http://www.hrono.ru/biograf/bio_e/empedokl.php
Эмпедокл (…) из Агригента (ок. 490-430 до н. э.) — древнегреческий философ, врач и политический деятель, глава демократической партии. Э. считал элементами материи четыре первовещества — землю, воду, воздух и огонь, а движущими силами — любовь и вражду.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 540.
Эмпедокл из Агригента (на о. Сицилия) (ок. 490—30 до и. э.) — древнегреческий философ-материалист, идеолог рабовладельческой демократии. В своей философской поэме «О природе» сводил все многообразие вещей к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню. Это учение о четырех элементах (или стихиях) природы в течение многих веков удерживалось в античной и средневековой философии. Соединение и разделение элементов Э. объяснял действием двух противоборствующих сил: притяжения и отталкивания («дружбы» и «вражды»), Преобладание той или другой силы определяет различные стадии циклически происходящего развития вселенной. Большое историческое значение имела высказанная Э. догадка о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний.
Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 537.
Эмпедокл (ок. 490 – 430 до н.э.), древнегреческий философ, поэт, врач, государственный деятель и чудотворец, родился в Акраганте на Сицилии. Сведения о жизни Эмпедокла скудны и нередко сродни мифу. Сограждане высоко ценили его медицинские и ораторские способности, видели в нем мудреца. Эмпедокл был также превосходным поэтом. От двух его поэм, О природе и Очищения, сохранились лишь немногочисленные фрагменты, ок. 350 и 100 строк соответственно. Первая, насколько можно судить, была посвящена главным образом космологии, во второй говорилось о загробных судьбах душ и об их перевоплощениях. Эмпедокл был учеником Пифагора и Парменида, в его философии предпринята попытка синтеза учения элейской школы с представлениями Гераклита. Эмпедокл полагал, что Вселенная образована четырьмя основными элементами: землей, воздухом, огнем и водой. Соединяясь в разнообразных пропорциях, элементы образуют бесчисленные вещи. Вещи, со своей стороны, подвержены разложению, после которого элементы высвобождаются и могут вступать в новые сочетания, хотя сами никогда не меняются. Эмпедокл полагал, что соединение и разделение вызывается любовью и ненавистью, родством или враждебностью. Эти первоначала, Любовь и Вражда, оказываются в космологической картине Эмпедокла главными принципами, мифологическими фигурами, и от того, кто из них главенствует во Вселенной в данное время, зависит характер этапа, в котором пребывает мир. По мнению Эмпедокла, все вещи – живые и наделены мышлением, человек же отличается от всего прочего лишь более развитой способностью к мышлению. Эмпедокл верил в переселение душ, в то, что после смерти душа оставляет одно тело и продолжает существовать в другом. Значительное влияние на последующую философию оказала принадлежащая Эмпедоклу теория возникновения ощущений: все вещи испускают те элементы, из которых они состоят, а воспринимаются они такими же элементами в органах ощущения, «подобное воспринимается подобным». Интересна также своеобразная эволюционная теория происхождения живых существ: на стадии Любви хаотически соединяются случайно возникшие телесные органы, относящиеся к разным животным, и продолжают существование лишь те тела, в которых сошлись воедино органы одного животного. Имеются сообщения, что Эмпедокл умер на Пелопоннесе, однако куда большее распространение имела легенда, будто он покончил с собой, бросившись в кратер вулкана Этна – якобы для того, чтобы скрыть свою смерть и быть причтенным к богам.
Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".
ЭМПЕДОКЛ (V в. до н.э.) из Агригента (Сицилия) — древний греческий философ, поэт, врач, ученый, оратор. Основные произведения Э. «О природе» и «Очищения», изложенные в стихотворной форме, дошли до нас не полностью.
Большое влияние на взгляды Э. оказала Элейская школа. Как и элеаты, Э. полагал, что бытие не возникает и не исчезает бесследно. Однако, в отличие от представителей Элейской школы, Э. полагает, что в основе мира лежат четыре элемента, «корня всех вещей»: огонь, вода, воздух, земля. Эти четыре элемента не являются неподвижными: они сближаются — и возникают вещи, разъединяются — и мир разрушается. Четыре «корня вещей» и силы, их направляющие, одушевлены, «божественны». Элементы взаимодействуют под влиянием двух сил.
Первая сила — сила Любви, Гармонии, «Афродита», соединяющая и примиряющая всё в мире. Другая сила — Вражда, Ненависть, «Арес», разъединяющий вещи. В мире попеременно то берет верх Любовь, то — Вражда. Во время господства Вражды Любовь находится где-то «на задворках» мира, но не исчезает совсем. В центре мира царит Вражда. Затем Вражда отходит от центра к краю Вселенной, Любовь продвигается к центру. В мире происходит вечное возвращение, ритмическое повторение фаз Любви и Вражды. Во время господства Вражды вещи максимально отдаляются друг от друга, во время господства Любви каждый предмет теряет свое своеобразие, природа превращается в Единое, приобретает шаровидную форму. Между этими крайними точками находятся «переходные периоды», когда мир представляет собой определенное соотношение Любви и Ненависти, единства и многообразия.
Согласно Э., все вещи также представляют собой соотношение четырех элементов в определенных пропорциях. Так, нервы в живых телах образуются из земли и огня и двух частей воды; кости состоят из двух частей воды, двух частей земли и четырех частей огня. Все отдельные вещи возникают благодаря «природе и случаю», а не сознательному замыслу. Вслед за Анаксимандром Э. развил оригинальную концепцию происхождения живых организмов. В период господства Любви возникают отдельные части живых организмов, которые свободно носятся в пространстве. Затем эти части срастаются, и возникают целые организмы, но часто они нежизнеспособны. Те организмы, которые выживают, начинают размножаться, передавая потомству свои характерные черты, которые возникли благодаря случаю. Одни живые существа стали жить на земле, другие — в воде сообразно «темпераменту» — преобладанию того или иного первоэлемента.
Э. предложил свою версию чувственного познания. От вещей исходят «испарения» или «истечения», которые «узнаются» органами чувств, подобное постигается подобным: вода «узнаёт» воду, огонь «узнаёт» огонь. Органы чувств не подменяют друг друга, каждый орган рассчитан на определенный тип восприятия. Зрительное восприятие основано на первоэлементе огня, который находится в центре глаза. Зрительное восприятие — результат двух видов истечений: от предметов к глазу и от глаза к предметам. Есть у Э. и идеи о цикле перерождений человека, а также о возможности прервать этот процесс и вернуться к жизни среди богов. Идеи Э. — своеобразное сочетание натурфилософского подхода и мифологических представлений.
Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 455-456.
ЭМПЕДОКЛ из Акраганта, Сицилия (490/487/482- 430/424/423) - древнегреческий философ, врач, жрец и чудотворец, оратор и государственный деятель, почитался учениками как божество. По преданию, отказался от царской власти в пользу занятий философией. Согласно Аристотелю, создатель риторики. Основные сочинения: поэмы "Очищения" и "О природе" - сохранилась 1/10 стихов (порядка 350).
Мировоззрение Э. отличалось явным дуализмом (мировоззрения поэм противоречат друг другу): профетическая религия спасения соседствовала с натурализмом, мистика метемпсихоза - с элементами научного рационализма, первобытная по сути демонология - с ориентацией на опыт. (Не случайно, что в литературно-философской историографии Э. именуют то "поэтичнейшим из философов", то "философичнейшим и ученейшим поэтом".) Объяснения этому феномену выдвигались различные: от скачкообразной духовной эволюции Э. до его принципиального дуализма (наличие "водонепроницаемых перегородок" в его голове и, соответственно, в философском учении). По Гегелю, "Эмпедоклово понятие синтеза не потеряло значения до настоящего времени". Космогония Э. в целом носила натуралистический характер: оболочка космоса - затвердевший эфир, огненные звезды прикреплены к небесному своду в отличие от планет, свободно парящих в пространстве. Космос -- лишь небольшой фрагмент Вселенной, остальное - необработанная материя. Разделяя мистическое миропонимание орфиков, Э. утверждал, что неизменные самотождественные элементы мира, "корни всех вещей" (огонь, воздух, земля, вода), вечно находясь в состоянии смешения, соединения и разделения, несотворимы и неуничтожимы. Элементы эти, произошедшие "от природы и случаем", по мысли Э., переходят из одного крайнего состояния абсолютного смешения и в противоположное - абсолютного разделения под воздействием активных нематериальных начал - "Любви" и "Вражды". (Кодировка главных понятий миропонимания Э. являлась чисто мифологической: огонь - Зевс, земля - Гера и т.д.) Одной из фаз этого процесса у Э. выступает ступень зоогоническая. (У Э. идея морфологической соотнесенности Вселенной и человека, макро- и микрокосма, как и у философии досократиков в целом, принципиальна и осознана.)
Живые существа, по Э., формируются путем отбора наиболее приспособленных к жизни комбинаций фрагментов их тел. Члены, неспособные соединиться в организм, превращаются в неудачно сочлененных "монстров", последние, в свою очередь, - в бисексуальные образования. Последней стадией этого процесса является формирование полноценных животных с половой дифференциацией. Не разделяя чувственное восприятие и интеллект, Э. утверждал, описывая наряду с физическими и физиологическими процессами, также и феномен ощущений у живых организмов, что от воспринимаемого объекта постоянно отделяются материальные "истечения", проникающие в "поры" органов чувств. Э. выступал сторонником учения о цепи перевоплощений души в телах растений, животных и людей как наказании за преступление меры (ср. с семантикой апейронизации у Анаксимандра). После очищения от скверны этот "круг рождений" завершается. В конце жизни уехал в Пелопоннес, где и умер (есть легенда, согласно которой Э. бросился в кратер Этны). В 20 в. к творчеству Э. обратились представители художественного модерна (во многом благодаря Кэрроллу), его трактовали как основоположника "неевклидовского видения реальности", как протагониста художественной картины мира неклассического типа. По текстам Э. предпринимались попытки решения ряда вопросов исторического глоттогенеза теоретических дисциплин (было выяснено, что эпитеты Э. всегда оттеняют "какую-нибудь сущность или внутреннюю активность вещи").
Творчество Э. рассматривается в контексте мифопоэтических корней его языка; его словаря и спектра вербальных средств выразительности; логических и коммуникативно-дидактических характеристик. В настоящее время остаются открытыми проблема генезиса философии Э., равная проблеме исторического начала философии как таковой, а также теоретическая реконструкция его понимания рационального знания: субъект философии Э. не столько познает бытие как нечто внеположное себе, сколько узнает в нем однотипную с ним реальность.
А.А. Грицанов
Новейший философский словарь. Сост. Грицанов А.А. Минск, 1998.
ЭМПЕДОКЛ (…) из Акраганта (ок. 490 - ок. 430 до н. э.) — древнегреческий философ. По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая традиция рисует его оратором и государственным деятелем (вождь демократической партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманско-знахарского типа. Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о душе в поэмах Эмпедокла находится в полном соответствии с этим образом. Основные его сочинения — две гексаметрические поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок. 1/10 стихов). Натурфилософия Эмпедокла — синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции: 4 традиционные стихии ионийской физики — огонь, воздух, вода и земля получили статус элементов (Эмпедокл называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций; органические вещества образуются из их сочетания в определенной пропорции. Эмпедокл принял тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» — лишь неправильно употребляемые имена, за которыми стоит чисто механистическое «соединение» и «разъединение» элементов. Т. к. для обозначения элементов используется мифологический код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персо-нифицируется как «любовь» и «вражда», или «ненависть». Космогония Эмпедокла, примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1) эпоха «любви» — все эле-менты слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные эле-менты и соединяя однородные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогоническая) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени: 1) отдельные члены, не способные со-единиться в организм; 2) неудачные соединения членов — монстры; 3) бисексуальные существа, не способные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об Андрогине в «Пире»); 4) полноценные животные с половой дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать «эволюционной», поскольку каждая новая ступень «вырастает из земли».
Наряду с теорией «четырех элементов», которая благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущений Эмпедокла (для него самого бывшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувственное восприятие и интеллект). Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Эмпедокла универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы. Субстратом сознания Эмпедокл считал кровь. В «Очищениях» излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны (см. Орфизм). Гален считал Эмпедокла основателем сицилийской медицинской школы; как учитель Горгия он стоит у истоков греческой риторики. Ревностным почитателем Эмпедокла в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время — представители романтизма (особенно Гельдерлин).
А. В. Лебедев
Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV, с. 437-438.
Далее читайте:
Философы, любители мудрости (биографический указатель).
М.Ф. Пахомкина. Философия. Задачи, упражнения, тесты, творческие задания: учебно-практическое пособие / М.Ф. Пахомкина. – Хабаровск: Изд-во Хабар. гос. техн. ун-та. 2005.
А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с.
Фрагменты:
DKI, 276-375; Bollock J. Empedocle, t. 1-3. P., 1965-69 (критич. изд. «О природе» и комм.);
Zunti G. Persephone. Oxf., 1971 (критич. изд. «Очищений» и комм.);
The poem of Empedocles, Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments, ed. N. Van der Ben. Amst., 1975;
Empedocles: The extant fragments, ed. by M. R. Wright. New Haven, 1981;
Лебедев. Фрагменты, с. 330—414.
Фрагменты ранних греческих философов, ч. 1. М., 1989
Литература:
Семушкин А. В. Эмпедокл. М., 1985;
Семушкин А.В. Эмпедокл. М., 1994
Kingsley P. Empedocles and his interpreters: the four-element doxography.— «Phronesis» 1994, 39, p. 235—254;
Inwood B. The Poem of Empedocles. Toronto, 1992;
O'Brien D. Empedocles' cosmic cycle. L.—N. Y., 1969 (лит.);
KranzW. Empedokles. Antike Gestalt und Romantische Neuschopfung. Z., 1949;
Long A. A. Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties.— Mourelatos A. P. D. The Presocratics. Garden City, 1974, p. 397—425.