автомобилей», станет инструментом регулирования интенсивности эксплуатации машин. Еще важный аспект — перераспределит налоговые поступления по регионам РФ: налоги будут поступать в регионы, где ТС эксплуатируются, а не в те, где машины на учете. Законопроектом предполагалось установить налоговую ставку в размере 3-6% от стоимости топлива.
Эти преимущества, вроде, оценили и в правительстве: «Начиная с 2011 года, возможно, будет отменен вообще транспортный налог», – заявил в мае 2010 года тогдашний вице-премьер Сергей Иванов, выступая на заседании комиссии Кабмина по транспорту.
Демонстрация активности
Мы привыкли, что госаппарат не спешит делать решительные шаги, связанные с облегчением налогового бремени (вот если наоборот — то тотчас), а потому все мы легкомысленно не придали значения оговорке «возможно» (зачем бы вице-премьеру просто так заявлять о решениях государственной значимости!). Тем более, что все восприняли шажком в нужном направлении закон, подписанный в декабре 2010 года Дмитрием Медведев (когда он был в ранге президента РФ), вдвое снизивший базовую ставку транспортного налога. Но вскоре автовладельцы ощутили, что это имитация деятельности: ничего не изменилось. Потому что администрациям субъектов федерации вручили прерогативу поднимать или опускать реальную ставку налога в десять раз, в сравнении с базовой. Реакция региональных властей: в подавляющем большинстве случаев конечные суммы ТН оставили на прежнем уровне, а в некоторых регионах налог возрос.
Но вариант поднять акцизы в топливе госчиновники отнюдь не забыли (разве они такое забудут!). «Железные» основания его использовать предоставили обстоятельства. В 2010 году вдруг выяснилось, что стране впору сворачивать дорожное строительство – в бюджете для дорстроя не хватает средств. И тогда Минфин с Минтрансом подготовили законопроект — в год по рублю наращивать долю акциза в цене каждого литра горючего и вырученными деньгами финансировать отрасль. К 2013 году стоимость автотоплива должна была увеличиться на три рубля. План был поддержан.
Согласие означает отказ
Тем временем, идея отмены ТН овладела умами, и в декабре 2012 г. руководитель ЛДПР Владимир Жириновский обратился к президенту Владимиру Путину с предложением все-таки отменить налог. «Вопрос очень важный и очень чувствительный, и в целом нужно стремиться к тому, чтобы все перекладывать в акциз, – ответил президент, — а от транспортного налога потихонечку уходить». Но пояснил, что губернаторы регионов против, ведь сборы с ТН пополняют местные бюджеты. «Они боятся, что мы “обесточим” их доходы. Это надо делать постепенно <переводить ТН в акцизы>, без потрясений, — добавил Путин».
Кто бы подсказал ВВП, что потрясение от «взять да отменить» водители точно переживут.
Президент сказал — пошла реакция: о трансформации ТН, которую все признали справедливой, с тех пор напрочь забыли, налог и акцизы только увеличиваются, растут и поступления в бюджеты. Не сложно прикинуть, на сколько, например, в прошлом году.
Для расчета примем минимальные исходные:
· годовой пробег автомобиля — 10 тыс. км
· расход горючего — 10 л/100 км
· совокупный автопарк РФ (в 2013 г.) — ок. 40 млн. машин (по прогнозу, в 2014 г. он превысит этот рубеж)
· ставшая реальностью «автодоровская» доля акциза в цене горючего — 3 руб./1 л (хотя реально она выше; плюс пропорциональная прибавка НДС, а это также поступление в бюджет, но ею пренебрежём).
Умножаем — и в строке «Итого» цифра: 120 млрд. руб. Только за один год. И исходные цифры явно занижены.
Денег бывает много
Но, может, этого недостаточно, чтобы строить столько, сколько можем? Слово «можем» здесь ключевое — сравните с цифрами из отчета Минтранса РФ.
В 2013 году освоено 776,8 млрд. руб. Однако, не все именно в дорстоевской отрасли. На эти же деньги реконструированы аэропорты в шести городах, в Сочи построен порт с береговой инфраструктурой, финансировались проекты на водном транспорте. Но даже при том, что проделана колоссальная работа (в том числе на территориях чудовищного паводка на Дальнем Востоке), подрядчики недоиспользовали 38,9 млрд. руб. (а в 2012 г. еще 73,8 миллиарда). Более точные результаты работы автодорожной отрасли появятся только в конце марта, но и сейчас можно предположить, что денежных поступлений на ее деятельность уже только от разросшихся акцизов вполне хватает. Что подтвердил и депутат Госдумы Вячеслав Лысаков: «Достаточно было поднять акцизы на один рубль, чтобы компенсировать выпадающую часть» (при отмене ТН – Прим.).
Но ведь все больше взимают и в виде транспортного налога, как такового. Прикинем, сколько казна дополнительно получила только за счет нарощенной величины ТН, опять-таки будем считать по минимуму.
Для автомобилей самой массовой категории — до 150 л.с. налог в прошлом году подняли на 3,5 руб. (несколько больше — с обладателей авто с двигателями с большей мощности). Умножив на количество автомобилей в российском автопарке, получается 140 млн. руб. В масштабе дорстроевского бюджета — мелочь, даже в сравнении со сборами от прибавки акцизов это почти в 1000 раз меньше. Так была ли крайняя необходимость повышать ТН! Тем более, что реально до казны доходит еще меньше: по статистике, недоборы по транспортному налогу составляют примерно треть. Отсюда вывод: суммы от ТН решающего значения для казны не имеют.
Приличные люди — козлы отпущения
Ровно об этом и говорит ФАР, когда называет этот налог экономически необоснованным и несправедливым. Идеология повышения ТН цинична. Накануне введения ценовых поправок депутат Мосгордумы Александр Крутов заявил (почти дословно): мы поднимаем ставки транспортного налога потому, что закон позволяет. И предупредил, что «потолок» ТН еще не достигнут. Это, продолжил он, законный способ принудительного отъема денег у населения, и глупо им не воспользоваться.
Это тем более звучит издевкой по отношению к законопослушным автовладельцам на фоне двух других высказываний. Ведущий специалист столичной налоговой службы Александр Меньков назвал цифру: пунктуально вносят налоги, в том числе ТН, 70% горожан. А доцент Московской юридической академии Александр Карташов привел факт: по причине «взыскать невозможно» в 2012 году списано 33 млрд. руб. задолженностей налоговых уклонистов. Как восполнить недоборы? Да просто! Чужие налоговые грехи пусть «отмаливают» добропорядочные граждане — и подняли ставки ТН.
Та же картина по всей стране. Скажем, долги по ТН в Нижегородской области составили в минувшем году около 1 млрд. руб., по сведениям экспертов ФАР, недоимки по ТН в целом ряде регионов доходят до 40-50%. Способ их восполнить здесь также известен — поднять до «потолка» региональные ставки ТН — закон позволяет это делать местной власти.
Проходят только «круглые»
Федерация автовладельцев России чуть не единственная продолжает настаивать на отмене транспортного налога. Нужно соблюсти формальность, чтобы власти приняли к рассмотрению инициативу ФАР: ее должны поддержать своими голосами не менее 100 тыс. человек. (Непонятно, по каким соображениям в качестве контрольной цифры выбрали именно эту, а не, скажем, 50 или 65 тысяч. Потому что она самая «круглая»? Но ведь голосование по ТН, по сути, — исследование общественного мнения, а в практике социологии опрос считается репрезентативным (дающим право на выводы), если в нем приняли участие не меньше 1600 человек… Но так составлен закон).
Голосование проходит на сайте «Российской общественной инициативы» на странице
https://www.roi.ru/380/. По состоянию на 20 марта за отмену ТН высказались почти 83 тыс. человек. Нас поставили на счетчик: последний день голосования — 3 апреля. Не уповайте на истинность слов «обещанного три года ждут», даже если речь идет о президенте, который говорил о несправедливости транспортного налога. Проголосуйте!