Комментарий к статье 297
1. Статья направлена на защиту чести и достоинства участников судебного разбирательства, поддержание авторитета суда. Неуважение к суду по существу сводится к оскорблению его участников. В ч. 1 устанавливается ответственность за оскорбление любого участника судебного разбирательства (кроме судей, присяжных и народных заседателей, о которых говорится в ч. 2). Следовательно, потерпевшими по ч. 1 могут быть прокурор (обвинитель), защитник, эксперт, обвиняемый, свидетель, секретарь суда, судебный пристав, а по ч. 2 - только лица, участвующие в отправлении правосудия.
2. Понятие оскорбления дается в ст. 130 УК (см. комментарий). Субъектом преступления может быть как участник процесса (например, обвиняемый), так и кто-либо из присутствующих в зале заседания. Поскольку речь в ст. 297 идет о неуважении к суду, надо полагать, что оскорбление, предусмотренное в этой статье, так или иначе связано с предметом или ходом судебного разбирательства, либо хотя и не связано, но нарушает порядок в суде. Поэтому, например, оскорбление, высказанное участнику судебного разбирательства по сугубо личным мотивам и притом не в зале суда, должно квалифицироваться как преступление против личности.
3. Преступление совершается умышленно.
Статья 319 УК РФ, равно как и ранее проанализированная ст. 297 УК РФ - неуважение к суду, является специальной нормой по отношению к статье 130 УК РФ. соответственно при конкуренции общей и специальной норм применению подлежит специальная норма, то есть ст. 319 УК РФ. но в отличие от уголовных дел по ст. 130 УК РФ, возбуждаемых по заявлению потерпевшего (дела частного обвинения - ст. 20, ч. 2 УПК РФ), дела по ст. 319 УК РФ относятся к категории публичного обвинения (ч. 5 ст. 20 УПК РФ).. в отличие от "простого" оскорбления оскорбление представителя власти уголовно наказуемо только при наличии признака публичности. это означает, что сведения, унижающие честь и достоинство представителя власти, выраженные в неприличной форме, становятся достоянием многих лиц, например из публичного выступления, публично демонстрирующегося произведения или из средств массовой информации.
Преступлением является публичное оскорбление как при исполнении представителем власти своих должностных обязанностей, так и в связи с их исполнением. Примером первого случая может быть оскорбление следователя защитником во время следственного действия в присутствии обвиняемого, других лиц, из личных неприязненных к нему отношений, если это оскорбление никак не связано с исполнением следователем своих служебных полномочий (например, оскорбительные выражения о внешности следователя).
Примером второго случая при тех же обстоятельствах могут быть оскорбления, нецензурная брань в отношении следователя за невыполнение ходатайства защитника. Оба случая, как видно из диспозиции статьи 319 УК РФ, образуют состав данного преступления.
Признаки и типичные способы совершаемых адвокатами оскорблений рассмотрены в комментарии к статье 297 - неуважение к суду.
Однако оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ) существенно отличается от состава неуважения к суду по целому ряду признаков:
1. По потерпевшим: ими в ст. 297 УК РФ признаются только суд, лица, участвующие в отправлении правосудия, и участники судебного разбирательства. По статье же 319 УК потерпевшими признаются любые представители власти, в том числе следователи, прокуроры, дознаватели, оперуполномоченные и др.
2. По месту и времени совершения преступления: неуважение к суду (ст. 297 УК РФ) совершается, как правило, в зале судебного заседания или ином помещении суда (например, во время объявленного перерыва). Временем совершения этого преступления является весь период судебного разбирательства дела. По статье же 319 УК РФ оскорбление представителя власти может быть совершено в любом месте и в любое время при исполнении или в связи с исполнением им своих должностных обязанностей (в период предварительного расследования, проверки сообщения о совершении преступления до возбуждения уголовного дела, в рамках ОРМ и т.д.). Например, это может быть и оскорбление следователя во внерабочее время, но в связи с расследованием им уголовного дела.
3. По признаку публичности: неуважение к суду (ст. 297 УК РФ) как оскорбление конкретного лица может быть совершено и один на один, то есть и непублично. По статье же 319 УК РФ оскорбление представителя власти может быть совершено только публично, то есть в присутствии третьих лиц.
Уже эти отличия (прежде всего первые два) указывают на то, что сфера применения состава преступления - оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ), значительно шире, чем состав неуважения к суду (ст. 297 УК РФ).
Длительность временных периодов предварительного расследования, многочисленность его участников (следователи, дознаватели, прокуроры, оперуполномоченные, иные участники следственно - оперативных групп и др.) создают, если так можно выразиться, объективные предпосылки совершения адвокатами анализируемого преступления.
Специфическая обстановка и условия предварительного расследования, разнообразные, часто весьма конфликтные следственные ситуации очень часто провоцируют участников процесса на взаимные оскорбительные действия. В отличие от судебной стадии разбирательства на предварительном расследовании в менее формальной обстановке состязательности сторон защиты и обвинения, резкого, порой "непримиримого" противоречия их интересов практически невозможно избежать конфликтных ситуаций.
|