Показать сообщение отдельно
  #1  
Старый 01.04.2014, 22:35
Аватар для "Особая буква"
"Особая буква" "Особая буква" вне форума
Новичок
 
Регистрация: 30.08.2011
Сообщений: 28
Сказал(а) спасибо: 0
Поблагодарили 0 раз(а) в 0 сообщениях
Вес репутации: 0
"Особая буква" на пути к лучшему
По умолчанию *1752. Учет преступлений станет обязанностью прокуратуры

http://www.specletter.com/obcshestvo...schitajut.html

Владимир Жеребенков,
адвокат, экс-следователь Следственного комитета МВД

Не важно, как поработают — важно, как посчитают
Полицию лишат возможности манипулировать статистикой раскрываемости преступлений. Теперь этим будет заниматься прокуратура.
Не важно, как поработают — важно, как посчитают 24 февраля 2011
Дмитрий Медведев обратил внимание прокуратуры на то, что через год учет преступлений станет ее обязанностью. Напомним, норма о передаче этих функции с 1 января 2012 года содержится в пакете законов о полиции. Предполагается, что это избавит правоохранителей от извечного порока — завышения числа успешно раскрытых преступлений. Однако эксперты считают, что эффект от нововведения будет эфемерным. На практике, с введением подобной нормы в каждом органе внутренних дел, в каждой будке с надписью «Полиция» придется сажать по прокурору — ведь первичный учет будет вестись именно там. Собственно, как и сейчас.


Запись с милицейского форума (лексика и орфография автора сохранены — ред.): «Поймите, уважаемые коллеги — вы ведетесь на замечательную мульку нашей расчудесной власти: во всем виноваты менты поганые. Это самый серый, забитый, подконтрольный и самый бесправный элемент правоохранительной системы. Хоть и самый многочисленный. Менты не делением размножаются, а решениями правительства, под вполне определенные задачи. Но на ментов легко можно списать любые собственные и чужие глупости и просчеты. Взрывы, терракты, даже провал политики ЖКХ. Эти стерпят — быдло, хоть и с автоматом. И легко правильно направить возмущение трудящихся — вот они, головорезы-евсюковцы и вообще основа коррупции в России. С ментами же легко проводить опыты — типа нынешней реформы. И прочие полезные предвыборные штучки. А милиция она такая, какой ее делали последние четверть века. Что власть хотела, то и слепила. Вот ФСО власть хотела видеть красивой и обеспеченной — видит. А МВД..., да кому они сдались... убогие...»

Президент потребовал представить конкретные предложения по переводу функции учета преступлений и их раскрываемости от МВД к прокурорам на координационном совещании в Генпрокуратуре. Дмитрий Медведев особенно подчеркнул, что именно на надзорные органы будут возлагаться полномочия по единому статистическому учету заявлений и сообщений о преступлениях, состояния преступности, раскрываемости преступлений, состояния и результатов следственной работы и прокурорского надзора.

Проблему независимого учета пытались решить давно и безуспешно. О том, что в органах внутренних дел отговаривают писать заявления о незначительных преступлениях, не говорил только ленивый. Милиционеры оправдывались тем, что делают это не из-за нежелания работать, а по причине старого советского принципа учета — добиться стопроцентной раскрываемости. Рядовые сотрудники правоохранительных органов объясняли, что начальство требует от них показателей лучше, чем в «соседнем районе», и уж точно лучше, чем в пресловутом АППГ (аналогичном периоде прошлого года). Оперативнику не важно, сколько у него «висячих» краж и грабежей. Милиционеры утверждают, что главное для них — то, что по трупам они всегда работают всерьез, если кто их и укрывает — то никак не оперативники или следователи, а начальство.

Процедура независимого учета не проработана. Трудности возникнут, прежде всего, из-за объема преступлений — прокуратура вряд ли осилит ежедневный учет сотен заявлений и сообщений на подконтрольной территории, особенно в мегаполисах, где живут тысячи граждан.

Эксперты отмечают, что при желании прокуратура и сейчас может отличить реальный статистический отчет от выдуманного: статус учетной карточки нельзя изменить без ее согласия. Полная передача учета потребует увеличения штата прокуратуры, но насколько — пока неизвестно.

Специалисты напоминают, что карточки статистического учета преступлений всегда подписывал прокурор. Поэтому слова главы государства о «возможности манипулировать статистикой» представляются довольно сомнительными.

Работники милиции говорят, что без согласия прокуратуры эти манипуляции в принципе невозможны. На своих форумах они напоминают, что каждый квартал прокуратура забирает на проверку «отказные материалы» из милиции и мало что там находит. Оперативники утверждают, что и они, и прокуратура вместе выполняли «поставленную партией задачу». «Иногда, правда, в стиле маски-шоу происходили реальные проверки в милиции. И дела возбуждались и отказные отменялись десятками. Это когда прокуратуре надо было рассказать о своих показателях борьбы за законность. Но потом все опять садились кружком, и все как-то урегулировалось», — комментирует анонимный милиционер будущую реформу.

Комментирует Владимир Жеребенков, адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов «Закон и человек», экс-следователь Следственного комитета МВД

Решение о передачи обязанности учета возбужденных дел и раскрытых преступлений из МВД в прокуратуру, безусловно, правильное. Сделать это нужно было давно. Неправильно доверять учет самой структуре, которая заинтересована в стопроцентных показателях.

В настоящее время в милиции полно приписок по раскрываемости преступлений. Особенно активно приписки начинают появляться в конце года. Дело еще расследуется, пойдет в суд в феврале-марте, но для улучшения статистики его уже засчитывают в декабре.

Сегодня структура работает только на показатель раскрываемости. Очень много судеб людей и карьер дельных сотрудников было сломано этой системой.

Дошло уже до того, что показатели стали покупать. Есть такое выражение: «купить палку». То есть, договориться с кем-то в учетном отделе ведомства о том, чтобы отделу или конкретному человеку за деньги повысили показатель раскрытых преступлений. К примеру, сотруднику оперативной службы нужно одно «раскрытие». Он обращается в учетную группу, и ему оформляют некое фиктивное раскрытое преступление. Или раскрыл реальное преступление другой сотрудник, а дописали в специальную карточку еще и обратившегося человека, как принимавшего участие в процессе. Вроде как преступление раскрыла не одна служба, а две-три. И показатель вырос сразу у троих.

Такое происходит сплошь и рядом. За счет этого учетники очень неплохо живут.

Кроме того, некоторые заявления граждан о преступлениях не регистрируют в специальной книге учета преступлений, что должно делаться обязательно. Если сумели найти преступника, раскрыли преступление, то заявление регистрируют задним числом. Если не сумели — не регистрируют, чтобы не ухудшать статистику раскрываемости.

Прокуратура не зависит от этих показателей. Она не заинтересована ни в их завышении, ни в занижении. А так как прокуратура с МВД традиционно не дружат, можно ожидать от прокурорских работников объективности. Вряд ли они пойдут на некий сговор с сотрудниками Министерства внутренних дел.

Есть мнение, что в случае перевода функции учета возбужденных и раскрытых дел из ведения МВД в прокуратуру, количество сотрудников последней нужно будет увеличить аж на 50 процентов. Это не так. Сегодня основная функция прокуратуру — надзор за следствием — осуществляется только на начальной и на финальной стадиях следствия. От прокуратуры отделен Следственный комитет. Людям в прокуратуре просто нечем заниматься. По их же собственному признанию, ходят и «бьют баклуши».

Поэтому не нужно никого набирать дополнительно. Достаточно занять уже работающих здесь людей. Это и контроль за следствием увеличит в какой-то мере.

Последний раз редактировалось Ульпиан; 15.04.2022 в 19:41.
Ответить с цитированием