
Как и ожидалось многими, ЦБ все же вышел с продажей долларов на рынок, не дожидаясь пробоя верхней границы 9-рублевого интервала, но не «насовсем», а в рамках 1-дневных свопов, что, по замыслу, должно помочь банкам закрыть возникший пик коротких валютных позиций в связи с погашением ранее взятых кредитов. Уже вчера вечером новость, очевидно, просочилась на валютный рынок, и доллар торговался в немногочисленных сделках по 38.2 (хотя днем до этого улетал почти к 39), сегодняшний официальный курс на 33 коп. меньше вчерашнего, примерно так же (-37 коп.) реагировал евро.
Чтобы не привлекать спекулянтов, ЦБ установил рублевую доходность операции в 5.5% - значительно ниже объявляемых ставок по привлечению на межбанковском рынке (MI bid) – текущий уровень - 7.5-7.6%. Дневной лимит в 1 млрд. долл., конечно, уступает астрономическим интервенциям в 11.4 млрд., которые потребовались 3 марта после объявления разрешения СФ использовать войска РФ в Украине, но, по-видимому, достаточен для временной разрядки ситуации на рынке (среднедневной объем торгов в последнее время 8-9 млрд. долл.)
Дефицит валютной ликвидности начал ощущаться уже в несколькими неделями раньше, показателями чего служили рухнувшие ставки по рублям, привлекаемым через валютные свопы (операция, обратная введенной сегодня). В частности, спрэд между ставкой овернайт по валютному свопу и аналогичной ей межбанковской ставкой (RUONIA) достигал -50 баз.п., тогда как исторически привлечение рублей через валютные свопы обычно стоило чуть дороже.
Ожидалось, что упреждающее решение о снабжении банков валютной ликвидностью через свопы по продаже долларов ЦБ может принять на своем заседании по денежно-кредитной политике в пятницу, 12, - особенно в свете содержавшихся статье Ксении Юдаевой намёков, что регулятор готов к развертыванию нестандартных инструментов. Однако это было сделано лишь вчера, когда ситуация уже грозила выйти из-под контроля.
Возможно, уже сегодня ЦБ следовало бы пересмотреть и свое непродуманное пятничное решение по ставкам, чтобы ускорить возвращение рынка в равновесие с помощью более жестких условий кредитования и высоких ставок по депозитам, поскольку потребности в валютном рефинансировании с следующие 18 мес. останутся высокими (около 80 млрд. долл.). Самой большой угрозой для финансовой стабильности в период, пока санкции ограничивают рефинансирование, будет оставаться долларизация сбережений населения и компаний, измеряемых десятками трлн. руб.